ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(294)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(294)
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ)
Наиболее интересным в изучении практики применения юридической ответственности за административные правонарушения является рассмотрение оснований и порядка производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних.
Так, например, в 2023 г. в Республике Крым возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на 15,5%. При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, ниже, чем в целом по России, и составил 3,1% (в России - 3,7 %) [4].
Среди субъектов системы профилактики административных правонарушений несовершеннолетних основное место занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), которые должны «реализовывать согласованность работы и контроль за превентивной административной деятельностью всех субъектов предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3, с. 52].
По данным Республиканской комиссии Республики Крым причины постановки семей на профилактический учет комиссий различны: злоупотребление родителями спиртными напитками - 97 семей (51%), ненадлежащее исполнение родительских обязанностей - 85 семей (45%), жестокое обращение с детьми - 7 семей (4%). Полных семей - 72 (38%), из них многодетные - 17 семей. Неполные семьи - 117 (62%), из них многодетные – 19.
По состоянию на 01.01.2024 г. индивидуальная профилактическая работа осуществляется субъектами системы профилактики в отношении 10 657 детей и подростков, в том числе:
- 3 465 (32,5%) несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- 1 532 (14,4%) несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел республики [4].
Согласно ст. 2.3 КоАП РФ [1] лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, подлежит административной ответственности. Несовершеннолетний согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] - это лицо, не достигшее возраста 18 лет. Таким образом, в ст. 2.3 КоАП РФ речь идет о лицах в возрасте от 16 до 18 лет.
КоАП РФ относит к подведомственности КДНиЗП следующие категории дел об административных правонарушениях:
1) дела об административных правонарушениях, которые совершают сами несовершеннолетние;
2) дела об административных правонарушениях, которые совершаются в отношении несовершеннолетних.
Можно констатировать, что КДНиЗП обладают официальной властью, предоставленной государством. Комиссии при рассмотрении дел об административных правонарушениях и, если есть состав правонарушения, назначают административное наказание. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ под административным наказанием понимается установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.
Процессуальные действия по делу об административной ответственности, включая правонарушения, совершенные несовершенными детьми, включают в себя всестороннее и объективное изучение обстоятельств дела с целью разрешения его в порядке, установленном законодательством.
Выделяются три обязательные стадии производства:
- возбуждение дела об административном правонарушении;
- рассмотрение дела об административном правонарушении;
- исполнение вынесенного по делу об административном правонарушении постановления.
Протокол административного правонарушения является главным документом для привлечения нарушителя к ответственности в соответствии с законодательством. Документы, такие как справки и информационные сообщения от полиции или из школы, не могут быть признаны основанием для административного наказания. Но эти документы могут быть рассмотрены на заседаниях КДНиЗП и выступать основанием для применения к несовершеннолетним, которые совершили антиобщественные действия, не являющиеся административными правонарушениями, мер общественного воздействия, предусмотренных законодательством. В отношении родителей, которые не уделяют должное внимание воспитанию детей, за исключением случаев административного или уголовного правонарушения, также могут быть применены указанные в этих актах средства общественного воздействия (в зависимости от того, что они совершили).
В отношении лица, обвиненного в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются административные дела, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, по месту жительства.
Но возникает вопрос, где рассматривать материал и что считать местом жительства, если несовершеннолетний является лицом «Без определенного места жительства»? КоАП РФ данный вопрос не урегулирован. Это позволяет данной категории граждан от ответственности уклоняться.
Согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, рассмотрение административного дела происходит в течение 15 дней со дня поступления протокола о нарушении и других материалов дела. Комиссия имеет право на продление сроков рассмотрения административного дела не более, чем на один месяц, если имеются ходатайства участников или требуется дополнительное исследование обстоятельств дела. Согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, комиссия обязана вынести обоснованное решение.
Согласно статье 29.1 Кодекса об административных правонарушениях, при подготовке к судебному разбирательству необходимо выяснить следующие вопросы:
- Решение данного вопроса находится в компетенции комиссии.
- Каковы правила составления протокола об административной ответственности и иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ?
- Какие обстоятельства исключают возможность производства по делу?
- Комиссия может принять решение о том, необходимо ли истребовать необходимые дополнительные материалы для рассмотрения дела по существу.
- Имеются ли отводы и ходатайства?
Согласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, определение о приведении лиц, не явившихся без уважительных причин для рассмотрения административного спора, может быть вынесено КДНиЗП. Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в случае, если от лица не поступало ходатайство о приостановлении судебного разбирательства или если оно было отклонено, суд может рассмотреть дело без него.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего лица согласно ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.12 КоАП РФ определение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании КДНиЗП.
В деятельности КДНиЗП появился такой вид документов как представление. Суть его заключается в том, если комиссия, рассматривая дело об административном правонарушении, выяснила, что этому способствовали какие-либо упущения в школе, по месту работы, то она выносит представление тем органам, кого оно касается. Соответствующие организации, должностные лица должны рассмотреть представление в течение 1 месяца со дня его получения и сообщить в КДНиЗП о принятых мерах.
Две стадии административного процесса, связанные с возрастными особенностями данной категории граждан, включают в себя две стадии: стадию возбуждения дела о административном нарушении несовершеннолетних и рассмотрение его по существу, что является наиболее значимой особенностью. Для максимального воздействия на юных нарушителей правопорядка именно они имеют значительные возможности.