ТРАСОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Конференция: CCXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТРАСОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
TRACOLOGY AS A BRANCH OF FORENSIC TECHNOLOGY
Ilya Makeev
Student, Federal State Budgetary Educational Institution Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia, Lipetsk
Alexander Kornev
Scientific supervisor, Candidate of Law sciences, assistant professor, Federal State Budgetary Educational Institution Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia, Lipetsk
Аннотация. Статья посвящена трасологии как отрасли криминалистической техники, раскрывается ее место среди других отраслей. Автор указывает на особенности следообразования, отмечает специфику деятельности экспертов-криминалистов на месте преступления. Помимо этого, отмечается несовершенность трасологии, как совокупности знаний и технических средств, содействующих раскрытию преступления, и обосновывается необходимость ее совершенствования.
Abstract. The article is devoted to tracology as a branch of forensic technology, reveals its place among other industries. The author points out the peculiarities of trace formation, notes the specifics of the activities of forensic experts at the crime scene. In addition, the imperfection of tracology is noted as a set of knowledge and technical means that contribute to the detection of a crime, and the need for its improvement is justified.
Ключевые слова: трасология, криминалистика, следы, криминалистическая техника, эксперт-криминалист, проблемы трасологии.
Keywords: tracology, criminology, traces, forensic technology, forensic expert, problems of tracology.
Современное расследование и раскрытие преступлений невозможно без обнаружения и изъятия следов. Еще с незапамятных времен известно, что человек везде оставляет свои следы. Даже если преступник пытается скрыть часть своих следов, какие-то из них все равно остаются на месте преступления.
Понятие «следа» понимается учеными в широком и узком смысле. В широком, следы – любые последствия материального характера, изменения объекта или обстановки вещей. В узком смысле следы являются отображением одного объекта на другом при их контакте. Изучить понятие, закономерности образования следов, а также разработка и совершенствование средств их обнаружения и изъятия призвана трасология. [1, с. 73] Являясь центральным разделом криминалистической техники, трасология имеет свои цели, задачи и методы. Наука включает в себя: общие положения, исследование следов человека, исследование следов орудий и инструментов, исследование следов транспорта, следов животных, микротрасологию и исследование иных следов. [2] Главная задача трасологии – с помощью обнаруженных следов ответить на вопросы «кто совершил преступление?» и «как (чем) совершил преступление?».
В своем исследовании советский криминалист Р.С. Белкин [3] традиционно выделяет три группы следов: следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества. К первой группе относят следы пальцев рук, следы подошв обуви, след от автомобильной шины и т.п. Следы-предметы указывают на характер действий преступника такие как след от монтировки, замки со следами вскрытия путем взлома, повреждения или подбора ключа, осколки разбитого стекла и прочее. Следы-вещества изымаются для установления их природы. Например, изъятое вещество бурого цвета, может быть кровью преступника или быть просто пятном от краски.
Образование следа как правило сопровождается взаимодействием двух поверхностей. Одна из них будет следообразующей, а вторая следовоспринимающей. Одним из очевидных примеров является палец, касающийся грани стакана и оставляющий на нем отпечаток.
В ходе работы на месте преступления эксперту-криминалисту недостаточно обнаружить следы. Необходимо принять меры к недопущению их уничтожения или изменения, изъять, упаковать и только потом приступить к их исследованию. Не стоит забывать и о правильном составлении процессуальных актов, будь то протокол осмотра, обыска, досмотра и т.д. На практике зачастую эта задача возложена на дознавателя или следователя. Нередки ситуации, когда предмет, на котором обнаружен след, изъять не представляется возможным в силу его громоздкости или нецелесообразности. Тогда эксперт делает слепок или отпечаток следа. Например, объемный отпечаток обуви на земле неразумно изымать, снимая верхний слой дерна, к тому же высок риск его утратить. Логичнее и эффективнее будет залить его гипсом и получившийся слепок уже изъять. На практике же сейчас к такому методу прибегают нечасто, след обуви фиксируют с помощью фотосъемки. [4]
Изъятые предметы необходимо упаковать таким образом, чтобы предмет не утратил нанесенного на него следа и не утратился сам. Например, хрупкие предметы помещают в жесткую коробку с мягким наполнителем. Изъятое снабжают биркой с пояснительной надписью, в которой отражена информация о том, что изъято, кем изъято и где обнаружено. Участвующие в следственном действии лица (следователь/дознаватель, эксперт, досматриваемое лицо, понятые и иные) ставят свои подписи на бирке. Упакованный предмет оклеивается оттиском печати органа, в котором несет службу сотрудник полиции. На практике, для облегчения соотнесения изъятых вещей и зарегистрированного происшествия, на бирке указывают номер КУСП. Ряд исследователей выделяют в качестве отдельной группы следов запахи. Криминалистическая одорология призвана изучать запахи в качестве следа, разрабатывать методы их обнаружения, изъятия и хранения. Специфика заключается в недолговечности запаха и его особенностями его обнаружения. Зачастую на практике для обнаружения запахов применяют обученных служебных собак. Она способна почувствовать запах наркотического средства или взрывчатого вещества. С ростом количества ложных сообщений о минировании зданий и сооружений, значение криминалистической одорологии возрастает. Признавая важность трасологии, существует ряд проблем в данной области криминалистики. С появлением новых компьютерных технологий и усложнением программного обеспечения, сотрудникам требуется постоянное повышение квалификации. [5, с. 46] Вместо системного обучения работе на новом программном обеспечении, знания зачастую передаются стихийно «из уст в уста». Проще говоря, наиболее обученный сотрудник, на пальцах объясняет другому сотруднику как работать с новым программным обеспечением или оборудованием. Зачастую это обуславливается нехваткой времени для проведения учебных курсов или отсутствием необходимого количества сотрудников для проведения занятий. Нехватка практических и теоретических знаний в деятельности экспертов-криминалистов неизбежно влечет за собой ошибки в фиксации и изъятию следов, а также приводит к неправильному или неполному отражению произведенных действий в процессуальных документах. Сегодня, несмотря на стремительно растущее количество уличных средств видеофиксации, способных запечатлеть противоправное деяние, маршрут преступника, и его внешность, трасология все еще играет одну из важнейших ролей в установлении субъекта преступления. Современные камеры пока что не обладают высоким качеством изображения, позволяющим с точностью указать на преступника. Стоит закрыть лицо маской или встать спиной и видеонаблюдение теряет свою эффективность. Изъятие следов при совершении большинства преступлений на данный момент является основным мероприятием, проводимым на месте происшествия. На практике, руководители следственных органов и органов дознания требуют присутствия экспертов-криминалистов при получении сообщений с признаками состава преступления, где возможно наличие следов.