ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Действующие на сегодняшний день федеральные органы исполнительной власти образуют особую систему. На протяжении последних лет система федеральных органов исполнительной власти неоднократно изменялась. Последняя административная реформа органов государственной власти установила трехуровневую систему, включающую в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Каждый из этих видов органов государственной власти обладает своими характерными особенностями, но их объединяют и общие признаки, без наличия которых невозможно было бы объединить всех их в одну группу органов государственной власти. В целях оптимизации структуры некоторые органы исполнительной власти упразднялись при установлении избыточных и дублирующих функции либо создавались новые органы власти. Однако, несмотря на предприняты действия административная реформа так и не решила всех проблем, имеющих место быть в сфере государственного управления.
Во-вторых, проблематика изучения деятельности исполнительной власти в недостаточной степени разработана современными отечественными правоведами. Можно констатировать о неоднозначном понимании данного правового института, изучение которого способствовало появлению различных теоретических концепций относительно сущности и значения федеральных органов исполнительной власти, определения их целей и задач.
Следует обратить внимание на поправки в Конституцию РФ, которые внесли достаточно существенные изменения в отечественную модель конституционного устройства, затрагивая в том числе статус Правительства РФ, его полномочия, взаимодействие с иными органами государственной власти. В частности, еще больше возросло влияние Президента РФ на формирование и деятельность Правительства РФ, что позволяет говорить о нахождении исполнительной ветви власти фактически под подчинением главы государства.
Проблемы деятельности исполнительной власти во многом обусловлены недостаточным финансированием, приводящим к невысокому уровню заработной платы, и текучке кадров, недостаточным профессиональным уровнем сотрудников, проявлением коррупции в деятельности органов исполнительной власти.
В настоящее время проблема противодействия коррупции в России чрезвычайно высока. Во многих правовых документах коррупция обозначена в качестве одной из основных угроз национальной безопасности.
Так, в утвержденной Указом Президента РФ от 31.03.2023 № 229 [1] Концепции внешней политики Российской Федерации транснациональная организованная преступность и коррупция названы как представляющие растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров.
Специфика управленческой деятельности проявляется в том, что это преимущественно умственная, интеллектуальная, во многом творческая работа, не всегда поддающаяся количественным измерениям.
Государственное управление осуществляется всеми органами государственной власти: исполнительной, законодательной, судебной. Содержательное наполнение управленческих процессов преимущественно исполнительно-распорядительской деятельностью предопределяет весомую роль исполнительной власти в реализации механизма государственного управления. Именно правительством и органами исполнительной власти выполняется функция государственного управления и решения текущих управленческих вопросов в различных сферах. Они отвечают за формирование и реализацию государственной политики в этих сферах.
Правовые основы деятельности исполнительной власти заложены действующей Конституцией РФ. В частности, в ст. 10 основного закона говорится о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Глава 6 Конституции РФ посвящена регламентации конституционно-правового статуса Правительства РФ, особенностям взаимодействия с иными органами государственной власти.
Статистические данные МВД России свидетельствуют о том, что в 2022 году зарегистрировано 33170 преступлений коррупционной направленности, что больше на 0,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года [2].
В тоже время коррупция характеризуется высоким уровнем латентности, не все коррупционные нарушения выявляются. Помимо этого, в статистические сведения не включены административные и дисциплинарные коррупционные правонарушения, количество которых является еще более значительным. Проблематика противодействия коррупции представляет особую внимание, поскольку данное негативное социально-правовое явление не только разрушает основы государственного управления, нарушает нормальный порядок функционирования контрольно-надзорных органов, угрожает общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, подрывает доверие населения к государственной власти.