Социальное государство: проблемы и перспективы.
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Социальное государство: проблемы и перспективы.
В статье анализируются проблемы, связанные сформированием социального государства в России.
Политическая и социально-экономическая ситуация в России в последнее время переживала много реформ, но, к сожалению, совершенствование законодательства в социальной сфере еще актуально. Перемены осуществлялись по остаточному принципу, что привело к кризисным ситуациям. Поэтому, одной из главных задач является разработка новой модели социального государства, способного разрешить проблемы, связанные с успешностью политики государства в данной сфере.
Статья 7 Конституции РФ дает определение социальному государству и предусматривает охрану труда и здоровья людей, фиксированный минимальный размер оплаты труда, поддержку семей государством, защиту материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитую систему социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты [4].
На основе данного положения можно сделать вывод о том, что социальное государство является гарантом общественных благ, предоставляемых государством.
Юридическая природа социального государства у ученых вызывает множество споров.
Так, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев в своей работе пишут «Социальное государство дарует всеобщее благо, утверждает в обществе социальную справедливость, ослабляет материальное, и иное социальное неравенство, оказывает помощь слабым и обездоленным, предоставляет работу, или другой источник существования, заботится о сохранении мира в обществе, делая благоприятной для человека жизненную среду [6, с.488]. «Экс-спикер Государственной Думы Г. Селезнев продолжает «Социальное государство – это такой тип государства, при котором в государственной политике главным приоритетом является социальное благополучие каждого человека и всего общества [5, с. 63–70]».
При этом другой автор, изучивший данную проблематику Е. Фомкина напротив, считает, что в России существуют препятствия на пути к формированию социального государства, в частности, монополизированы важные виды сбыта и производства. Развитое, сформированное гражданское общество и правовое государство отсутствует. У политических партий, которые существуют в России, нет четких социальных программ [7].
С данным положением, трудно, не согласиться, свидетельством служат следующие факты: 1) В России увеличилась налоговая ставка с 12 до 13%. С 2001 года действует плоская шкала налогообложения, которая вызвала обострение социальной поляризации, тем самым увеличив разрыв доходов граждан до 17 раз [1, с. 212]. 2) Введение ЕГЭ в идеале должно открывать доступ всем к хорошему образованию, но на деле, сегодня в России есть школы, где не хватает преподавателей, школьники не получают весь образовательный стандарт знаний, и, как следствие, успешная сдача ЕГЭ гарантирована детям, обучающимся по стандартам информационного общества. Далее, 3) расходы администраций при распределении права на социальную помощь значительно больше самих пособий, поэтому становятся новым источником коррупции чиновников. Также, яркой иллюстрацией становится законодательство некоторых субъектов. Например, в Карачаево-Черкесской республике, Законом Карачаево-Черкесской Республики от 14 января 2005 года № 20-РЗ «О ежемесячном социальном пособии гражданам, имеющим детей в Карачаево-Черкесской Республике выплачивается пособие 132руб 13к. [3]. Тогда как, Законом Московской области от 28.12.2006 № 260/2006-ОЗ, размер ежемесячного пособия на ребенка составляет: до полутора лет – 2206 рублей; от полутора до трех лет – 3216 рублей; от трех до семи лет – 1104 рубля; от семи и старше – 552 рубля [2]. Как мы видим, размер пособия существенно разнится.
Как же убрать препятствия на пути к социальному государству? Необходимо внести изменения в законодательство. В частности, в пункт 2 статьи 7 Конституции РФ «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», включить уточнение, о едином размере пособий для всей территории РФ. Далее, поднять уровень образования можно привлечением в школы талантливых людей, установив, единую оплату ставки по всей России, взяв за эталон Москву, а не размер заработной платы регионов. Далее, распространить практику юридических клиник не только при юридических Вузах, но и в отдаленных селах и деревнях.
России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства.