Статья:

Борьба спецслужб с коррупцией в начале XX - го века

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Семерков С.С. Борьба спецслужб с коррупцией в начале XX - го века // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Борьба спецслужб с коррупцией в начале XX - го века

Семерков Сергей Сергеевич
студент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Никитин Павел Владиславович
научный руководитель, проф., канд. юрид. наук, доц., Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Данная статья посвящена процессу борьбы большевистской власти с коррупцией. В работе рассматриваются организации и подразделения, осуществляющие вышеупомянутое направление деятельности, а также исследованы нормативно-правовые акты того времени, регламентирующие основные вопросы, касающиеся организации, методов и особенностей их работы.

Коррупция во все времена была большой проблемой для государства. Она проникала не только в экономические отношения, но и в социальные. Меняла мировоззрение людей касаемо соблюдения законности.

С возникновением советского государства началась политика военного коммунизма. Буржуазный капитал не смог исчезнуть из экономики – он стал носить латентный характер. Капиталисты держали свои сбережения в припрятанном состоянии в виде золота, серебра, алмазов, бриллиантов и других драгоценных камней. Это было связано с конфискацией капиталистической собственности в 1917–1919 годах.

В 20–30 годы она достигла очень больших размеров, потому что этот период в российской истории был одним из самых сложных в данном вопросе. Большевики начали искать внутренние средства для установления прочной политико-экономической структуры. В результате чего произошел переход от военно-коммунистической модели к Новой Экономической Политике. Предполагался прямой товарообмен, то есть промышленный товар менялся на сельскохозяйственный. Факторы коррупции стали быстро нарастать в результате того, что были сняты все ограничения в промышленности и торговле. Предпринимательство стало свободным. Буржуазия накапливала свой капитал с помощью государства, так как на начальном этапе она не имела его. Она воровала средства, которые были выделены для улучшения товарооборота в стране. У них были те качества, которые нужны для развития товарно-рыночных форм. В результате чего государство было вынуждено прибегнуть к политике НЭПа, которая была связана с обнародованием решения на X съезде РКП (б) в марте 1921 году по данному вопросу.

Чтобы бороться с проявлением коррупции в эпоху НЭПа, советской власти была необходима служба, которая могла профессионально бороться с проявлением экономического зла. Таким органом стала ВЧК-ОГПУ.

Работа ВЧК была под сильным надзором со стороны ВЦИК, СНК и ЦК РКП (б). Из этого мы можем сделать вывод, что деятельность спецслужбы основывалась на декретах, которые издавались советским правительством. Совет Народных Комисаров (СНК) стал быстро бороться с первыми проявлениями коррупции. 8 марта 1918 года был создан первый в РСФСР антикоррупционный закон – декрет СНК «О борьбе со взяточничеством». Здесь мы можем убедиться в том, что борьба с экономическими преступлениями приобрела опасный характер. В этом законе были определены лица, несшие прямую ответственность за взятку. К ним относились люди, состоявшие на государственной службе в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике. Смысл преступления заключался в принятии взяток за выполнение действия, входящего в круг их обязанностей или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства.[1] Данный декрет фиксировал не только получение взятки должностным лицом, но и её дачу. Несколько лет спустя была создана Особая межведомственная комиссия на основании выхода декрета СНК от 21 октября 1919 года, в состав которого входили руководители ряда наркоматов ВЧК, ВСНХ и ВЦСПС. Комиссия занималась вопросами борьбы с коррупцией в хозяйственных органах государства. Именно в них первоначально начали складываться различного рода махинаций по обогащению буржуазии, так как начальники различных государственных форм хозяйствования напрямую обладали административным ресурсом. Это было связано с возникновением командной экономики.

Но борьба с коррупцией не стояла на месте. Постепенно начинается реорганизация ВЧК в Главное Политическое Управление (ГПУ). В результате чего Президиумом ВЧК было принято решение о создании специализированного экономического управления от 21 января 1921 года. Оно начало бороться с 12 основными видами хищнического и нелегального возникновения и накопление частного каптала, которые используются и по сей день: 1) агент и соучастники частного капитала в госаппарате; 2) лжегосударственная форма деятельности частного капитала; 3) злостная контрагентура; 4) неликвидные фонды; 5)хищническая аренда; 6) нелегальная перекупка; 7) контрабанда; 8) государственный денежный кредит; 9) государственный займы; 10) валютный операции; 11) уклонение от налогов и лжекооперирование [2].

В соответствии с Декретом СНК «О борьбе со взяточничеством» от 16 августа 1921 года не была законодательно закреплена верхняя и нижняя границы наказания (лишения свободы) по сравнению с декретом СНК от 8 марта 1918 года. ВЧК-ГПУ само определяло предел наказания. В новом декрете были внесены некоторые изменения: под взяткой уже не подразумевалась какая-то конкретная вещь, она могла предоставляться в любом виде не только лично, но и через посредника за выполнение действий, входящих в круг служебных обязанностей лиц, состоящих на государственной, союзной или общественной службе, в интересах дающего взятку [3].

Советское правительство понимало, что нужно создать постоянные, а не временные факторы, которые боролись с данным злом, и для этого был создан Уголовный кодекс (далее УК) РСФСР в 1922 году. УК смог укрепить положение ГПУ. В УК статья 114-я и 115-я была посвящена взяткам. Допускалось назначение судами высшей меры наказания в виде расстрела, на основе закона, который действовал в мирное время. В это время основной метод работы ГПУ был оперативный. Происходило задержание большого количества людей для их проверки, чтобы из этого количества выявить тех, кто был причастен к коррупции. Других отпускали и снимали обвинения из-за недостатков доказательств. Карательная политика была направлена на уменьшение репрессий в независимости от социального происхождения.

За 1922 г. органами ВЧК-ГПУ за преступления по должности было арестовано 20750 человек. Полная информация по арестованным органами госбезопасности отсутствует [4].

Для дальнейшего закрепления положительного результата по борьбе с коррупциногенными факторами ГПУ преобразовывается в ОГПУ 15 ноября 1923 года. В это время происходит создание СССР, поэтому на органы ОГПУ возлагается большая ответственность по пресечению экономических преступлений.

В 1923 году был создан проект о Государственной гражданской службе. Этот проект помогал уже на первоначальном этапе предупреждать коррупцию у государственных служащих. На его основе у ОГПУ появились полномочия о привлечения к уголовной ответственности госслужащих как простых граждан. Подразумевалось подвергать тотальной проверке доходы данных лиц. Недобросовестным сотрудникам стало сложнее прятать свой нелегальный доход и это приводило к уменьшению количества совершения противозаконных действий в экономической сфере.

За 1 полугодие 1923 г. за местными органами безопасности арестованными за преступления по должности состояло 811 коммунистов. Из них было осуждено: 8 коммунистов (0,9% от арестованных коммунистов): к расстрелу – 2, в концлагерь – 6, освобождено – 297, перечислено за другими органами – 425. Осталось по незавершенным делам – 81 коммунист. Информация по арестам за должностные преступления среди коммунистов за 2 полугодие 1923 г. отсутствует.[5] Статистика показывает, что коррупционная составляющая сильно проникла в партийный аппарат, что негативно влияло на экономическую безопасность страны.

В 1924 году ОГПУ расширяет борьбу с должностными преступлениями сотрудников спецслужбы, из которых вытекала коррупционная деятельность, так как обладали административными ресурсами на местах. В приказе ОГПУ от 28 февраля 1924 г. №128 было предусмотрено образование при Коллегии ОГПУ аппарата особоуполномоченного. Этот приказ должен был способствовать укреплению штатного состава спецслужбы, который подвергался проверке. Основное внимание было направлено на моральное состояние кадрового состава ОГПУ. Это способствовало на начальном этапе зарождения преступления производить над ним контроль и своевременно предотвращать его. В результате чего помогло разгрузить орган спецслужб, так как сами сотрудники стали больше осознавать ответственность за совершение экономических преступлений.

В докладной записке к годовому отчету о работе Особого Совещания и судебных заседаний Коллегии ОГПУ за 1927 г. отмечалось уменьшение количества сотрудников ОГПУ, осужденных Коллегией ОГПУ, и изменение характера совершаемых ими преступлений: «Злостные преступления, как растрата, взяточничество, сократились на 200 %, а злоупотребления властью, превышение, дискредитация увеличились [6].

Тщательная работа ОГПУ стала возможной, потому что в 1926 году был введен новый Уголовный кодекс взамен УК 1922 года. Он претерпел ряд изменений, включая дополнения ряда статей по поводу взяточничества, но понятие должностного лица здесь остается практически таким же, каким оно было в 1922 году. Само понятие получение взятки уже трактуется в более объемном понимании. Это мы можем проследить, сославшись на новую редакцию статьи 117-й. В ней более обширно было формулированы действия, за которые должностное лицо получало или не получало деньги за совершения экономических преступлений: она охватывала действия, «которые должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения». Из числа квалифицирующих признаков получения взятки было исключено нанесение (или возможность нанесения) государству материального ущерба в результате взятки.[7] Наказание за такие преступления стало до двух лет лишения свободы. За отягчающие обстоятельства назначалось такое же наказание со строгой изоляцией и конфискации имущества, которое было у преступника.

Но даже при вступлении в силу Уголовного Кодекса 1926 было тяжело проводить следственные мероприятия против ответственных работников государственных трестов республиканского или союзного значения и иностранцев, которые проходили службу в иностранных концессиях СССР в 1927 году. Это было закреплено в декретном письме ЭКУ ОГПУ от 1 апреля 1927 г. № 55/ ЭКУ. Для данных категорий лиц уголовная ответственность в должностных преступлениях наступала только при предварительном согласовании с ЭКУ ОГПУ. Это приводило к тому, что данных лиц было очень сложно привлечь к уголовной ответственности.

1928 год был крайним в новой экономической политике. Для ОГПУ стал продуктивным. Данная спецслужба решила ввести новшество в виде Особой инспекции при Коллегии ОГПУ. Она была учреждена приказом ОГПУ № 160 от 13 августа 1928 года. Образована «в целях предоставления свободного доступа в ОГПУ всем гражданам и в первую очередь широким рабочим массам, желающим подать в Коллегию ОГПУ жалобы, заявления, а также ввиду необходимости концентрации в одном месте всех поступающих в ОГПУ заявлений, для устранения ненормальностей, указанных в жалобах». Она принимала различного вида жалоб, контролировало их рассмотрение и давало ответ заявителю о результатах, которые были приняты ОГПУ. При этом интересный факт состоял в том, что вход в Особую комиссию был полностью открыт.

Параллельно с этим ОГПУ приняло циркуляр от 3 ноября 1928 г. В нем говорилось то, что влияние спецслужбы в это время было очень высоким и даже распространилось на кадры военных заводов. При этом срок ответа по запросу был по тем временам быстрым и составлял два дня. Данное мероприятие способствовало снижению саботажа, шпионажа, взяточничества на местах, но при этом спецслужба производила сильный контроль над советскими людьми, в результате чего права граждан были ущемлены.

Таким образом, опираясь на вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что советское правительство проводило активные мероприятия по борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921–1928 годах). Были приняты декреты в течение этого времени, уголовный кодекс 1922 и 1926 годов. Произошли прогрессивные шаги в установлении понятия взяточничества и должностных преступлений, определялось уголовное наказание за совершение коррупционных действий в отношении государства, подверглось расширению понятие взятка и лиц, которые были причастны к ее совершению. Но эти мероприятия не смогли полностью искоренить экономические преступления. Даже в настоящие время коррупция считается большой проблемой, и наше государство совершенствует методы по противодействию коррупции.

 

Список литературы:
1. Декрет СНК РСФСР от 8.05.1918 «О взяточничестве» // СУ РСФСР, 1918, № 35, Ст. 467.
2. Декрет СНК РСФСР от 16.08.1921 «О борьбе со взяточничеством» // СУ РСФСР,1921, №60, Ст.421.
3. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 года «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР редакции 1926 года» // СУ РСФСР, 1926, № 80, Ст. 600
4. Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921–1928) – М.: Гиперборея, 2007 // http://www.e-reading.by.
5. Ларин Ю. «Пирамиды» эпохи НЭПа. // Государственная служба, 2000, №1(7).
6. ЦА ФСБ России. Ф. 8 ос. Оп. 1. Пор. 28. Л. 9-10// http: www.libma.ru.