ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Конференция: CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В системе направлений надзорной деятельности прокуратуры рассматриваемое направление надзора за предварительным следствием занимает особое место благодаря специальным целям и задачам.
Так, прокуратура обеспечивает:
1) исполнение органами предварительного расследования требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) надзор за законностью возбуждения уголовных дел;
3) обеспечение принятия мер для быстрого, полного и объективного раскрытия и расследования преступления;
4) соблюдения установленных законом сроков предварительного расследования;
5) соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан – участников уголовного процесса;
6) соответствие всех процессуальных решений, принимаемых органами предварительного расследования требованиям законодательства.
Цели и задачи являются общими в целом для прокурорского надзора, так и специальными, характерными для отдельных его видов. Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры. К общим целям органов прокуратуры согласно положению п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» относятся такие как обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [1].
Чтобы достичь указанные цели необходимо осуществление ряда более конкретных и многочисленных задач. Задачей является результат, на который направлена деятельность прокуратуры, но по сравнению с целью, этот результат имеет характер краткосрочности и его необходимо достичь в настоящее время.
При этом в законе задачи прокурорского надзора в данном направлении законодателем не закреплены. Целесообразно определить их исходя из системного анализа таких основных категорий, как цели органов прокуратуры, назначение уголовного судопроизводства, специфика уголовно-процессуальной деятельности, предмет надзора.
В литературе разделяют все задачи данного вида прокурорского надзора на две основные группы по функциональности: «базовые задачи, основанные на основных направлениях прокурорского надзора, установленных законом, а также функциональные задачи, которые определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ и зависят от конкретного исторического периода и роли органов прокуратуры в предварительном расследовании» [2, с. 206].
К первой группе задач, то есть к базовым, можно отнести те же общие задачи, которые приведены выше. Эти стандартные задачи прокуратуры, которые не зависят от исторического этапа деятельности, являются базовыми, дополняются задачами, закрепленными в приказах Генерального прокурора Российской Федерации. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации на издание приказов, указаний и иных нормативных правовых актов в сфере организации деятельности, системы органов прокуратуры и обязательных для исполнения, закреплены в статье 17 Закона о прокуратуре.
Такие ведомственные приказы имеют своей целью формирование в органах прокуратуры такого механизма, который обеспечит исполнение ими требований Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», иных федеральных конституционных и федеральных законов. Приказы Генерального прокурора РФ обязательны к исполнению всеми должностными лицами органов прокуратуры.
Некоторые из указаний Генерального прокурора РФ, которые направлены на регулирование более узкого круга вопросов, но также являющихся нормативными правовыми актами, распространяются не только на органы прокуратуры.
Анализируя положения ФЗ «О прокуратуре РФ» можно сказать, что понятия «цели» и «задачи» в Законе идут как равнозначные. Общие цели и задачи, относящиеся ко всем видам прокурорского надзора закреплены в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которому к таким относятся обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для отдельных направлений прокурорского надзора задачи конкретизируются в статьях Закона, посвященных предмету того или иного направления надзора. В частности, исходя из ст. 29 Закона можно предположить, что в рассматриваемом в настоящем исследовании направлении прокурорского надзора задачами являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых следователями.
Тем самым прокуратурой в данном направлении выполняется определенный спектр задач, которые могут быть подразделены на общие (базовые) и функциональные, относящиеся к конкретному виду надзора.
Таким образом, в рассматриваемом направлении прокурорского надзора приоритетной задачей, по нашему мнению, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение на досудебных стадиях уголовного судопроизводства защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.