Статья:

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ У ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Конференция: CCXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Рахманова О.В. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ У ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(238). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(238).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ У ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Рахманова Олеся Владимировна
студент, Институт экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Ермолаева Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В статье рассмотрен механизм принудительного взыскания таможенных платежей, выделены основные формы взыскания, определена последовательность применения мер принудительного взыскания, выделено понятие принудительного взыскания, выявлены проблемы, возникающие у таможенных органов и плательщиков при осуществлении взыскания, рассмотрены судебные дела и даны рекомендации по совершенствованию механизма исходя из Стратегии развития таможенных органов до 2030 года.

 

Ключевые слова: таможенные платежи, принудительное взыскание таможенных платежей, проблемы взыскания, сроки уплаты таможенных платежей, сроки направления уведомления о неуплаченных таможенных платежах.

 

Взимание таможенных платежей является важным аспектом финансовой устойчивости государства, поскольку таможенные пошлины и сборы являются доходной частью государственного бюджета.

Также уплата таможенных платежей является первоочередной обязанностью лиц, осуществляющих ту или иную деятельность, связанную с перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС. Сама же обязанность по уплате таможенных платежей носит обязательный характер, поэтому никто не может уклоняться от ее исполнения. Но на практике часто встречаются случаи уклонения от уплаты таможенных платежей по различным причинам, самой распространенной является нарушение сроков уплаты.

Именно поэтому законом установлен порядок действий должностных лиц таможенных органов в случаях своевременной неуплаты таможенных платежей. Эта совокупность действий таможенных органов представляет собой механизм, который направлен на принудительное исполнение обязанности плательщиком за счет его денежных средств на счетах в банках и иных форм взыскания.

Однако, несмотря на существующее правовое регулирование принудительного взыскания таможенных платежей, возникают немалые проблемы и сложности в практике их применения. Эти проблемы затрагивают как самих участников внешнеэкономической деятельности, так и эффективность работы таможенных органов.

Согласно сведениям ФТС о погашенной задолженности по таможенным платежам только за 2023 год в Российской Федерации сумма выплаченных таможенных платежей составила 44 193 779 693,62 рублей и 5 122 412 688,12 пеней. Эти показатель свидетельствует о появлении значительной суммы задолженности в ушедшем году.[ 1]

Суммы таможенных пошлин должны быть зачислены авансовым платежом на счет Федерального казначейства. Сама уплата осуществляется путем распоряжения плательщиком авансовыми платежами.

Обязанность по уплате таможенных платежей возникает у участников внешнеэкономической деятельности в момент пересечения товарами таможенной границы. Исполнение данной обязанности должно быть произведено не позднее дня регистрации таможенным органом декларации на товар.

Если момент уплаты таможенных платежей не соблюден, то обязанность по уплате таможенных платежей переходит в обязанность уплаты задолженности по таможенным платежам и пеням. На эту задолженность таможенные органы направляют механизм принудительного взыскания таможенных платежей.

Механизм, который направлен на принудительное исполнение обязанности по уплате таможенных платежей – это комплексные меры, которые осуществляют таможенные органы, обращенные на погашение задолженности по уплате таможенных платежей и пеней плательщика  без его согласия и за счет имеющегося у него того или иного имущества.

Формами взыскания таможенных платежей являются взыскание за счет денежных средств на счетах плательщиков в банке, авансовых платежей, излишне уплаченных таможенных платежей, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде банковской гарантии, поручительства, денежного залога и залога имущества, товаров, в отношении которых, не уплачены таможенные платежи и иного имущества, включая наличные денежные средства.[ 2]

Таможенные органы последовательно обращают механизм взыскания на существующие формы принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов и сборов.[ 3]

Днем обнаружения таможенными органами задолженности считается день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товар, корректировки таможенного приходного ордера, расчета таможенных платежей и иного документа.

Прежде чем таможенный орган принимает решение о запуске процедуры взыскания, плательщику направляется уведомление о неуплаченных суммах таможенных платежей в срок не позднее 10 дней со дня обнаружения задолженности, на исполнение которого дается не более 15 дней со дня его получения.

Первоначально, при неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, таможенные органы обращают взыскание на сумму излишне уплаченных таможенных платежей и/или авансовые платежи, если такие суммы имеются у плательщика.

Взыскание за счет этих форм принудительной уплаты таможенных платежей осуществляется в пределах срока хранения этих средств на счет Федерального казначейства.

Так, по истечении срока исполнения уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей и пеней, таможенный орган принимает решение о взыскании задолженности за счет авансовых платежей. Решение может быть оформлено в виде бумажного или электронного документа.

Само решение должно быть принято в срок не позднее 10 дней со дня истечения срока исполнения уведомления.

В случае отсутствия авансовых платежей у плательщика, действия таможенных органов будут направленны на взыскание таможенных платежей со счетов плательщика в банке. В этом случае на принятие решения таможенному органу дается не более 15 рабочих дней со дня истечения срока исполнения уведомления.

В случае, если у плательщика отсутствуют и авансовые платежи, и денежные средства на счете в банке или информация о состоянии счета плательщика неизвестна таможенному органу, то при не уплате таможенных платежей, таможенные органы вправе обратить механизм взыскания на обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а именно взыскать долг с лица, несущего солидарную обязанность с плательщиком.

Получается, что при наличии банковской гарантии или договора поручительства, таможенные орган не позднее 15 дней после истечения срока исполнения уведомления, направляют гаранту или поручителю требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии или договору поручительства. Требование может быть направленно в виде бумажного или электронного документа. Такое требование гаранту или поручителю подлежит безусловному исполнению ими.

Гарант или поручитель обязаны исполнить требование таможенного органа не позднее 5 дней со дня его получения.[ 4]

Без направления уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей осуществляется взыскание за счет денежного залога плательщика.

Такое взыскание осуществляется не позднее пяти дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком.

Не позднее трех дней со дня обращения механизма взыскания на денежный залог, таможенный орган должен проинформировать об осуществлении взыскания плательщика через личный кабинет участника ВЭД.

Ко всему прочему, механизм взыскания может быть направлен на иное имущество должника или наличные денежные средства, если у таможенных органов нет информации о счетах плательщика, либо средств на счетах в банке недостаточно.

Взыскание за счет имущества производится по решению таможенного органа путем направления не позднее трех рабочих дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Решение о взыскании таможенных платежей за счет имущества принимается не позднее одного года после истечения срока исполнения уведомления о неуплаченных таможенных платежах.

Таможенные платежи не взыскиваются, если истек срок давности взыскания, если уведомление об уплате не было направлено в течение трех лет, со дня истечения срока уплаты.

Здесь и появляется проблема, которая возникает у таможенных органов при взыскании таможенных платежей - пропуск сроков направления уведомления и принятия решения о взыскании. Данная проблема раскрывается в судебном деле № N A40-11647/22.[ 5]

ЦЭТ обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридического лица таможенных платежей. Обязанность по уплате таможенных пошлин у общества возникла в 2018 году, уведомление было сформировано в 2021 году. Сумма задолженности по уведомлениям за пределами трехлетнего срока. Таможня обратилась с заявлением только в 2022 году, то есть с пропуском срока, взыскание в бесспорном/внесудебном порядке произведено не было.

В заявлении о восстановлении пропущенного срока суд отказал, поскольку согласно статье 215 АПК РФ, отсутствуют основания для взыскания таможенных платежей.[ 6]

В данной судебной практике, установленные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о пропуске таможенным органом предельного трехлетнего срока принудительного взыскания таможенных платежей.

Для того чтобы не допускать повторения такого бездействия таможенных органов, необходим постоянный контроль за соблюдением подчиненными таможенными органами сроков и порядка взыскания задолженности.[ 7]

Также можно предложить создание электронной базы, в которой будет вестись учет, и наглядно выделены подступающие сроки в пределах которых, должностное лицо должно направить уведомление о неуплаченных суммах таможенных платежей.

Таможенные органы разрабатывают план, в котором определены цели, направления и задачи развития таможенной службы на длительный срок. Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года устанавливается распоряжением Правительства №1388-p.[ 8]

До 2030 года планируется построение территориально распределенного главного Центра обработки данных ФТС нового поколения, в котором реализованы информационные технологии, обеспечивающие централизацию используемых приложений, применение технологий облачных вычислений.[ 9]

Так как в стратегии развития есть такая перспектива развития технологии взыскания таможенных платежей, как автоматизация процесса взыскания, предложение создания автоматизированной программы, которая позволит таможенным органам сократить нарушения, выглядит целесообразно.

Как я думаю, если внедрить программу, предварительно занести в нее сведения о необходимых сроках и задать команду на расчет, которая будет сама рассчитывать дни направления уведомлений о суммах задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, сроки принятия решений о взыскании таможенных платежей.

Эта программа позволит таможенным органам осуществлять действия, направленные на взыскание с предотвращением нарушений, установленных законодательством сроков.

Для анализа я взяла постановление Арбитражного суда города Хабаровска № Ф03-4184/2021 23 августа 2021 года.[ 10]

Общество с ограниченной ответственностью «Колорит-Фарма» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решение таможенного органа о взыскании денежных средств со счета в банке в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней.

Суть дела заключается в том, что заявитель указывает на предположительные нарушения таможенным органом порядка принятия решения о бесспорном взыскании денежных средств, а именно:

1)взыскание осуществлялось таможенным органом неуполномоченным на такие действия

2)таможня не учла оставшийся срок на предоставление КДТ декларантом, вследствие чего нарушен срок направления уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей.

Как видно из материалов дела, в 2016 года Обществом были ввезены товары на таможенную территорию. В 2018 году таможенным органом была произведена камеральная таможенная проверка. Акт камеральной таможенной проверки был составлен 21.11.2018 года. По результатам проверки 27.12.2018 года таможней было принято решение о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары. Декларант получил решение о внесение изменений и дополнений в сведения 09.01.2019 года. КДТ должны были быть представлены декларантом в таможенный орган не позднее 22.01.2019, то есть в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решений.[ 11]

Изменения в сведения, заявленные в декларации на товары, внесены таможней 12.01.2019, то есть факт неуплаты таможенных платежей был зафиксирован КДТ.

Заявитель ссылается на то, что оставалось еще 6 дней для предоставления декларантом КДТ, исходя из этого, указывает на недействительность КДТ.

Суд отметил, что внесение таможенным органом изменений в сведения, заявленные в ДТ, раньше срока не влечет недействительности КДТ. Получается, этот довод заявителя не имеет никаких оснований для удовлетворения заявления.

После чего, 14.01.2019 года таможней составлено и направлено 15.01.2019 года уведомление о неуплаченных суммах таможенных платежей, пеней. Уведомление было направлено в срок, не превышающий 10 дней с момента обнаружения задолженности, так данное действие таможенного органа считается правомерным. На исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов плательщику дается 15 дней с момента получения уведомления.

В связи с неисполнением обязанности по уплате пошлин, налогов в установленный срок по истечении срока исполнения уведомления ,20.02.2019 года таможенный орган принял решение о взыскании сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей плательщика.

Поскольку, авансовые платежи отсутствовали, взыскание было направлено на денежные средства плательщика в банке.

Решение о взыскании таможенных платежей за счет авансовых платежей было приостановлено судом для выяснения обстоятельств, поэтому срок для принудительного взыскания таможенных платежей увеличивается на количество дней от момента приостановления действия  такого решения.

Решение о взыскании таможенных пошлин, налогов, пеней за счет денежных средств на счетах плательщика в банке было принято в 2020 году.

Также довод заявителя о том, что Владивостокская таможня не является уполномоченным органом по принудительному взысканию, суд отклонил, поскольку взыскание может производить таможня, которая осуществила выпуск товаров.

Суд поставил, что совершенные действия таможенных органов по взысканию задолженности с плательщика являются правомерными.

В данной судебной практике видно, что заявитель не до конца понимает процесс взыскания задолженности по уплате просроченных таможенных платежей.

Остро стоит проблема незнания участниками ВЭД таможенного законодательства.

Решение этой проблемы, по моему мнению, заключается в создании более информативной электронной системы таможенных органов, которую можно внедрить в АПС «Личный кабинет» участника ВЭД. Если бы участники ВЭД на первых этапах взыскания таможенных платежей имели полное представление о механизме взыскания, о сопутствующих сроках исполнения взыскания, то это бы сократило количество разбирательств по данной проблеме.

Проанализировав судебную практику, я выделила основные проблемы, возникающие при взыскании таможенных платежей, которые чаще всего заканчиваются судебными разбирательствами. Самая распространенная проблема связана с незнанием участниками ВЭД таможенного законодательства, что часто приводит к подаче в суд заявления, не содержащего обоснованного указания на неправомерные действия, совершенные должностным лицом таможенного органа. Также часто в судебной практике встречаются споры, в которых суд встает на сторону лиц, осуществляющих ВЭД, когда таможенные органы либо раньше времени принимают решение о взыскании денежных средств со счета плательщика в банке либо, когда пропустили срок направления уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей, принятия решения о бесспорном взыскании. Мною были предложены возможные пути решения данных проблем, связанные с автоматизацией и механизацией процесса взыскания таможенных платежей с внедрение вычислительных технологий.

 

Список литературы:
1. Сайт ФТС России // https://customs.gov.ru/activity/results/statistika-pogasheniya-zadolzhennostej-po-uplate-tamozhennyx-platezhej-i-penej. Дата обращения 23.01.2024.
2. Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01 мая 2019 г. № 83-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2018. № 32.
3. Чепурная И. В., Холкина М. Г. Взыскание таможенных пошлин и налогов на современном этапе: таможенно-правовой и гражданско-правовой аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 2(95). С. 18-23.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org. - 12.04.2017.
5. Постановление от 30 ноября 2022 г. по делу №А40-11647/2022//-//-Текст: электронный // Судебные и нормативные акты: ─ URL: https://sudact.ru. Дата обращения: 11.02.2024.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 27 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. , N 30 , ст. 3012
7. Письмо ФТС России от 26.10.2011 № 01-11/51653 "О взыскании задолженности по уплате таможенных платежей" //  Таможенный вестник, № 23, декабрь 2011 года.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 1388-р // Собрание законодательства Российской Федерации, № 22, 01.06.2020, ст.3572.
9. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 01.06.2020. № 22. Ст. 3572".
10. Решение Арбитражного суда от 23 августа 2021 г. по делу № Ф03-4184/2021//-Текст: электронный // Судебные и нормативные акты: ─ URL: https://sudact.ru. Дата обращения: 11.02.2024.
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (ред. от 27.10.2020) "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 11.12.2013.