Статья:

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Конференция: CCL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ивашко В.С. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(250). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(250).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Ивашко Вероника Сергеевна
студент, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, РФ, г. Москва

 

Одной их важной составляющей обеспечения безопасности жизни граждан и защиты материальных ценностей является пожарная безопасность. Чтобы обеспечить контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на различных объектах, в нашей стране создана отдельная структура органов – пожарный надзор. Основным должностным лицом, на которое возлагаются функции по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, является инспектор пожарного надзора.

Инспектор пожарного надзора – это должностное лицо, наделенное специальными полномочиями в области обеспечения пожарной безопасности. От его профессионализма и ответственности колоссально зависит эффективность профилактики и ликвидации пожаров, а также минимизация негативных последствий.

Правовой статус инспектора пожарного надзора определяется правами и обязанностями, которые регламентируют нормативно-правовые акты различного уровня. Важность изучения правового статуса заключается в определении роли инспектора пожарного надзора в системе обеспечения пожарной безопасности. Точное определение прав и обязанностей гарантирует защиту не только интересов субъектов деятельности, на которые распространяются требования пожарной безопасности, но и государства и общества в целом.

В рамках данной статьи рассматриваются основные права и обязанности пожарных инспекторов, которые регламентируются несколькими нормативно-правовыми актами.

Права и обязанности инспекторов контрольных (надзорных) органов закреплены в Федеральном законе  № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [3, ст. 29]

Положения данного закона частично совпадают с положениями Постановления Правительства РФ № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». [2]

Также правовой статус инспекторов закреплен в таких нормативно - правовых актах, как «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ и Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Инспектор пожарного надзора в соответствии с положениями законодательства имеет право:

  1. проводить контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ);
  2. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (решения заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении КНМ посещать (осматривать) объекты надзора;
  3. совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении КНМ;
  4. привлекать к проведению КНМ экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками;
  5. запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами (относящихся к предмету КНМ) контролируемых лиц, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, которые выявлены при проведении КНМ;
  6. составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении КНМ, невозможности провести опрос должностных лиц и работников, а также ограничения доступа на объект надзора или в его отдельные помещения;
  7. обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
  8. принимать решения при проведении и по результатам КНМ;
  9. рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных КНМ;
  10. осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита;
  11. выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
  12. вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории; [4]
  13. рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор. [1]

На инспекторов пожарного надзора возлагаются следующие обязанности:

  1. соблюдение законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов контролируемых лиц;
  2. своевременное и в полной мере осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов;
  3. проведение КНМ и контрольных (надзорных) действий на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а при взаимодействии с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных законам;
  4. при проведении КНМ не допускать проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению;
  5. при проведении КНМ не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей;
  6. при проведении КНМ предоставлять контролируемым лицам, их представителям, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного пожарного надзора, в том числе информацию о согласовании КНМ органами прокуратуры;
  7. ознакомление контролируемых лиц, их представителей с результатами КНМ и контрольных (надзорных) действий, которые относятся к предмету КНМ, а также с информацией и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
  8. при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
  9. при обжаловании действий доказывать их обоснованность в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации;
  10. соблюдать сроки проведения КНМ, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  11. не требовать документы и иные сведения от контролируемых лиц, если их представление не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Подводя итог, необходимо отметить, что правовой статус инспектора пожарного надзора играет важную роль в обеспечении пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Инспекторы наделены широким кругом прав и обязанностей, по осуществлению контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах различного назначения, а также по принятию мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Вместе с тем, совершенствование правового статуса инспекторов пожарного надзора остается актуальной задачей, которая направлена на повышение эффективности государственного пожарного надзора и снижение рисков возникновения пожаров.

Таким образом, четкое законодательное закрепление прав и обязанностей инспекторов пожарного надзора является важным элементом успешного осуществления ими своих функций по обеспечению пожарной безопасности.

 

Список литературы:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024).
2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») (ред. от 14.09.2023).
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023).
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 19.10.2023).