ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
Конференция: CCL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
Одной их важной составляющей обеспечения безопасности жизни граждан и защиты материальных ценностей является пожарная безопасность. Чтобы обеспечить контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на различных объектах, в нашей стране создана отдельная структура органов – пожарный надзор. Основным должностным лицом, на которое возлагаются функции по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, является инспектор пожарного надзора.
Инспектор пожарного надзора – это должностное лицо, наделенное специальными полномочиями в области обеспечения пожарной безопасности. От его профессионализма и ответственности колоссально зависит эффективность профилактики и ликвидации пожаров, а также минимизация негативных последствий.
Правовой статус инспектора пожарного надзора определяется правами и обязанностями, которые регламентируют нормативно-правовые акты различного уровня. Важность изучения правового статуса заключается в определении роли инспектора пожарного надзора в системе обеспечения пожарной безопасности. Точное определение прав и обязанностей гарантирует защиту не только интересов субъектов деятельности, на которые распространяются требования пожарной безопасности, но и государства и общества в целом.
В рамках данной статьи рассматриваются основные права и обязанности пожарных инспекторов, которые регламентируются несколькими нормативно-правовыми актами.
Права и обязанности инспекторов контрольных (надзорных) органов закреплены в Федеральном законе № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [3, ст. 29]
Положения данного закона частично совпадают с положениями Постановления Правительства РФ № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». [2]
Также правовой статус инспекторов закреплен в таких нормативно - правовых актах, как «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ и Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Инспектор пожарного надзора в соответствии с положениями законодательства имеет право:
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ);
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (решения заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении КНМ посещать (осматривать) объекты надзора;
- совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении КНМ;
- привлекать к проведению КНМ экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками;
- запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами (относящихся к предмету КНМ) контролируемых лиц, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, которые выявлены при проведении КНМ;
- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении КНМ, невозможности провести опрос должностных лиц и работников, а также ограничения доступа на объект надзора или в его отдельные помещения;
- обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
- принимать решения при проведении и по результатам КНМ;
- рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных КНМ;
- осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита;
- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории; [4]
- рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор. [1]
На инспекторов пожарного надзора возлагаются следующие обязанности:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов контролируемых лиц;
- своевременное и в полной мере осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов;
- проведение КНМ и контрольных (надзорных) действий на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а при взаимодействии с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных законам;
- при проведении КНМ не допускать проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению;
- при проведении КНМ не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей;
- при проведении КНМ предоставлять контролируемым лицам, их представителям, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного пожарного надзора, в том числе информацию о согласовании КНМ органами прокуратуры;
- ознакомление контролируемых лиц, их представителей с результатами КНМ и контрольных (надзорных) действий, которые относятся к предмету КНМ, а также с информацией и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
- при обжаловании действий доказывать их обоснованность в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации;
- соблюдать сроки проведения КНМ, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- не требовать документы и иные сведения от контролируемых лиц, если их представление не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Подводя итог, необходимо отметить, что правовой статус инспектора пожарного надзора играет важную роль в обеспечении пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Инспекторы наделены широким кругом прав и обязанностей, по осуществлению контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах различного назначения, а также по принятию мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Вместе с тем, совершенствование правового статуса инспекторов пожарного надзора остается актуальной задачей, которая направлена на повышение эффективности государственного пожарного надзора и снижение рисков возникновения пожаров.
Таким образом, четкое законодательное закрепление прав и обязанностей инспекторов пожарного надзора является важным элементом успешного осуществления ими своих функций по обеспечению пожарной безопасности.