ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
PENITENTIARY CRIME: PROBLEMS OF PREVENTION
Maria Semenova
Student, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow
Dmitry Kravtsov
Lieutenant Colonel of Justice, PhD in law, Associate Professor, Moscow Academy of the Investigation Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты предупреждения преступности среди осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы и пути их решения.
Abstract. The article deals with some problematic aspects of crime prevention among prisoners in institutions of the penitentiary system and ways of solving them.
Ключевые слова: пенитенциарная преступность, уголовно-исполнительные учреждения, осужденные.
Keywords: prison crime, penitentiary institutions, convicts.
Борьба с преступностью – одна из наиболее сложных и важных проблем, требующих разрешения не только в пределах отдельных государств, но и на глобальном уровне. На современном этапе развития общества особое значение в сфере защиты прав и свобод граждан, а также обеспечения общественного порядка и безопасности приобретает повышение эффективности деятельности пенитенциарной системы, то есть системы правоприменительных органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, наложенных в соответствии с уголовным законом на отдельных лиц. Несмотря на наличие в исправительных учреждениях (далее ИУ) строго регламентированного режима, осужденные нередко повторно совершают уголовно-наказуемые деяния. Так, например, за 2021 год всего в исправительных колониях для взрослых совершено 996 преступлений [1, с. 3], в следственных изоляторах и тюрьмах – 273 преступления [2, с. 1]. Если рассматривать численность данных преступлений в сравнении с предшествующими годами, то можно отметить, что их число достаточно устойчиво.
В криминологии такая разновидность преступности была обозначена термином «пенитенциарная», под которой понимается вся совокупность преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы как осужденными, так и сотрудниками этих учреждений. В данной работе научный интерес представляет предупреждение преступности прежде всего самих осужденных.
Среди основных преступлений, совершаемых осужденными в указанных учреждениях, можно выделить следующие:
- убийства (за 2021 г. – 11, что на 6 больше, чем в 2020 и 2019 гг.);
- действия, дезорганизующие работу ИУ (за 2021 г. – 9);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (за 2021 г. – 18, данный показатель с каждым годом снижается);
- побеги (за 2021 г. – 101).
Помимо вышеуказанных также совершаются преступления корыстной направленности (кражи, вымогательства), как в отношении сотрудников ИУ, так и других осужденных; угрозы, клевета, оскорбления; преступления сексуального характера; обращения с наркотическими, психотропными и другими запрещенными веществами и предметами. Также, характеризуя в целом данную разновидность преступности, стоит отметить её высокую латентность, которая обусловлена большим числом проблем, в том числе трудности в раскрытии, боязнь угроз со стороны преступников, недостаточная квалификация сотрудников ИУ и другие [3, с. 866].
Вопросу предупреждения пенитенциарной преступности посвящено множество научных трудов, однако исходя из представленных выше статистических данных можно сделать вывод, что предлагаемые меры не способствуют снижению преступности среди осужденных. К наиболее распространенным проблемам данного явления можно отнести нехватку квалифицированных сотрудников, специализирующихся на воспитательной работе с осужденными и действительно желающих повлиять на их отношение к правовых нормам; наличие у некоторых сотрудников ИУ связей с преступным миром; значительное увеличение в ИУ числа осужденных, в виду чего снижается качество индивидуального контроля, а также появляются сложности с организацией для всех трудовой деятельности, в результате чего осужденные практически всегда находятся в жилой зоне и не могут заработать за время отбывания наказания денежные средства, что в свою очередь способствует возникновению недовольства пенитенциарной системой [4, с. 126].
Одним из направлений в сфере борьбы с преступностью лиц, отбывающих наказания, является проведение с ними различных видов профилактической работы. Такая работа должна проводиться на всех уровнях, начиная с массового, когда воздействие оказывается на всех осужденных, и заканчивая индивидуальным, когда работа проводится с отдельными из них. Несомненно, большое значение играет межгрупповая и внутригрупповая профилактика, поскольку большинство осужденных создают отдельные формирования, в которых образуются свои связи, иерархия отношений, формируются лидеры. Это также способствует возникновению конфликтов, поскольку нередко в группах существует борьба за лидерство, также группы между собой могут находиться в конфликтных отношениях в виду противоположности интересов. И для предотвращения совершения преступлений в отношении членов таких групп, сотрудникам воспитательных отделов необходимо заранее выявлять наличие таких групп, определять лиц, оказывающих наибольшее влияние на остальных, контролировать настроения в этих обществах и при наличии подозрений на зарождение конфликтной ситуации проводить между этими членами профилактическую работу в различных формах. А.И. Долгова, например, приводит следующие: групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т. д. Помимо вышеуказанных необходима разработка и иных, а также сочетание уже имеющихся методов, поскольку для каждой группы они должны подбираться и разрабатываться индивидуально с учетом интересов и особенностей поведения осужденных.
Говоря об индивидуальной профилактике, стоит отметить, что в первую очередь для перевоспитания осужденных и предотвращения совершения ими новых преступлений, в том числе в ИУ, сотрудникам данных учреждений необходимо тщательно изучать материалы личного дела осужденных, а также составлять на каждого из них дневник воспитателя, в котором могут быть отражены наиболее важные сведения об осужденном (личностные позиции, жизненный путь, отношение к совершенному преступлению, медицинские данные, поведение в условиях режима ИУ и т.д.), которые могут иметь значение для изучения его психических особенностей и планирования на их основе мер воспитательного характера [5]. К таковым можно отнести, например, методы убеждения, внушения, беседы и другие. То есть со стороны сотрудников воспитательных подразделений ИУ должно проявляется повышенное внимание к каждому осужденному с обязательным учетом его психологических и иных особенностей, что не всегда выполняется, в связи с чем необходимо повышение контроля за данной деятельностью. Кроме того, для наиболее эффективного проведения указанных мероприятий требуются квалифицированные сотрудники, обладающие соответствующими знаниями и навыками, что является ещё одной проблемой в данной области.
Если рассматривать проблему нехватки квалифицированных сотрудников, способных проводить наиболее эффективную воспитательную работу с осужденными, то стоит отметить, что на базе существующих образовательных учреждений в системе ФСИН России было бы возможным формирование отделов (центров), занимающихся привлечением абитуриентов к поступлению в данные учреждения (например, путем проведения с обучающимися старших классов средних образовательных учреждений занятий, в ходе которых последние могут узнать о деятельности в системе ФСИН России, её значимости, правовом положении служащих и иную интересующую информацию. В связи с этим также видится необходимым увеличение числа бюджетных мест в высших учебных заведениях, входящих в структуру ФСИН России, по специальностям, связанным с педагогикой и психологией девиантного поведения. Кроме того, в целях повышения штата ИУ видится возможным распространение среди уже обучающихся в высших заведениях по соответствующим специальностям лиц информации о возможности их приема на службу в подразделениях ФСИН России с указанием сведений, способных заинтересовать студентов.
Многими авторами отмечается значимость труда в перевоспитании и предупреждении совершения осужденными новых преступлений. Однако, как уже было отмечено, в виду значительного увеличение в ИУ числа осужденных, не всем из них удается осуществлять трудовую деятельность. Одним из решений данной проблемы может стать развитие сотрудничества между ИУ и различными организациями, предпринимателями, в рамках которого в ИУ будет поступать большее число заказов на производство мебели, дверей, пошив спецодежды и т.д. При этом в данном случае возникнет необходимость в повышении качества производимой продукции за счет улучшения оборудования, закупки более качественных материалов, а также в развитии соответствующих навыков и умений у осужденных, а образование, в свою очередь, также будет способствовать их перевоспитанию. Кроме того, за счет увеличения числа заказов появится возможность повысить доходы осужденных, что также окажет положительное влияние на заинтересованность осужденных в осуществлении трудовой деятельности, что скажется на результатах перевоспитания в целом.
В данной статье рассмотрены только некоторые особенности деятельности ИУ, направленной на перевоспитание осужденных, которые способствуют предупреждению совершения ими новых преступлений, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Поднятые проблемы актуальны и требуют скорейшего разрешения, поскольку именно в условиях ИУ имеется больше возможностей исправить осужденных, направить их в сторону соблюдения правовых норм и прав других граждан.