ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАВДАШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАВДАШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
Актуальность проблемы насилия родителей по отношению к детям остается важной из-за негативных последствий, возникающих у детей в развитии, здоровье, жизни.
Также проблема насилия сказывается на социализации детей. Проявлениями и последствиями социальной дезадаптации являются: вредные привычки (алкоголизм, наркомания, токсикомания), самовольные уходы из дома, бродяжничество, суицид. Эти события носят все более широкие масштабы и становятся серьёзной социальной проблемой.
По данным Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, «в РФ преступные деяния в отношении несовершеннолетних совершаются их родителями или иными законными представителями (2020 г. – 52,6%; 2019 г. – 55,1%; 2018 г. – 54,9%). На фоне сокращения их количества преступлений (2020 г. – 47 514; 2019 г. – 54 720; 2018 г. – 52 780), в том числе особо тяжких (2020 г. – 956; 2019 г. – 957; 2018 г. – 1 012), средней тяжести (2020 г. – 274; 2019 г. – 327; 2018 г. – 261), небольшой тяжести (2020 г. – 45 850; 2019 г. – 53 015; 2018 г. – 51 122), возросло число тяжких преступлений (2020 г. – 434; 2019 г. – 421; 2018 г. – 385)» [2].
В настоящее время проблему насилия активно рассматривает и ищет пути решения с помощью интегративных методов социальная работа. Поскольку насилие бывает не только физическим, но психологическим и духовным, нельзя решить данного рода проблему только лишь с помощью привлечения к ответственности.
Перед социальной работой возникает ряд трудностей в решении разного рода проблем, связанных с семейным насилием, в том числе и устранение последствий физических, психологических, эмоциональных травм ребенка.
Технологии арт-терапии начали использоваться относительно недавно. Технологии арт-терапии для работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье, часто используются в процессе реабилитации несовершеннолетних. Основой использования технологий арт-терапии для работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье, являются следующие психологические проблемы детей:
«– трудности эмоционального развития;
– актуальный стресс, депрессия;
– импульсивность эмоциональных реакций;
– эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвержения и чувства одиночества;
– наличие конфликтных межличностных ситуаций;
– неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
– повышенная тревожность, фобические реакции, другие невротические симптомы;
– негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия» [1].
Группа арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных графических инструментов, включает в себя рисование, моделирование, создание коллажей.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, пережившими глубокую психотравму, является метод психодрамы. Данный метод часто используется при работе с детьми, подвергшимися насилию, испытывающим беспокойство и страх.
Суть его в том, что дети сочиняют пьесу, в которой все персонажи – это животные.
Дети распределяют роли животных между собой и в проективной форме проигрывают трудные жизненные ситуации. На данном этапе специалисту не нужно структурировать этот процесс. Сами дети предложат сюжетные ходы и ситуации в форме проекций, которые повторяют их личный жизненный опыт. Специалист активно включается в процесс, когда дети начинают «входить» в свою роль. Он должен предложить изменить некоторые разрушительные моменты без счастливого разрешения в конце пьесы. Опыт, полученный через изображения животных, помогает ребенку в безболезненной форме встретить травмирующее событие и жить по-другому, освобождая себя от болезненного эмоционального переживания.
При выборе альтернативных методов работы с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения в семье, специалист по социальной работе следует концертировать внимание на индивидуальные черты характера ребенка, ставить специфичные задачи, отталкиваясь от конкретной проблемы в которую попал ребенок, а так же необходимо устанавливать временные границы последующей работы.