Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАВДАШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Козлова А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАВДАШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112618 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАВДАШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Козлова Анастасия Алексеевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула
Соломатова Вера Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Актуальность проблемы  насилия родителей  по отношению к детям остается важной из-за негативных последствий, возникающих у детей в развитии, здоровье, жизни.

Также проблема насилия сказывается на социализации детей.  Проявлениями и последствиями социальной дезадаптации являются: вредные привычки (алкоголизм, наркомания, токсикомания), самовольные уходы из дома, бродяжничество, суицид. Эти события носят все более широкие масштабы и становятся серьёзной социальной проблемой.

По данным Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, «в РФ преступные деяния в отношении несовершеннолетних совершаются их родителями или иными законными представителями (2020 г. – 52,6%; 2019 г. – 55,1%; 2018 г. – 54,9%). На фоне сокращения их количества преступлений (2020 г. – 47 514; 2019 г. – 54 720; 2018 г. – 52 780), в том числе особо тяжких (2020 г. – 956; 2019 г. – 957; 2018 г. – 1 012), средней тяжести (2020 г. – 274; 2019 г. – 327; 2018 г. – 261), небольшой тяжести (2020 г. – 45 850; 2019 г. – 53 015; 2018 г. – 51 122), возросло число тяжких преступлений (2020 г. – 434; 2019 г. – 421; 2018 г. – 385)» [2].

В настоящее время проблему насилия активно рассматривает и ищет пути решения с помощью интегративных методов социальная работа. Поскольку насилие бывает не только физическим, но психологическим и духовным, нельзя решить данного рода проблему только лишь с помощью привлечения к ответственности.

Перед социальной работой возникает ряд трудностей в решении разного рода проблем, связанных с семейным насилием, в том числе и устранение последствий физических, психологических, эмоциональных травм ребенка.

Технологии арт-терапии начали использоваться относительно недавно. Технологии арт-терапии для работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье, часто используются в процессе реабилитации несовершеннолетних. Основой использования технологий арт-терапии для работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье, являются следующие психологические проблемы детей:

«– трудности эмоционального развития;

– актуальный стресс, депрессия;

– импульсивность эмоциональных реакций;

– эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвержения и чувства одиночества;

– наличие конфликтных межличностных ситуаций;

– неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

– повышенная тревожность, фобические реакции, другие невротические симптомы;

– негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия» [1].

Группа арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных графических инструментов, включает в себя рисование, моделирование, создание коллажей.    

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, пережившими глубокую психотравму, является метод психодрамы. Данный метод часто используется при работе с детьми, подвергшимися насилию, испытывающим беспокойство и страх.

Суть его в том, что дети сочиняют пьесу, в которой все персонажи – это животные.

Дети распределяют роли животных между собой и в проективной форме проигрывают трудные жизненные ситуации. На данном этапе специалисту не нужно структурировать этот процесс. Сами дети предложат сюжетные ходы и ситуации в форме проекций, которые повторяют их личный жизненный опыт. Специалист активно включается в процесс, когда дети начинают «входить» в свою роль. Он должен предложить изменить некоторые разрушительные моменты без счастливого разрешения в конце пьесы. Опыт, полученный через изображения животных, помогает ребенку в безболезненной форме встретить травмирующее событие и жить по-другому, освобождая себя от болезненного эмоционального переживания.

При выборе альтернативных методов работы с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения в семье, специалист по социальной работе следует концертировать внимание на индивидуальные черты характера ребенка, ставить специфичные задачи, отталкиваясь от конкретной проблемы в которую попал ребенок, а так же необходимо устанавливать временные границы последующей работы.

 

Список литературы:
1. Гладышева, В. А. Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия / В. А. Гладышева, М. А. Воронина, А. А. Токарева  // Молодой ученый. Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г. — № 24 (210). — С. 269-271.
2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год. – URL: https://rosmintrud.ru/docs/1361 / (дата обращения 01.04.2022.).
3. Журавлёва, Т. М. Помощь детям - жертвам насилия  / Т. М. Журавлёва, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. — М.: Генезис, 2016. – 112 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000713647/ (дата обращения: 10.04.22).