Статья:

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА МОРСКИХ СУДАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Сахибгареев М.И., Аксенов С.Г. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА МОРСКИХ СУДАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112665 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА МОРСКИХ СУДАХ

Сахибгареев Марат Ильдарович
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Лучший способ борьбы с пожарами на борту судов - не допустить их возникновения. Пожары на борту судов можно предотвратить путем обнаружения и устранения утечек мазута, смазочного масла и выхлопных газов. В комнате с генератором наибольшая опасность возгорания исходит от топливного насоса высокого давления. Масло может попасть на высокотемпературный выпускной коллектор или на индикаторные краны, которые являются чувствительными точками для воспламенения. В современных судовых двигателях имеется крышка пуш-типа, скрывающая индикаторные краны; однако в старых двигателях такого нет, что делает довольно трудным обслуживание такие краны.

Кроме того, необходимо также проводить тщательные и периодические проверки печей для сжигания. Пожары могут быть в значительной степени предотвращены путем обеспечения эффективных отстойников на горячих поверхностях, таких как сильфоны турбокомпрессора генератора.

Также важно регулярно проверять/испытывать пожарные извещатели. Некоторые из основных типов извещателей, используемых на судах:

  • Извещатели пламени

Свет, производимый пламенем, имеет характерную частоту мерцания около 25 Гц. Спектр в инфракрасном или ультрафиолетовом диапазоне может контролироваться для подачи сигнала тревоги. Нефтяные пожары, как правило, не выделяют много дыма, и этот тип датчиков является предпочтительным, особенно вблизи оборудования для обработки топлива или котлов, чтобы дать раннее предупреждение.

  • Тепловые детекторы

Тепловые детекторы биметаллического типа, в котором находятся элементы - толстая полоса и тонкая полоса. Тонкая полоска более чувствительна к повышению температуры, чем более толстая.  При внезапном повышении температуры тонкий сгибается быстрее, чем более толстая, приводя их в контакт.

При нормальном повышении температуры обе полосы отклонятся примерно одинаково и, таким образом, не проявят никакой реакции. Как правило, если скорость подъема составляет менее 10 градусов по Цельсию в течение получаса, детектор не подаст никакого сигнала тревоги. Если скорость должна повыситься до 75 градусов по Цельсию или более, две полосы соприкасаются, вызывая таким образом тревогу.

  • Детекторы дыма

Используются два основных типа детекторов дыма

1) Фотоэлектрический

2) Ионизационного типа

 

Рисунок 1. Пожар на грузовом судне

 

Важные пункты в целях предотвращения пожаров на борту судов

  • В машинном отделении мусорные баки, используемые для хранения маслянистых тряпок, должны иметь крышки (чехлы). Маслянистые тряпки не должны валяться или застревать в ненужных местах. На каждом этаже и с обеих сторон должны иметься емкости с чехлами.
  • Топливные трубопроводы высокого давления не следует затягивать для контроля утечки во время работы двигателя. Кроме того, масло не должно поступать в турбокомпрессоры во время работы.
  • Следует оперативно устранять утечки выхлопных газов и пара.
  • Одним из патентных методов предотвращения пожаров является эффективное и регулярное пожарное патрулирование.
  • Пожар, вызванный сигаретами, по-прежнему является одной из наиболее распространенных причин пожара. Следует тщательно избавляться от сигарет (с помощью самозакрывающихся пепельниц) и никогда не курить в постели.
  • Кроме того, во время погрузки и разгрузки таких грузов, как уголь, возникают пожары. По этой причине судовой персонал должен всегда обсуждать характеристики груза и превентивные методы, которые должны использоваться в ходе совещаний по вопросам безопасности и еженедельных учений.

Таковы некоторые из основных моментов, которые необходимо учитывать для обеспечения безопасности на судне. В этом перечне могут содержаться не все методы предотвращения пожара, однако в нем содержится краткий обзор того, как следует действовать на борту судов.

 

Список литературы:
1. Постановление Минтранса РФ от 31 октября 2003 года № 10 «О правилах пожарной безопасности на морских судах». УДК 614.842.8
2. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002. ППБ СРС 01-2009
3. Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.
4. Аксенов С.Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушение пожаров в городских условиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2019): I Международная научно-практическая конференция. Уфа: РИК УГАТУ, 2019. – С. 8-19.
5. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар// Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИК УГАТУ, 2020.- С 146-151.