Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ СТРУКТУР В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Абрашнева П.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ СТРУКТУР В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112741 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ СТРУКТУР В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Абрашнева Полина Александровна
магистрант, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна
Глушков Александр Иванович
научный руководитель,

 

Вопрос об участии государства в осуществлении и защите образовательных прав гражданина РФ актуален в современной науке. Поскольку решение данного вопроса позволит качественно выполнять одну из главных задач государства – осуществление и защита образовательного права гражданина Российской Федерации.

В качестве средства защиты образовательных прав гражданина РФ, может выступать частная охранная деятельность. Учеными давно выяснено, что защита прав и законных интересов граждан может быть осуществлена посредством деятельности охранных организаций, действующих согласно договору охраны, услуги которых направлены на «выполнение требований защиты отдельных объектов от противоправных посягательств» [7, с. 10]. Предполагается, что к объектам названной защиты можно отнести и образовательные права граждан.

В настоящее время большинство образовательных учреждений не пользуются услугами частных охранных организаций и как следствие являются плохоохраняемыми объектами, следовательно, риск оказания противоправных действий в отношении данных учреждений намного больше, чем у других организаций, которые пользуются услугами специальных охранных предприятий.

Согласно статистике с каждым годом увеличиваются противоправные деяния в отношении образовательных учреждений.

За 2020 год подобные случаи привели к тому, что пострадало 11 участников образовательного процесса, трое погибли. 

За 2021 год число пострадавших увеличилось в значительной мере: 106 пострадавших, 21 погибших (Рисунок).

 

Рисунок. Число пострадавших и погибших за 2020 и 2021 г.

 

Таким образом, целью работы является аргументация положения о том, что на данный момент частная охранная деятельность может выступать в качестве защиты образовательных прав граждан и является обязательной мерой. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:

1) предложить классификацию образовательных прав, которые будут защищаться посредством названной деятельности;

2) определить сущность юридической обязанности охранной организации в контексте защиты образовательных прав;

3) предложить рекомендации по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений.

При реализации прав на образование неизбежно затрагиваются права и интересы широкого круга лиц, к ним относятся школьники, родители, студенты, сотрудники и пр.

Поэтому следует уточнить перечень субъективных прав участников образовательного процесса, которые могут быть объектом противоправных посягательств.

Согласно сказанному выше классифицируем основные права, неразрывно связанные с осуществлением образовательного процесса, которые могут быть защищены при реализации охранной деятельности, и кратко охарактеризуем каждое из них (Таблица).

Таблица

Классификация прав

Право на жизнь и здоровье в процессе обучения

Право на охрану имущества образовательных организаций и учащихся

Право на соблюдение порядка

Образовательное учреждение является местом, где присутствует большое скопление людей, соответственно это является обстоятельством, при котором могут возникнуть риски связанные с жизнью и здоровьем граждан, участвующих в образовательном процессе. Именно охрана жизни и здоровья граждан – является одной из главных задач охранной организации.

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для выполнения своих уставных задач образовательное учреждение должно обладать имуществом, соответственно правом собственности и иных имущественных прав, которые необходимо защищать от противоправных вмешательств

Ответственность за нарушение или неисполнение устава  образовательной организации, правил внутреннего распорядка предусмотрено ст. 43 Закона. Деятельность охранных организаций является механизмом защиты этого права путем оказания охранных услуг, которые ориентированы на помощь в поддержании утвержденных в  организации правил поведения. Соблюдение порядка является необходимым условием в реализации образовательного процесса, а так же влияет на его качество

 

Осуществление охранной деятельности происходит на основе договора. Под данным договором подразумевается соглашение между заказчиком и исполнителем (частной охранной организации), которое основано на взаимном обязательстве обеих сторон. На его основе исполнитель берёт на себя ответственность по заданию заказчика оказать охранные услуги, которые нацелены на охрану объектов от противоправных посягательств, а заказчик в свою очередь принимает и оплачивает эти услуги.

Частная охранная организация имеет юридическую обязанность, которой соответствует определенная структура:

  1. осуществлять деятельность по охране объекта;
  2. не мешать клиенту при реализации его индивидуального права;
  3. нести юридическую ответственность;
  4. при обращении уполномоченных лиц, незамедлительно реагировать на него.

Отсюда можно сделать вывод, что под юридической обязанностью охранной организации подразумевается модель надлежащего поведения, которая имеет свой предел и основана на нормах законодательства и договоре об охранном поведении, при отсутствии которого будет невозможно обеспечить охрану объектов от противоправных посягательств [10, с. 270].

Базовым нормативно-правовым документом, регулирующий частную охранную деятельность является Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Так же нормативно-правовую базу в сфере оказания частных охранных структур составляют: Конституция РФ, Федеральные Законы, Кодексы, Постановления Правительства РФ, Приказы МВД РФ и другие нормативные акты.

На основании вышеизложенного, было бы целесообразно добавить

ст. 53 ФЗ № 273 - ФЗ назвав «Обязанности работников частных охранных структур» и указав в ней обязанности и конкретную классификацию образовательных прав, которые будут защищаться посредством охранных структур, и изложить статью в следующей редакции:

«Статья 53. Обязанности работников частных охранных структур

  1. Работники частных охранных структур обязаны:
  1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме охрану прав и имущества участников образовательного процесса, а также следить за соблюдением норм правил поведения в учебном заведении.
  1. Классификация образовательных прав, защищающихся посредством частных охранных структур:
  1. Право на жизнь и здоровье в процессе обучения;
  2. Право на защиту имущества образовательных организаций и учащихся;
  3. Право на соблюдение порядка.
  1. Работники частных охранных структур несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей».

Так же дополнить ст.1 ФЗ №2487-1 указав в ней понятие юридической обязанности охранной организации. Изложить в следующей редакции:

«Статья 1.Частная детективная и охранная деятельность

Частная охранная организация имеет юридическую обязанность, под которой следует понимать предел надлежащего поведения, основанный на нормах законодательства и договоре об охранном поведении, без которого невозможно обеспечить состояние защищённости охраняемых объектов от противоправных посягательств путем выполнения охранных работ (услуг)».

В современном мире важную роль играет реализация образовательных прав. Частная охранная деятельность неразрывно связана с защитой этого права. Поэтому в результате применения данных норм, образовательное учреждение ответственнее подойдет к найму работников на должность «охранник» и как следствие охрана образовательных прав, имущества и территории образовательного учреждения будет на должном уровне.

 

Список литературы:
1. Климочкин, О. Технический комитет по стандартизации «Охранная деятельность» (ТК 208) / О. Климочкин // Мир безопасности. — 2019. — № 6. — С. 38—41.
2. Кичеева, Ю. А. Классификация конституционных прав на образование / Ю. А. Кичеева // Science time. — 2014. — № 9. — С. 119—123.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // http://pravo.gov.ru, 4.07.2020.
4. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I // Ведомости Съезда депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 17.
5. Трудовое право России: учебник для академического бакалавриата / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов; под общ. ред. А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 426 с.
6. Шаронов, С. А. Договор оказания охранных услуг в современной цивилистике / С. А. Шаронов // Власть закона. — 2015. — № 3. — С. 123—133.
7. Шаронов, С. А. Источники повышенной опасности, используемые в охранной деятельности: понятие и классификация / С. А. Шаронов // Современное право. — 2012. — № 12. — С. 90—93.
8. Шаронов, С. А. Юридическая обязанность охранной организации в контексте исполнения обязательств по договору охраны / С. А. Шаронов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 3. — С. 269—272.
9. Шубников, Ю. Б. К вопросу защиты прав участников образовательного процесса: теоретикометодологический анализ / Ю. Б. Шубников, Н. И. Пристанскова // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2019. — № 191. — С. 186—192.