К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Критическое положение безопасности дорожного движения в странах приводит к неоднократному травмированию людей и в конечном счёте к их гибели. Органами власти осуществляются различные меры по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в области дорожного движения, но несмотря на это положение с аварийностью на дорогах, расследованием и раскрытием преступных деяний данной категории призывает серьёзно обеспокоиться.
Согласно официальным статистическим сведениям и данным многопараметрической информационно-аналитической системы по итогам девяти месяцев 2021 года на территории РФ зарегистрировано 96 314 происшествий на дорогах. В ДТП погибли 10 516 человек и получили ранения 121 573. Несмотря на определённые изменения, статистические данные указывают на то, что уровень аварийности на дорогах в стране остаётся очень высоким – то есть каждое одиннадцатое ДТП приводит к смерти (8 902) [1].
Значимость качественного осмотра места ДТП заключается в незамедлительном и полном исследовании следов, объектов и самого места происшествия, поскольку довольно часто простая обстановка транспортного происшествия лишь кажется таковой на первый взляд. А первоначальное изучение и ознакомление с местом, где произошло происшествие достаточно часто не даёт возможность чётко представить, что же на самом деле произошло.
Следовательно, воссоздать подробную, полную картину события происшествия и проследить динамику его развития следователю позволяет лишь детальное, полное и тщательное изучение всех объектов и следов, которые находятся на месте ДТП. А некачественный осмотр места происшествия отрицательно влияет на получение первичных данных для судебных экспертиз и, в конечном итоге, влияет на результаты весь ход расследования происшествия в целом.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит в себе задачи осмотра места происшествия. Однако, обращаясь к различным литературным и научным источникам, возможно выделить их именно к ДТП, это: установление обстановки и определение места происшествия; обнаружение, фиксация, изъятие следов, а так же вещественных доказательств, находящихся на месте ДТП; выявление технического состояния транспортного средства, в первую очередь для установления причин и условий, которые повлекли за собой происшествие; вынесение и проверка следственных версий об обстоятельствах происшествия [2].
Так же, для того, чтобы избежать совершение различных ошибок при производстве осмотра повреждений транспортных средств, необходимо учитывать те рекомендации и предложения, которые дают современные учёные. Так, наиболее распространёнными ошибками или недочётами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются:
1) недостаточность или вовсе отсутствие в протоколах данных о направлении движения транспортного средства;
2) при указании длины тормозного пути отсутствует информация, до передних или задних колёс проводилось данное измерение;
3) не всегда обнаруживаются, фиксируются и изымаются микрочастицы, которые могут иметь важное значение для уголовного дела;
4) при осмотре места происшествия не составляется масштабная схема ДТП, из-за этого вытекает необходимость проведения таких следственных действий, как: проверка показаний на месте либо следственный эксперимент, которые не всегда могут устранить данный пробел;
5) достаточно часто в протоколе отражаются неполные сведения о дорожно-транспортной обстановке;
6) отсутствие полного описания характера повреждений транспортных средств.
Довольно часто в ходе этого процессуального действия необходимо осматреть не только местность и транспортные средства, но также предметы и трупы, что в свою очередь затрудняет расследование и приводит к огромному массиву информации.
Так же, следы дорожно-транспортного происшествия, как правило, с течением времени, погодных условий, изменяются и вовсе исчезают, так как обстановка места происшествия не остаётся неизменной. Это утверждение обусловлено 2 объективными причинами, а именно: закономерностями исчезновения и изменения следов, которые имеют естественный характер происхождения, и а действиями связанными с деятельностью людей, которая может быть как случайной, так и преднамеренной [3].
При расследовании важно помнить о сложности и индивидуальности любого преступления на дороге. Каждое ДТП является индивидуальным автопроисшествием, как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин вызвавших его, а также непосредственной причиной связи между действием и наступившими последствиями.
Квалифицированное проведение осмотра места происшествия выступает предпосылкой в дальнейшем эффективного расследования преступления. Именно при данном следственном действии есть вероятность собирания всех доказательств, которые в дальнейшем позволят установить факты события преступления и воссоздать картину произошедшего.
В следственной и судебной практике из-за ошибок, которые допускаются в стадии предварительного следствия, в основном при осмотре места происшествия возможны: неверная квалификация действий лиц, которые участвовали в ДТП; неправильная трактовка нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; также не всегда правильно устанавливаются последствия допущенного нарушения и размер материального ущерба.
Таким образом, качественное раскрытие и расследование ДТП остается одной из актуальных задач, которая стоит перед государством, а именно перед органами предварительного расследования. Правоприменителям необходимо помнить о том, что именно качественно проведённый осмотр места ДТП играет огромную роль в установлении обстоятельств произошедшего происшествия. И именно от грамотности его производства и зависит дальнейшее направление и итог расследования по уголовному делу.