Статья:

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шаша Д.Р., Бирюкова В.В. К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112770 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Шаша Диана Рашидовна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Бирюкова Вера Владимировна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Гарига Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия РФ, г. Саратов

 

Критическое положение безопасности дорожного движения в странах приводит к неоднократному травмированию людей и в конечном счёте к их гибели. Органами власти осуществляются различные меры по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в области дорожного движения, но несмотря на это положение с аварийностью на дорогах, расследованием и раскрытием преступных деяний данной категории призывает серьёзно обеспокоиться.

Согласно официальным статистическим сведениям и данным многопараметрической информационно-аналитической системы по итогам девяти месяцев 2021 года на территории РФ зарегистрировано 96 314 происшествий на дорогах. В ДТП погибли 10 516 человек и получили ранения 121 573. Несмотря на определённые изменения, статистические данные указывают на то, что уровень аварийности на дорогах в стране остаётся очень высоким – то есть каждое одиннадцатое ДТП приводит к смерти (8 902) [1].

Значимость качественного осмотра места ДТП заключается в незамедлительном и полном исследовании следов, объектов и самого места происшествия, поскольку довольно часто простая обстановка транспортного происшествия лишь кажется таковой на первый взляд. А первоначальное изучение и ознакомление с местом, где произошло происшествие достаточно часто не даёт возможность чётко представить, что же на самом деле произошло.

Следовательно, воссоздать подробную, полную картину события происшествия и проследить динамику его развития следователю позволяет лишь детальное, полное и тщательное изучение всех объектов и следов, которые находятся на месте ДТП. А некачественный осмотр места происшествия отрицательно влияет на получение первичных данных для судебных экспертиз и, в конечном итоге, влияет на результаты весь ход расследования происшествия в целом.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит в себе задачи осмотра места происшествия. Однако, обращаясь к различным литературным и научным источникам, возможно выделить их именно к ДТП, это: установление обстановки и определение места происшествия; обнаружение, фиксация, изъятие следов, а так же вещественных доказательств, находящихся на месте ДТП; выявление технического состояния транспортного средства, в первую очередь для установления причин и условий, которые повлекли за собой происшествие; вынесение и проверка следственных версий об обстоятельствах происшествия [2].

Так же, для того, чтобы избежать совершение различных ошибок при производстве осмотра повреждений транспортных средств, необходимо учитывать те рекомендации и предложения, которые дают современные учёные. Так, наиболее распространёнными ошибками или недочётами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются:

1) недостаточность или  вовсе отсутствие в протоколах данных о направлении движения транспортного средства;

2) при указании длины тормозного пути отсутствует информация, до передних или задних колёс проводилось данное измерение;

3) не всегда обнаруживаются, фиксируются и изымаются микрочастицы, которые могут иметь важное значение для уголовного дела;

4) при осмотре места происшествия не составляется масштабная схема ДТП, из-за этого вытекает необходимость проведения таких следственных действий, как: проверка показаний на месте либо следственный эксперимент, которые не всегда могут устранить данный пробел;

5) достаточно часто в протоколе отражаются неполные сведения о дорожно-транспортной обстановке;

6) отсутствие полного описания характера повреждений транспортных средств.

Довольно часто в ходе этого процессуального действия необходимо осматреть не только местность и транспортные средства, но также предметы и трупы, что в свою очередь затрудняет расследование и приводит к огромному массиву информации.

Так же, следы дорожно-транспортного происшествия, как правило, с течением времени, погодных условий, изменяются и вовсе исчезают, так как обстановка места происшествия не остаётся неизменной. Это утверждение обусловлено 2 объективными причинами, а именно: закономерностями исчезновения и изменения следов, которые имеют естественный характер происхождения, и а действиями связанными с деятельностью людей, которая может быть как случайной, так и преднамеренной [3].

При расследовании важно помнить о сложности и индивидуальности любого преступления на дороге. Каждое ДТП является индивидуальным автопроисшествием, как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин вызвавших его, а также непосредственной причиной связи между действием и наступившими последствиями.

Квалифицированное проведение осмотра места происшествия выступает предпосылкой в дальнейшем эффективного расследования преступления. Именно при данном следственном действии есть вероятность собирания всех доказательств, которые в дальнейшем позволят установить факты события преступления и воссоздать картину произошедшего.

В следственной и судебной практике из-за ошибок, которые допускаются в стадии предварительного следствия, в основном при осмотре места происшествия возможны: неверная квалификация действий лиц, которые участвовали в ДТП; неправильная трактовка нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; также не всегда правильно устанавливаются последствия допущенного нарушения и размер материального ущерба.

Таким образом, качественное раскрытие и расследование ДТП остается одной из актуальных задач, которая стоит перед государством, а именно перед органами предварительного расследования. Правоприменителям необходимо помнить о том, что именно качественно проведённый осмотр места ДТП играет огромную роль в установлении обстоятельств произошедшего происшествия. И именно от грамотности его производства и зависит дальнейшее направление и итог расследования по уголовному делу.

 

Список литературы:
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 68 с.
2. Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, расследование / Н.В. Якубенко. — Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2001. - 154 с.
3. Шиканов В.И. Запаховые микроследы / В.В. Шиканов, Н.Н. Тарнаев. — Иркутск, 1974. - 82 с.