Статья:

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Лепихина В.В. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101073 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Лепихина Виктория Викторовна
магистрант, Института права, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Баишева Зиля Вагизовна
научный руководитель, д-р. физ. - мат. наук, профессор кафедры теории государства и права, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы отнесения права потребителей к правам человека в общем и к фундаментальным правам в частности. Автором статьи отстаивается позиция о необходимости введения всеобщего принципа приоритета прав потребителей, указывается на недопустимость безусловного распространения на потребителей общих положений законодательства, которые по своей сущности противоречат правовой природе прав потребителей.       

 

Ключевые слова: права человека, права потребителей, фундаментальные права человека, правовое государство.  

 

На современном этапе развития доктрины правового государства юридической наукой и иными общественными науками права человека гипертрофированное внимание юристов и политиков уделяется фундаментальным гражданским и политическим правам и свободам (права участия в выборах и референдумах, свободы передвижения, выбора места жительства, право на справедливый суд и эффективное правосудие и т.д.). В некоторых случаях борьба за признание гражданских и политических прав осуществляется в ущерб социально-экономическим правам человека и гражданина (современная история изобилует множествами примеров уничтожения государственности одного типа с неразвитыми политическим правами, но с гарантированными социально-экономическими правами в угоду построения государства «свободных граждан», однако, путем уничтожения эффективного экономического уклада и системы социального обслуживания) [9].

В современных условиях правовой и экономической действительности множество видов прав человека фактически «выброшены» из доктрины прав человека в сферу разнородных отраслей и институтов права, и вопросы, касающиеся этих прав второго поколения, рассматриваются в рамках проблем правового регулирования, поиска эффективных способов судебной защиты, уточнений и дополнений правого статуса человека в рамках каких-либо правоотношений. Так, например, согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище [1]. Однако в юриспруденции отсутствуют попытки раскрытия существа права на жилище в условиях рыночной экономики и отсутствия механизмов гарантии трудовой занятости населения (существовавшей в социалистическом типе российской экономики) [5].  

Все правовые исследования сводятся к рассмотрению порядка представления жилища, правового статуса собственника жилища и лиц, в нем проживающих и т.д. Аналогичная ситуация и с трудовыми правами (правовые изыскания касаются порядка приема на работу и увольнения с него, аспектов перевода с перемещения и т.д.), в рамках которых акцентируется внимание на свободу труда, но не на праве трудиться и быть занятым (т.е. иметь заработок для достойного существования) [8].      

Вышеуказанные аспекты касаются и таких прав человека, как права потребителя.

Права потребителей не включены в свод прав человека, гарантированных Конституцией РФ. Однако Верховный Суд РФ указывает, что права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, а их охрана – одним из приоритетных направлений государственной политики [3]. Видимо, права потребителей являются составляющей социально-экономических прав человека. 

Для детального правового регулирования содержания прав человека, формируются концепции этих прав человека, его первоосновы, которая пронизывает всю системы правового регулирования. В большинстве случаев роль таких концепций играют принципы осуществления и защиты прав человека (например, право на защиту и презумпция невиновности «прокалывает» всю систему уголовного судопроизводства).

Права потребителей характеризуются следящими свойствами: во-первых, одновременно являются как индивидуальными, так и коллективными правами; во-вторых, являются правами именно человека, а не только гражданина. В то же время, у прав потребителей есть одна особенность, отделяющая его от всей системы социально-экономических прав человека – универсальность, которая проявляется в невозможности и в недопустимости взаимосвязи конкретного правового статуса человека и прав потребителей (для обладания правами потребителей не имеет значение наличие дееспособности, достижение определенного возраста, имущественное положение лица и т.д.). Более того, согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей [2] потребителем является любое лицо, использующее товары, работы или услуги для личных нужд, а не только непосредственно их приобретшее или заказавшее.

В этом аспекте, с учетом того, что современная жизнедеятельность человека основана на потреблении (не только товаров первой необходимости, но и духовных благ, цифровых технологий) и она касается без исключения любого лица, находящегося, например, в правовом пространстве Российской Федерации, допустимо говорить о фундаментальном характере прав потребителей наряду с гражданскими и политическими правами.                

Не оформившееся как право человека, право потребителя находится под угрозой следующих факторов:

1) правового фактора, который характеризуется усложнением правового регулирования отношений с участием потребителя. Дело в том, что современное российское законодательство, особенно гражданское, подвергается перманентным реформированиям под влиянием судебной практики по экономическим спорам с участием предпринимателей [7]. С более лаконичного правового регулирования, пригодного для граждан, законодательство переходит к неповоротливой системе соблюдения принципа добросовестности и недопущения злоупотребления прав. С учетом массовости потребительских отношений, указанные переходы недопустимы. Судебная практика демонстрирует, что постепенно на потребителя возлагаются обязанности профессионального коммерсанта (например, выбрать из всех способов защиты своих прав такой, который наименее обременителен коммерсанту) [4].       

Связаны указанные процессы нивелирования прав человека, прежде всего, с отсутствием в российском праве принципа приоритета прав потребителя. Поведение потребителя автоматизированное, в большей степени иногда и недостаточно осознанное, поэтому является абсурдом возлагать на потребителя соблюдения правил и требований, характерных для профессиональных коммерсантов. Потребитель должен быть обязан совершить простые действия, которые однозначно характеризуют его добросовестное поведение (при первой возможности обратился к коммерсанту с претензией, не уничтожил и не утратил доказательства и т.д.);        

2) информационно-техническим (когнитивным) фактором. Законодатель решил усложнить правовое регулирование потребительских отношений в неподходящий момент его развития. Дело в том, что уровень объем потребления постоянно возрастает и поглощает те области жизнедеятельности, в которых человек обходился без покупки товаров, работ или услуг (в сфере досуга и отдыха, школьного образования, воспитания детей, ухода за пожилыми людьми и т.д.). Ускорение указанного процесса обуславливается активной деятельностью информационных платформ (прежде всего, социальных платформ, социальных сетей), деятельность которых направлена на создание потребностей человека [6]. Наблюдается коммерциализация общественных отношений. В связи с этим, права потребителей должны быть обеспечены гибким и простым механизмом защиты нарушенных прав и законных интересов. В противном случае, создаются условия для тотальной экономической эксплуатации потребителей. 

Таким образом, гарантированность прав потребителей – неотъемлемый элемент современного правового государства, развивающегося в условиях перехода потребления на новый качественный уровень – в цифровое пространство, в парадигме которого нахождение человека тем сильнее ослабляет возможность адекватной оценки своих поведенческих действий, не говоря уже о соблюдении чрезмерно сложных требованиях добросовестности и заботы о контрагенте.          

 

Список литературы:
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.11.2021).
2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2021 г. № 127-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.11.2021). 
3. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 октября 2020 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2021 г. № 32-КГ21-13-К1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Бегунович Р.В. Реализация малоимущими гражданами права на жилище в России и Германии: сравнительно-правовой анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 5. С. 46-50.
6. Бурик М. Человек и экономика в виртуализованном мире. М. : Аграр Медиа Групп, 2016. 268 с.   
7. Витрянский В.В. Очередной этап реформы гражданского законодательства: потери и достижения // Хозяйство и право. 2017. № 10. С. 3-9.  
8. Гейхман В.Л. Конституция РФ и право на труд // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 5-7.
9. Ульбашев А.Х. Общее учение о личных правах. Москва : Статут, 2019. 255 с.