Статья:

Психологические и тактические особенности предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чеботарева К.Ю. Психологические и тактические особенности предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 20(20). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/20/28243 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические и тактические особенности предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт

Чеботарева Кристина Юрьевна
магистрант Кубанского государственного аграрного университета, РФ, г. Кубань

 

Опознающими при расследовании терроризма могут быть как взрос­лые, так и несовершенно­летние лица. Что касается последних, уголовно-про­цессуальный закон не регламентирует ми­нимальный предельный возраст, начиная с которого малолетние могут давать показания, а сле­довательно привлекаться для опознания. [1] Это вполне объяснимо, так как такой вопрос следует решать в каждом конкретном случае, в зави­симости от индиви­дуальных способностей ребенка или подростка. Спорным является ут­верждение некоторых криминалистов, которые полагают, что дети до семи лет к даче показаний не должны допус­каться вообще, ввиду высо­кой степени их внушаемости, неспособности правильно воспринимать факты и т.п. Такое сужение круга субъектов опознания научно необос­нованно и только вредит успеху процесса рас­следования преступлений. Когда ребенок или подросток являются единст­венными лицами, которые могут указать преступника, недопущение его к даче показаний может отрица­тельно сказаться на ре­зультатах выяснения истины по делу.

Следственная практика знает немало случаев, когда дети даже 5-6 летнего возраста, не говоря уже о подростках, своими показаниями, в ча­стности при предъявлении для опознания, оказывали существенную по­мощь в изобличении преступника. Следовательно, ни в коем случае нельзя пренебрегать показания­ми детей и подростков, но необходимо учитывать специфику предъявления для опозна­ния, которая обу­словлена возрастными особенностями, своеоб­разием их психологии. Для детей характерна обостренная наблю­дательность, готовность принять участие в любой интересной для них деятельности, хорошая запечатляемость восприня­того. Эти качества обеспечивают им большие познавательные возможности. Внимание ребенка направлено не на все окружающее и происходящее, а на то, что для него наиболее эмо­ционально окрашено. Так, дети от трех до семи лет начинают осмысливать окружаю­щую их дей­ствительность, запоминать и логически передавать увиден­ное. Особенностью их восприятия является то, что они еще плохо раз­бира­ются в причинных связях, воспринимают события не в целом, а лишь от­дельные факты. При воспроизве­дении дети этой группы склонны более подробно описывать второстепенные стороны воспри­нятого явления, дополнять фантазией. Дети этого возраста легко под­даются влиянию старших и очень внушаемы. Трудно бывает ребенку 3-4 лет запоминать сходные предметы, так как объем внимания у него ограничен. Следственная практика и наблюдения убеждают, в том, что дети старшего дошкольного и младшего возраста могут уверенно опознавать людей и единич­ные предметы. В опытах с детьми подготовительной группы детского сада (в возрасте 6-6,5 лет) выявлено, что дети этого воз­раста, как правило, опознают предметы своей одежды и одежды других де­тей. Чтобы различить индивидуальные объ­екты, нужно уметь противо­постав­лять тождественное сходному и соединять его с различным. По отноше­нию к часто повторяющемся в восприятии объектам, это стано­виться дос­тупным и детям младшего дошкольного возраста.[6]

Чем старше становятся дети, тем усложняется связь воспри­ятия с их практической деятельностью. Восприятие отражает только отдельные признаки и свойства, которые имеют значение для ребенка, чаще всего это внешние, бросающиеся в глаза признаки, которые ему непосредст­венно понятны и на основа­нии которых он может овладеть этими вещами или явлениями.

Как правило, процесс восприятия ограничивается только узнава­нием и по­следующим за ним называнием воспринятого объекта. В этом возрасте дети мо­гут уже сравнивать сходные объекты. При узнава­нии какого-либо предмета ре­бенок почти всегда называет его, появляется склонность к категорическим ут­верждениям и отрицаниям.

Дети этого возраста часто дают объективную оценку какому-либо явлению и при хорошем с ними контакте следователь может получить интересую­щие его сведения. Иногда дети поражают своей наблюда­тель­ностью, они могут передать очень точно то, что их интересовало и то, что они наблюдали, особенно если их воспоминания свежи. Так, в доме рядом с местом взрыва была обнаружена в бессознательном состоянии де­вочка семи лет. При допросе де­вочки выяс­нился ряд деталей, которые дали возможность установить преступника. Девочка смотрела в окно и видела, как мужчина положил сумку на сидение автомобиля, стоявшего возле здания прокуратуры. Затем мужчина ушел за угол и раздался взрыв. Девочка рассказала, что на преступнике бы­ла черная кожаная куртка с надписью на спине «Boss», красным цветом.[5] Если бы в этом случае было проведено опознание вещей, то вполне вероятно, что куртка была бы опознана семилетней де­воч­кой.

Средний школьный возраст характеризует более широкие познавательные процессы, в этом возрасте усиливается самосознание, появляется чувство долга и ответственности, потребности в общении. Все эти каче­ства в целом положи­тельно способствуют запечатлению и воспроизведению информации. Однако, дети этого возраста легко подвер­жены внуше­нию, которые сказываются осо­бенно сильно в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этом возрасте психика детей очень ранима, и следовательно необходимо быть очень осторожным, внимательным как при допросе, так и при предъявле­нии для опознания. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы подросток замк­нулся в себе, необходимо сразу же установить кон­такт с ним, чтобы показания его были более полными и правдивы­ми. Де­тям всегда лестно, когда с ними раз­говаривают по-взрослому. Установ­ление контактов с несовершеннолетним - одна из основных за­дач следо­вателя. Следует учитывать, что дети очень недо­верчивы к людям, к которым они не прониклись симпатией.

При допросе представителей старшей возрастной группы, в целом действуют психические закономерности, характерные для допроса взрос­лого чело­века, однако у некоторых юношей и девушек этого воз­раста от­мечаются непра­вильные моральные и нравственные оценки, наряду с по­вышенным стремлением к независимости. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля и предъявление ему для опознания требует тщательной подготовки. Кроме возрастных особен­но­стей детей не­обходимо также выяснение условий, в которых несо­вер­шеннолетний воспринял и узнал какой-то объект, какие моменты могли повлиять на качество воспри­ятия, что из воспринимаемого могло быть доступно его вниманию. Следует также определить уровень его развития, способности, круг его интересов и осо­бенности характера. В этот же пе­риод решается вопрос - кого следует пригла­сить для участия в допросе.

Большое значение в предъявлении для опознания имеет своевременность. Восприятие детей любого возраста, если объект не имеет для них эмоционального значения, поверхностно и обра­зы воспринятого быстро стираются под впечатлением новых воспри­ятий, даже если восприятие будет не поверхностным, через большой промежу­ток времени ребенок не в состоянии точно указать приметы объекта, воспринятого ранее.

При восприятии событий, вызвавших у ребенка сильное пережи­ва­ние, мо­жет наступить заторможенность, что мешает правильному уз­на­ванию. В этих случаях необходимо отложить предъявление для опо­зна­ния, пока ребенок не ус­покоится.[2] Большое значение при предъявлении для опознания имеет уста­новление несовершеннолет­ним возраста опознаваемого. Установлено, что лучше всего они опреде­ляют возраст своих сверстников и детей моложе себя. Возраст же людей пожилых и взрослых они определяют очень плохо. Точность определения возраста взрослого человека, та­ким образом, будет тем выше, чем мо­ложе был воспринимаемый человек, к тому же возраст мужчин, по сравнению с возрастом женщин, опреде­ляется детьми более точно. Алексеев А.И. отмечает, что у девочек при опре­делении возраста наблю­далась тенденция к преимущественному заниже­нию возраста, а у мальчиков – завышению.[3]

Предъявление для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт, всегда должно происходить в условиях, исключающих наблюде­ние опознающего опознаваемым (специализированный кабинет, через затемненное (заклеенное тонированной бумагой) стекло, организация односторонней ви­деосвязи [4].

Таким образом, психологические особенности детского, подросткового, воспри­ятия и узнавания имеют большое значение и благодаря их знанию, можно наиболее точно и объективно проводить предъявление для опо­знания. Кроме того, умелое использование в расследовании терроризма знаний следователем и оперативными работниками детской психологии, позволяют получить ценную информацию, которую можно и нужно использовать как для розыска преступников, так и для доказывания.

 

Список литературы:
1. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском судопроизводстве. Процессуальные и криминалистические аспекты проблемы. Казань, 1990. С. 68.
2. Грицаев С.И., Помазанов В.В. Тактические приемы допроса несовершеннолетних свидетелей // Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Труды Кубанского государственного аграрного университета. Серия «Право». Выпуск № 15. Краснодар: КубГАУ, 2012. С. 213-222.
3. Алексеев А.М. Психологические особенности показаний очевидцев. М., 1972. С. 67.
4. Самолаева Е. Ю., Самошина 3. Г.  Предъявление для опознания лица в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым // Вестник криминалистики. Вып. 2 (10). М., 2004. С. 56.
5. Архив Верховного суда Республики Дагестан.
6. Гапанович Н.Н. Опознание в судопроизводстве (процессуальные и психологические проблемы). Минск, 1975. С. 109.