Психологические и тактические особенности предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Психологические и тактические особенности предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт
Опознающими при расследовании терроризма могут быть как взрослые, так и несовершеннолетние лица. Что касается последних, уголовно-процессуальный закон не регламентирует минимальный предельный возраст, начиная с которого малолетние могут давать показания, а следовательно привлекаться для опознания. [1] Это вполне объяснимо, так как такой вопрос следует решать в каждом конкретном случае, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка или подростка. Спорным является утверждение некоторых криминалистов, которые полагают, что дети до семи лет к даче показаний не должны допускаться вообще, ввиду высокой степени их внушаемости, неспособности правильно воспринимать факты и т.п. Такое сужение круга субъектов опознания научно необоснованно и только вредит успеху процесса расследования преступлений. Когда ребенок или подросток являются единственными лицами, которые могут указать преступника, недопущение его к даче показаний может отрицательно сказаться на результатах выяснения истины по делу.
Следственная практика знает немало случаев, когда дети даже 5-6 летнего возраста, не говоря уже о подростках, своими показаниями, в частности при предъявлении для опознания, оказывали существенную помощь в изобличении преступника. Следовательно, ни в коем случае нельзя пренебрегать показаниями детей и подростков, но необходимо учитывать специфику предъявления для опознания, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием их психологии. Для детей характерна обостренная наблюдательность, готовность принять участие в любой интересной для них деятельности, хорошая запечатляемость воспринятого. Эти качества обеспечивают им большие познавательные возможности. Внимание ребенка направлено не на все окружающее и происходящее, а на то, что для него наиболее эмоционально окрашено. Так, дети от трех до семи лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их восприятия является то, что они еще плохо разбираются в причинных связях, воспринимают события не в целом, а лишь отдельные факты. При воспроизведении дети этой группы склонны более подробно описывать второстепенные стороны воспринятого явления, дополнять фантазией. Дети этого возраста легко поддаются влиянию старших и очень внушаемы. Трудно бывает ребенку 3-4 лет запоминать сходные предметы, так как объем внимания у него ограничен. Следственная практика и наблюдения убеждают, в том, что дети старшего дошкольного и младшего возраста могут уверенно опознавать людей и единичные предметы. В опытах с детьми подготовительной группы детского сада (в возрасте 6-6,5 лет) выявлено, что дети этого возраста, как правило, опознают предметы своей одежды и одежды других детей. Чтобы различить индивидуальные объекты, нужно уметь противопоставлять тождественное сходному и соединять его с различным. По отношению к часто повторяющемся в восприятии объектам, это становиться доступным и детям младшего дошкольного возраста.[6]
Чем старше становятся дети, тем усложняется связь восприятия с их практической деятельностью. Восприятие отражает только отдельные признаки и свойства, которые имеют значение для ребенка, чаще всего это внешние, бросающиеся в глаза признаки, которые ему непосредственно понятны и на основании которых он может овладеть этими вещами или явлениями.
Как правило, процесс восприятия ограничивается только узнаванием и последующим за ним называнием воспринятого объекта. В этом возрасте дети могут уже сравнивать сходные объекты. При узнавании какого-либо предмета ребенок почти всегда называет его, появляется склонность к категорическим утверждениям и отрицаниям.
Дети этого возраста часто дают объективную оценку какому-либо явлению и при хорошем с ними контакте следователь может получить интересующие его сведения. Иногда дети поражают своей наблюдательностью, они могут передать очень точно то, что их интересовало и то, что они наблюдали, особенно если их воспоминания свежи. Так, в доме рядом с местом взрыва была обнаружена в бессознательном состоянии девочка семи лет. При допросе девочки выяснился ряд деталей, которые дали возможность установить преступника. Девочка смотрела в окно и видела, как мужчина положил сумку на сидение автомобиля, стоявшего возле здания прокуратуры. Затем мужчина ушел за угол и раздался взрыв. Девочка рассказала, что на преступнике была черная кожаная куртка с надписью на спине «Boss», красным цветом.[5] Если бы в этом случае было проведено опознание вещей, то вполне вероятно, что куртка была бы опознана семилетней девочкой.
Средний школьный возраст характеризует более широкие познавательные процессы, в этом возрасте усиливается самосознание, появляется чувство долга и ответственности, потребности в общении. Все эти качества в целом положительно способствуют запечатлению и воспроизведению информации. Однако, дети этого возраста легко подвержены внушению, которые сказываются особенно сильно в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этом возрасте психика детей очень ранима, и следовательно необходимо быть очень осторожным, внимательным как при допросе, так и при предъявлении для опознания. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы подросток замкнулся в себе, необходимо сразу же установить контакт с ним, чтобы показания его были более полными и правдивыми. Детям всегда лестно, когда с ними разговаривают по-взрослому. Установление контактов с несовершеннолетним - одна из основных задач следователя. Следует учитывать, что дети очень недоверчивы к людям, к которым они не прониклись симпатией.
При допросе представителей старшей возрастной группы, в целом действуют психические закономерности, характерные для допроса взрослого человека, однако у некоторых юношей и девушек этого возраста отмечаются неправильные моральные и нравственные оценки, наряду с повышенным стремлением к независимости. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля и предъявление ему для опознания требует тщательной подготовки. Кроме возрастных особенностей детей необходимо также выяснение условий, в которых несовершеннолетний воспринял и узнал какой-то объект, какие моменты могли повлиять на качество восприятия, что из воспринимаемого могло быть доступно его вниманию. Следует также определить уровень его развития, способности, круг его интересов и особенности характера. В этот же период решается вопрос - кого следует пригласить для участия в допросе.
Большое значение в предъявлении для опознания имеет своевременность. Восприятие детей любого возраста, если объект не имеет для них эмоционального значения, поверхностно и образы воспринятого быстро стираются под впечатлением новых восприятий, даже если восприятие будет не поверхностным, через большой промежуток времени ребенок не в состоянии точно указать приметы объекта, воспринятого ранее.
При восприятии событий, вызвавших у ребенка сильное переживание, может наступить заторможенность, что мешает правильному узнаванию. В этих случаях необходимо отложить предъявление для опознания, пока ребенок не успокоится.[2] Большое значение при предъявлении для опознания имеет установление несовершеннолетним возраста опознаваемого. Установлено, что лучше всего они определяют возраст своих сверстников и детей моложе себя. Возраст же людей пожилых и взрослых они определяют очень плохо. Точность определения возраста взрослого человека, таким образом, будет тем выше, чем моложе был воспринимаемый человек, к тому же возраст мужчин, по сравнению с возрастом женщин, определяется детьми более точно. Алексеев А.И. отмечает, что у девочек при определении возраста наблюдалась тенденция к преимущественному занижению возраста, а у мальчиков – завышению.[3]
Предъявление для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям лиц, совершивших террористический акт, всегда должно происходить в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым (специализированный кабинет, через затемненное (заклеенное тонированной бумагой) стекло, организация односторонней видеосвязи [4].
Таким образом, психологические особенности детского, подросткового, восприятия и узнавания имеют большое значение и благодаря их знанию, можно наиболее точно и объективно проводить предъявление для опознания. Кроме того, умелое использование в расследовании терроризма знаний следователем и оперативными работниками детской психологии, позволяют получить ценную информацию, которую можно и нужно использовать как для розыска преступников, так и для доказывания.