Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Осипова А.С. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 38-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Осипова Алла Сергеевна
юрист, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрены правовые аспекты принудительной ликвидации юридических лиц по решению государственного органа в современном гражданском законодательстве. В рыночных условиях субъекты гражданских правоотношений стремятся обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами.

На сегодняшний день отечественное гражданско-правовое законодательство вызывает множество вопросов у современных правоведов в данной сфере. Поэтому вопросы законодательного регулирования принудительной ликвидации государственными органами юридического лица, являющегося субъектом гражданских правоотношений, достаточно актуальны. Это, в первую очередь, поясняется тем, что указанные правовые институты крайне важны и актуальны для общества в целом, юридические лица являются основными участниками гражданского оборота. 

Также следует на нормативном уровне в качестве отдельного раздела осуществить закрепление института юридического лица, что обуславливает необходимость подробнейшей проработки нормы формирования, последующей реорганизации и возможной ликвидации юридического лица. Благодаря этому удастся избежать противоречия и расхождения между действующими нормативно-правовыми актами.

 

Ключевые слова: юридические лица; принудительная ликвидация; банкротство, законодательное регулирование, суды общей юрисдикции, арбитражный суд; государственные органы; Федеральная налоговая служба; прокуратура; Федеральная антимонопольная служба; государственные и муниципальные органы самоуправления.

 

Уточним, что под ликвидацией юридического лица принято понимать завершение его деятельности. При этом невозможна передача полного объема или частичных прав и обязанностей, с точки зрения правопреемства к любым иным лицам. Конечным итогом процедуры ликвидации юридического лица выступает полное прекращение его деятельности и появление соответствующей записи о закрытии к ЕГРЮЛ. Отметим, что п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает возможность ликвидации компании не только в соответствии с решением ее учредителей, но и на основании постановления уполномоченного органа. В случае, если во время ликвидации компании у нее возникают сложности с продолжением исполнения текущих обязательств перед партнерскими организациями и бюджетом, должна осуществиться инициация процедуры банкротства. Максимально подробно это описано в п. 4 ст. 62 ГК РФ [1].

Также существует и процедура принудительной ликвидации юридического лица, которая проводится только в судебном порядке. Остановимся подробнее на основаниях, достаточных для запуска данной процедуры (в соответствии с п.3 ст. 61 ГК РФ) [1]:

– выявленные нарушения действующего национального законодательства, допущенные при регистрации, в случае, если они не подлежат устранению;

– осуществление хозяйственной (коммерческой) деятельности при отсутствии соответствующих лицензий или игнорирование необходимости получения допуска к работам;

– осуществление деятельности, находящейся под запретом действующего законодательства;

– многократные факты нарушения действующего законодательства, а также отказ или игнорирование требований по их ликвидации, в соответствии с вынесенными предписаниями контрольных органов;

– ведение хозяйственной (коммерческой) деятельности юридического лица с нарушениями Конституции Российской Федерации;

– неоднократно установленная реализация видов деятельности религиозной, общественной или благотворительной организации, которые вступают в противоречие с целями юридического лица, зафиксированными в его уставе;

– прочие случаи, предусмотренные действующим законодательством.

В случае, если в судебном порядке в процессе обсуждения возможности ликвидации организации было выявлено, что фактически деятельность юридическим лицом не осуществляется, то заявление о ликвидации компании не будет рассматриваться и следует возбуждение дела о банкротстве несуществующего должника.

Перечислим косвенные доказательства, свидетельствующие о невозможности установления места пребывания:

– отсутствие информации о нахождении учредителей юридического лица;

– подтверждение того факта, что на протяжении последних 12 месяцев операций по счетам не проводилось.

В случае, если юридическое лицо систематически или тяжко нарушает действующее законодательство, в основу судебного решения ложатся соображения тяжести установленных нарушений и проступков организации. Основываясь на сложившейся арбитражной практике, вынесение судебного решения о принудительном закрытии юридического лица базируется на рекомендациях, разработанных Конституционным судом.

Многократность допущенных компанией нарушений в своей массе для запуска процедуры принудительного закрытия должны быть крайне весомы и содержать доказанные факты ущемления прав и свобод физических лиц. Именно это и является достаточным для суда основанием для вынесения решения о ликвидации юридического лица.

Отметим, что непосредственно нарушение действующих нормативных правовых актов, допущенное как на этапе регистрации организации, так и во время осуществления деятельности не выступает категорическим основанием для закрытия. Единственным условием является устранимость подобных нарушений.

Дополнительным принципиальным условием ликвидации компании выступает установленный факт осуществления ею деятельности без получения соответствующей лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическим лицам предоставляется право реализовывать ряд видов деятельности исключительно при условии получения разрешения на осуществление такой деятельности или, если компания получила соответствующую лицензию. Все аспекты лицензирования прописаны в Федеральном законе №99 от 2011 г. «О лицензировании …». В случае, если юридическое лицо не придерживается правил и требований, предусмотренных в действующем законодательстве, деятельность обладателя лицензии может быть прекращена на основании досрочного отзыва лицензии. В свою очередь, такой отзыв является достаточным основанием для заведения дела о принудительной ликвидации юридического лица.

В случае, если учредители ошиблись в названии или устав компании вступает в противоречие с действующим законодательством об юридических лицах, это также является достаточным основанием для начала процедуры принудительной ликвидации. Исключение составляют случаи, когда ошибки в названии или пунктах устава устранимы.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ [1], инициация процедуры принудительной ликвидации юридического лица осуществляется следующими инстанциями, наделенными соответствующими полномочиями:

– органы власти федерального, регионального или муниципального (местного) уровня;

– Федеральной налоговой службой (ФНС);

– Прокуратурой;

– Росреестром;

– учредителем общества;

– Центробанком;

– Федеральной антимонопольной службой.

– органами жилищного контроля.

Уточним, что в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) на основании п. 14 ст. 31 предусмотрено право на подачу искового заявления со стороны Федеральной налоговой службы. Также в юрисдикцию ФНС РФ ходит передача в судебные инстанции (арбитраж или суд общей юрисдикции) требования о ликвидации открытого акционерного общества в случае неисполнения им требования, предусмотренного п. 1 ст. 34 ФЗ-208.

Дополнительно следует уточнить, что ФНС РФ имеет право на подачу судебного иска в качестве инстанции, уполномоченной осуществлять ликвидацию организаций. В частности, это подтверждается существованием требования в соответствии со ст. 26 ФЗ-129 [3], касающейся передачи информации, необходимой для проведения перерегистрации юридического лица. При этом не производится его удалению из реестра без вынесенного по этому поводу решения судебного органа, в случае непредоставления данным юридическим лицом соответствующей отчетности и не ведения им операций по счетам.

Подача искового заявления о ликвидации компании (юридического лица) осуществляется, в том числе, органами власти федерального или местного уровня. Зачастую, в качестве основания для ликвидации выступает недостоверная информация об адресе регистрации юридического лица. В частности, организация могла просто купить фиктивный адрес, начиная процедуру регистрации и с самого начала не осуществляла никакой деятельности по указанному юридическому адресу. Также по нему не размещены офисные помещения или торговые площади.

Налоговые органы особую бдительность проявляют в отношении адресов, которые подпадают под категорию «адреса массовой регистрации».

Созданы специальные критерии, в соответствии с которыми ФНС РФ осуществляет проверку деятельности юридического лица. В случае, если регистрация состоялась менее, чем 12 месяцев назад, то для проверки требуется регистрация свыше 10 юридических лица по одному адресу. Если же компании более 1 года, то по одному адресу для инициации проверки должны быть зарегистрированы 50 и более организаций.

Разработан и утвержден специальный алгоритм осуществления проверки:

1) передача соответствующего запроса со стороны ФНС РФ по юридическому лицу с целью установления фактического расположения компании;

2) в случае, если информация отзыва не подтверждается, ФНС РФ отправляет требование компании о сообщении достоверных данных об адресе;

3) в случае, если, в соответствии с запросом налогового органа, информация юридическим лицом направлена не будет (срок до 30 дней), в ЕГРЮЛ делается отметка о недостоверности сведений компании. После этого ФНС РФ получает все основания составить и передать в суд заявление о принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью на основании грубого проступка – нарушения действующего законодательства при процедуре ликвидации юридического лица. Затраты на ликвидацию компании в данном конкретном случае ложатся на ее собственника или учредителей.

Также в рамках полномочий ФНС РФ выступает и инициация иска о принудительной ликвидации юридического лица по еще одной часто встречающейся причине. В частности, чистые активы компании меньше установленного минимального размера на протяжении двух и более лет. При этом юридическое лицо не начало процедуру добровольной ликвидации.

На основании сложившейся современной судебной практики такое основание для ликвидации организации, как правило, считается неоднозначным, поскольку владельцы могут принять соответствующие меры и начать санацию (финансовое оздоровление).

Процесс принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с иском его учредителей (собственника) осуществляется на основании, предусмотренном п. 5 ст. 61 ГК РФ. При этому инициатор процедуры ликвидации в качестве основания для закрытия юридического лица имеет право указать невозможность продолжения ведения деятельности либо появление серьезных препятствий для продолжения деятельности. Еще одним весомым основанием для запуска процесса ликвидации организации выступает инициатива одного или нескольких учредителей в результате возникновения корпоративного конфликта. Который делает невозможным принятие согласованных взаимовыгодных для все учредителей решений или указывает на уклонение части учредителей от реализации обязанностей по управлению бизнесом. Наилучший вариант при этом – случай, когда стороны (учредители) на добровольной основе придут к общему соглашению о ликвидации. В таком случае, наблюдается экономия на судебных издержках. Как правило, судебные разбирательства между учредителями юридического лица характерны при наличии корпоративного конфликта. В таком случае, на основании добровольной ликвидации компания не ликвидируется.

Учредитель, инициирующий судебные разбирательства, обязан доказать то, что следование действиям остальных учредителей способно нанести серьезный ущерб компании и вызвать иные отрицательные для бизнеса последствия.

В том числе, право обращения в суд сохраняется и за прокурором, в случае, если это необходимо для отстаивания законных государственных или общественных прав, или прав отдельного гражданина. Данное право закреплено за прокурором на основании ст. 35 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре». В частности, у него есть право выступить инициатором судебного процесса в следующих случаях:

– нарушении исключительных прав, в соответствии со ст. 1253 ГК РФ;

– нарушении прав и свобод;

– нарушении норм действующей Конституции;

– осуществлении экстремистской деятельности, в соответствии со ст. 9 114-ЦЗ;

– нарушении действующего закона общественными объединениями, что предусмотрено ст.44 ФЗ-82 и т.д.

Также важно отметить, что иск о ликвидации организации имеет право подать и Центральный банк России, в случаях, если:

–  банковские операции юридическое лицо осуществляет, не имея соответствующей лицензии. Основанием выступает ФЗ №395-1 [4];

– выявлены нарушения, допущенные юридическим лицом, требований действующего законодательства в кредитно-финансовой области.

Еще одним органом, которому предоставлены права на инициацию судебного разбирательства о принудительной ликвидации товариществ собственников жилья, строительного или жилищного кооперативов, являются органы жилищного контроля. В данном случае, аргументами для подачи искового заявления выступают:

– неисполнение предписания о несоответствии уставу;

– неустранение нарушений, в соответствии с п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).

Также иск в судебные инстанции может быть подан и со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Основанием для этого может выступать создание юридического лица без согласования с данной инстанцией. Отметим, что такое предварительное согласование предусмотрено ст. 34 ФЗ-135.

В отношении местных и государственных органов самоуправления как инициаторов подачи иска о ликвидации юридического лица, можно отметить, что руководствуются они следующими основаниями:

– серьезные нарушения действующего законодательства;

– осуществление хозяйственной деятельности без получения соответствующей лицензии;

– игнорирование предписания по преобразования юридического лица;

– реализация деятельности, е соответствующей религиозным целям;

– грубом нарушении Конституции РФ и т. д.

Как правило, принудительная ликвидация организаций осуществляется в результате серьезных и многократных нарушений действующего законодательства с их стороны. Практика свидетельствует, что в первый раз юридическое лицо получает предписание о необходимости устранить выявленные нарушения. Непосредственно ликвидация наступает, в случае, если не произошло устранение нарушений.

Поскольку использование процедуры ликвидации юридического лица производится исключительно к действующей организации, на первом этапе должно быть установлено – осуществляется ли конкретной компанией деятельность. С этой целью инициируется:

– проверка отчетности организации за последние 12 месяцев;

– проведение операций по расчетному счету компании;

– обязательность отсутствия отметки в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра;

– отсутствие мотивированного протеста против подобного исключения данных о компании из ЕГРЮЛ.

Полностью правила осуществления процедуры принудительной ликвидации юридического лица закреплены в ГК РФ. В частности, процедура состоит из следующих этапов:

– в судебном порядке фиксируется лицо, на которое будет возложена ответственность за данную процедуру. Такая обязанность может быть передана учредителям юридического лица или поручена уполномоченной инстанции. В случае, если ни учредителями, ни инстанцией не были выполнены поручения, происходит назначение арбитражного управляющего;

– формируется состав ликвидационной комиссии, членам которой передается соответствующий функционал в сфере управления;

– обязательная публикация информации в СМИ о ликвидации юридического лица с указанием конкретных сроков, в которые принимаются требования кредиторов компании;

– закрытие счетов юридического лица;

– лицо, уполномоченное выступать ликвидатором или ликвидационная комиссия осуществляют поиск всех кредиторов юридического лица и предоставляют им информацию о запуске процедуры ликвидации;

– по окончанию сроков, на протяжении которых кредиторы имеют выставлять свои требования, происходит формирование промежуточного ликвидационного баланса. В данном документе фиксируется весь массив кредиторских претензий, итоги их рассмотрения, а также общая информация об имуществе и суммах покрытой на каждый текущий момент времени задолженности;

– в случае, если имеющаяся в распоряжении компании величина активов недостаточна для покрытия всех требований кредиторов, осуществляется инициация банкротства юридического лица. Для этого определяется конкурсный управляющий. Также признание судом обоснованным заявления о банкротстве автоматически останавливает действие гражданско-правовых норм к процессу ликвидации и начинает действовать 127-ФЗ [5];

- погашаются требования кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства или из собственных ресурсов предприятия. При этом должны соблюдаться требования к очередности погашения долгов. Первоначально погашаются обязательства в виде компенсации за причинение вреда жизни и здоровью. Затем – перед работниками в части долгов по зарплате и выходному пособию. В составе третьей очереди погашают кредиторские требования;

- после расчетов с кредиторами формируется новый баланс;

- оставшиеся активы переходят к учредителям.

Окончанием процедуры принудительной ликвидации выступает появление в ЕГРЮЛ соответствующей отметки о завершении работы юридического лица, в соответствии с действующими нормами ст. 63 ГК РФ.

В настоящее время в действующем национальной законодательстве как таковые отсутствуют нормы, в которых пояснено кто и в соответствии с какой аргументацией имеет право осуществлять оспаривание ликвидации юридического лица. Широко известны и установлены факты злостного злоупотребления, при которых часть кредиторов не получала уведомление о начале процедуры ликвидации. В это время был осуществлен вывод части активов в корыстных целях. Дело в том, что после того, как принято соответствующее решение о запуске процедуры ликвидации организации и дальнейшего появления записи об этом в ЕГРЮЛ, обращаться с целью взыскания имущества подобного юридического лица кредиторами практически бесперспективно. В рамках действующего законодательства большой акцент поставлен на предание процессу ликвидации гласности и широкого оповещения со стороны компетентного органа. Предусмотрена публикация в средства массовой информации, а также запускается оповещение кредиторов, чьи законные интересы могут быть ущемлены в случае недобросовестного оповещения [8]. Тем не менее, несмотря на перечисленные предосторожности, в действующем законодательстве на сегодняшний момент не установлены конкретные сроки, которые бы регламентировали процесс ликвидации юридического лица. Также не предусмотрена и ответственность за нарушение установленных сроков, что является существенным недостатком и обуславливает наступление негативных последствий.

Формирование законодателем специфических условий, которые помогают сознательно и злонамеренно затягивать процесс ликвидации юридического лица некоторым заинтересованным участникам гражданских правоотношений, обуславливает нарушение прав и законных интересов третьих лиц. Также отмечается крайне отрицательное воздействие на деятельность судебных инстанций и гражданский оборот.

По нашему мнению, должны быть точно установлены промежуточные сроки ликвидации юридического лица с помощью определения сроков расчета по требованиям кредиторов и получения задолженности от дебиторов компании, проходящей процедуру ликвидации. Также считаем важным ограничить длительность общего периода процедуры ликвидации компании. Таким образом, участники данной процедуры не будут ограничены сжатыми сроками конкретных действий и, в случае необходимости, будут сами определять длительность промежуточного срока. Следовательно, можно сделать обоснованный вывод, что проблемы процедуры принудительной ликвидации юридических лиц в настоящий момент крайне актуальны, проблемны и нуждаются в повышенном внимании законодателя путем внесения поправок в действующее законодательство.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 29 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 1994, № 32 . Ст. 3301
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (в редакции от 28 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. — 2002 — № 30 — Ст. 3012
3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Гл.7 ст.ст. 20-22.
4. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 27.12.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) ст.23.1/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76133 (дата обращения: 01.08.21).
5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.07.2020 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) //СЗ РФ. – 2003 - №28. - С.289516 Постановление Президиума ВАС № 14449/12 от 05.03.2013.
6. Постановление Президиума ВАС РФ № 11925/12 от 15.01.2013/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  base.garant.ru (дата обращения: 01.08.21).
7. Васнева А. В. Оспаривание ликвидации юридического лица. Юриспруденция // Молодой ученный, 2019, № 6 – С. 244.
8. Гусева А. А. Актуальные проблемы ликвидации юридического лица / А. А. Гусева Д. С. Русских. // Молодой ученый,  2019, № 2 (240). — С. 213-216. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: https://moluch.ru/archive/240/55434 (дата обращения: 02.08.21).
9. Сергеев А. П. Гражданское право: учеб. Т. 1 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: Проспект, 2018. 141с.
10. Фомичева Н. В. Гражданское право. Общая часть / Н. В. Фомичева, О. Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 407 с.