«Должная осмотрительность» при выборе контрагента и последствия ее несоблюдения для налогообложения
Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
«Должная осмотрительность» при выборе контрагента и последствия ее несоблюдения для налогообложения
В последнее время все чаще в нормативных актах государственных органов, судебной практике и научной литературе встречается такое понятие как «должная осмотрительность» при выборе контрагента. На первый взгляд, речь должна идти о проверке контрагента на возможность исполнить обязательства по договору в соответствии с действующими нормами гражданского права. Однако на практике данное понятие используется налоговыми органами в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в частности, для определения законности и обоснованности применения налогоплательщиком возможности уменьшить налогооблагаемую базу способами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ.
Впервые о «должной осмотрительности» заговорили после выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее по тексту – Постановление № 53) [4]. Именно данный судебный акт определил прямую зависимость между отсутствием в действиях налогоплательщика «должной осмотрительности и осторожности» и получением им необоснованной налоговой выгоды.
Несмотря на значительный объем разъяснений Федеральной налоговой службы РФ и Минфина РФ об оценке проверяющими действий налогоплательщика, до настоящего времени определение данного понятия не содержит ни один источник права.
На практике же под «должной осмотрительностью» понимают совокупность действий предпринимателя, направленных на получение информации о финансово-хозяйственной деятельности контрагента с целью определения рисков неисполнения последним обязательств, в частности рисков неуплаты законно установленных налогов и сборов.
Почему же проявление «должной осмотрительности» становится одним из ключевых моментов при определении законности исчисления налогов предпринимателем? Ответ следует искать в статье 2 Гражданского кодекса РФ [6]. Именно в ней Законодатель определил предпринимательство, как деятельность, осуществляемую на свой риск. Это означает, что все негативные последствия выбора непроверенного контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А в случае приведения налоговым органом доказательств нереальности сделки, неизбежными будут и налоговые доначисления.
Проявление осмотрительности стало ключевым вопросом при контроле налоговыми органами за реальностью операций по двум основным налогам:
- налог на прибыль;
- налог на добавленную стоимость.
Связано это прежде всего с тем, что для включения произведенных расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль, важно, чтобы расходы были обоснованными, документально подтвержденными, а сделка носила реальный характер [5]. А при расчете налога на добавленную стоимость согласно ст. 171 Налогового кодекса РФ Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные Законодательством РФ налоговые вычеты [5]. Несмотря на то, что право у плательщика на вычет по НДС есть, им можно воспользоваться не всегда, а только при выполнении условий, перечисленных в статье 171 Налогового кодекса РФ. А соблюдение данных условий во многом зависит от контрагента налогоплательщика, который может неправильно оформить счет-фактуру, не передать первичные учетные документы, не отразить реализацию в своем налоговом и бухгалтерском учете, в то время как риски отказа в вычете по НДС налоговым органом будет нести налогоплательщик.
Единого перечня мероприятий, который бы говорил об однозначном проявлении «должной осмотрительности» также не существует. Сложившаяся судебная практика выработала определенные критерии, подтверждающие «должную осмотрительность», в частности в «деле Центррегионуголь» суд определил совокупность таких действий налогоплательщика [3]:
- получение до заключения договора копий уставных документов, заверенных подписями и печатями;
- проверка контрагента в ЕГРЮЛ, получение от иных лиц рекомендаций, подтверждающих его деловую репутацию;
- ведение деловой переписки с контрагентами (налоговый орган рекомендует сохранять электронную версию переписки, либо бумажные носители с конвертами крепить к договорам, регистрировать в журналах входящей корреспонденции);
- фиксирование контактных данных контрагентов в договорах, сохранение визиток;
- запрос информации о квалифицированных рабочих местах.
Однако в последнее время, налоговый орган не считает запрос налогоплательщиком пакета учредительных документов, проверку компании в ЕГРЮЛ проявлением «должной заботливости и осмотрительности» и все чаще требует от предпринимателей представить электронную переписку, доказательства выезда по месту нахождения контрагента, факт непосредственного знакомства с руководителем и информацию о порядке заключения сделок.
В то время как Налоговый кодекс РФ не содержит среди прав и обязанностей проверяющих запрашивать подобного рода информацию согласно статьям 31 и 32, а у налогоплательщика отсутствует обязанность в ее представлении [5]. Кроме того, в Законодательстве РФ не определена обязанность предпринимателей вести электронную переписку или выезжать по юридическому адресу контрагента для проверки его способности исполнить обязательства по договору. Взамен этого, в Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность для сторон договора определить меру ответственности за ненадлежащее исполнение его условий.
Относительно недавно была введена в действие статья 54.1 Налогового кодекса РФ [1], в определенной степени изменившая подход к оценке добросовестности налогоплательщика и проблеме злоупотребления правом по уменьшению налогооблагаемой базы.
При этом в ведомстве отметили, что данная норма не является кодификацией судебной практики, а при проведении налоговых проверок не должны применяться понятия, отраженные в Постановлении № 53, включая понятие «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика».
В связи с чем возник вопрос: «А стоит ли налогоплательщику продолжать проверять своих контрагентов и представлять соответствующие доказательства налоговому органу для обоснования законности вычетов по НДС?».
Анализируя последнюю судебную практику, стоит ответить: «Да». Большинство судей продолжает применять положения Постановления № 53 вместе с нововведенной статьей 54.1 Налогового кодекса РФ [1]. А при недоказанности проявления «должной осмотрительности», «добросовестности» и реальности сделки, налогоплательщику стоит готовиться к оплате доначисленных проверяющими сумм налога.
В связи с этим стоит отметить, что проверка контрагентов не потеряла своей актуальности. Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять «должную осмотрительность», оценивать добросовестность компаний, наличие производственных и рабочих ресурсов, а также запрашивать все возможные документы, которые смогут подтвердить реальную предпринимательскую деятельность, способность контрагента исполнить как обязательства по договору, так и возложенные на него налоговым законодательством РФ.