Статья:

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Грушевский А.М., Жигарев Д.С. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113763 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Грушевский Андрей Михайлович
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Жигарев Денис Сергеевич
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Березюк Лилия Анатольевна
научный руководитель, ассистент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

С каждым днем степень интеграции современных информационных технологий во всех сферах жизни общества прогрессивно возрастающий характер. Однако огромное количество рассматриваемых технологий и правоотношений, которые они образуют, требуют своевременного правового регулирования со стороны государства, что обусловлено необходимостью совершенствования правовойбазы. В связи с распространением среди граждан электронных мобильных устройств с функциями аудио- и видеозаписи увеличилось число случаев съемки и последующего размещения в глобальной сети Интернет действий должностных лиц по пресечению преступлений и задержанию преступников.  В подобной ситуации законодателю необходимо реагировать на изменения общественных отношений .

Также следует отметить, что ограничение видеосъемки регулируется не только нормативными правовыми актами, но и Основным законом нашей страны. Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Таким образом, сотрудники органов внутренних дел (далее – сотрудники ОВД), государственные служащие, министерства, если это не касается охраняемой законом тайны, исходя из их обыденной жизни должны понимать, что граждане могут контролировать и фиксировать их действия. Прежде всего, потому, что данное право указано в Конституции Республики Беларусь [2].

17 мая 2021 года в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 года (далее – Закон об ОВД) были внесены изменения, касающиеся использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД, а именно: к компетенции сотрудников органов внутренних дел было добавлено правомочие запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки [1]. По нашему мнению, данное положение противоречит принципу о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств уголовного дела, предусмотренному ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), отсутствие видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД может привести к принятию неправильного решения по уголовному делу. При этом возможность наложения аналогичных ограничений на самих сотрудников ОВД Законом не предусмотрено [4,5].

Также необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 5 Закона об ОВД деятельность сотрудников ОВД основывается на принципе гласности, то есть является открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям уголовно-процессуального законодательства, законодательства, определяющего порядок административного процесса, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, о персональных данных, о защите государственных секретов, об информации, информатизации и защите информации [1].

Кроме того, считаем необходимым внести в Закон об ОВД, дополнения о том, что сотруднику ОВД прежде чем осуществить право на запрет использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в уголовном процессе, обязан вынести предупреждение, а в случае применения данного механизма развернуто разъяснить лицу, в отношении которого ведется уголовный процесс, а равно иным участникам уголовного процесса о причинах применения запрет [3].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать следующее:

1. для разрешения данного противоречия необходима разработка отдельного комплекса норм, который содержал бы конкретные условия допустимости запрета на использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в уголовном процессе Республики Беларусь либо конкретные условия недопустимости данного правового механизма

2. необходимо внести дополнения в Закон об ОВД, закрепляющий обязанность сотрудника ОВД предупреждать участников уголовного процесса о запрете фото-, видео- и киносъемок, а в дальнейшем и разъяснять причины такого запрета.

        

Список литературы:
1. Закон Республики Беларусь об органах внутренних дел Республики Беларусь, 17 мая 2021 г., № 106-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10700263 (дата обращения: 27.04.2022)
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г., 124-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=v19402875 (дата обращения: 27.04.2022)
3. Леков, Д. М. О праве граждан делать фото и видеозаписи действий сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей / Д. М. Леков // Актуальные проблемы российского права и законодательства : Сборник материалов ХII Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 03 апреля 2019 года / Составитель Е.В.Василенко; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2019. – С. 72-74.
4. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь, 24 мая 2021 г., № 111-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10800455&q_id=4264110 (дата обращения: 27.04.2022).
5. Уголовно процессуальный кодекс: Кодекс Республики Беларусь, 26 мая 2021 г., № 112-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk9900295 (дата обращения: 27.04.2022).