К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С каждым днем степень интеграции современных информационных технологий во всех сферах жизни общества прогрессивно возрастающий характер. Однако огромное количество рассматриваемых технологий и правоотношений, которые они образуют, требуют своевременного правового регулирования со стороны государства, что обусловлено необходимостью совершенствования правовойбазы. В связи с распространением среди граждан электронных мобильных устройств с функциями аудио- и видеозаписи увеличилось число случаев съемки и последующего размещения в глобальной сети Интернет действий должностных лиц по пресечению преступлений и задержанию преступников. В подобной ситуации законодателю необходимо реагировать на изменения общественных отношений .
Также следует отметить, что ограничение видеосъемки регулируется не только нормативными правовыми актами, но и Основным законом нашей страны. Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Таким образом, сотрудники органов внутренних дел (далее – сотрудники ОВД), государственные служащие, министерства, если это не касается охраняемой законом тайны, исходя из их обыденной жизни должны понимать, что граждане могут контролировать и фиксировать их действия. Прежде всего, потому, что данное право указано в Конституции Республики Беларусь [2].
17 мая 2021 года в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 года (далее – Закон об ОВД) были внесены изменения, касающиеся использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД, а именно: к компетенции сотрудников органов внутренних дел было добавлено правомочие запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки [1]. По нашему мнению, данное положение противоречит принципу о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств уголовного дела, предусмотренному ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), отсутствие видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД может привести к принятию неправильного решения по уголовному делу. При этом возможность наложения аналогичных ограничений на самих сотрудников ОВД Законом не предусмотрено [4,5].
Также необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 5 Закона об ОВД деятельность сотрудников ОВД основывается на принципе гласности, то есть является открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям уголовно-процессуального законодательства, законодательства, определяющего порядок административного процесса, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, о персональных данных, о защите государственных секретов, об информации, информатизации и защите информации [1].
Кроме того, считаем необходимым внести в Закон об ОВД, дополнения о том, что сотруднику ОВД прежде чем осуществить право на запрет использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в уголовном процессе, обязан вынести предупреждение, а в случае применения данного механизма развернуто разъяснить лицу, в отношении которого ведется уголовный процесс, а равно иным участникам уголовного процесса о причинах применения запрет [3].
Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать следующее:
1. для разрешения данного противоречия необходима разработка отдельного комплекса норм, который содержал бы конкретные условия допустимости запрета на использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в уголовном процессе Республики Беларусь либо конкретные условия недопустимости данного правового механизма
2. необходимо внести дополнения в Закон об ОВД, закрепляющий обязанность сотрудника ОВД предупреждать участников уголовного процесса о запрете фото-, видео- и киносъемок, а в дальнейшем и разъяснять причины такого запрета.