ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соблюдение конституционных прав и свобод личности является фундаментальным принципом справедливого и демократического общества [1]. Парламентский контроль является одним из основных инструментов, которым располагает законодательная власть для обеспечения соблюдения этих прав и свобод в Российской Федерации. Однако, для эффективного функционирования парламентского контроля необходимо изучение и анализ его различных форм и механизмов.
Специфика парламентского контроля за соблюдением Конституционных прав и свобод личности заключается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности в стране. Парламентский контроль - это процесс осуществления службой депутатов контроля за правительственной деятельностью в целях обеспечения соблюдения закона и Конституции. [2 С.39]
Основная роль парламентариев в данном процессе - следить за тем, чтобы законы, принятые государством, соответствовали Конституции и правам граждан. Отсутствие этого контроля может способствовать нарушениям прав и свобод граждан, что может вызвать негативные последствия в различных сферах жизни общества. Поэтому любая возможность переключается на защиту интересов людей и обеспечения правосудия.
Кроме того, парламентский контроль обеспечивает ответственность исполнительной власти за свою деятельность и работу в интересах общества. Таким образом, парламентарии не только следят за исполнением законов, но также могут инициировать их изменение.[3 С.60]
Исследования в данной области указывают на различные формы парламентского контроля. Например, законодательный контроль включает анализ законопроектов и оценку их соответствия конституционным нормам и принципам защиты прав граждан. Бюджетный контроль направлен на проверку использования государственных средств и распределение бюджетных ресурсов в соответствии с конституционными требованиями. Контроль за исполнением решений и актов исполнительной власти направлен на проверку их соответствия конституционным положениям. Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности направлен на защиту граждан от нарушений и обеспечение их конституционных гарантий. [4 С.134].
Федеральное Собрание Российской Федерации играет важную роль в парламентском контроле за соблюдением конституционных прав и свобод личности в России[5].Оно осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти в этой сфере и принимает законы, направленные на защиту прав граждан.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Обе палаты играют свою роль в парламентском контроле.
Государственная Дума - это палата, которая представляет население страны и принимает законы. Ее задачей является обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, ее кодексов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Законопроекты о защите прав и свобод личности передаются в Государственную Думу, которая оценивает их соответствие Конституции и голосует за их принятие или отклонение[5 С.66].
Совет Федерации - это палата, в которой представлены субъекты Российской Федерации. Он занимается вопросами обеспечения единства страны и сохранения государственной целостности, а также защищает интересы регионов. Совет Федерации принимает участие в формировании законопроектов и обеспечивает соответствие законов принципам федерализма и правам и свободам личности[5 С.67].
Важной ролью Федерального Собрания в парламентском контроле является проведение парламентских слушаний, касающихся вопросов защиты прав и свобод граждан.
В работе парламента активно задействованы такие инструменты, как проведение запросов, которые предусматривают возможность задать вопросы правительству или другим органам исполнительной власти относительно соблюдения прав и свобод граждан.
Также Федеральное Собрание РФ принимает ряд мер, направленных на укрепление контроля за соблюдением конституционных прав и свобод личности. В частности, принят федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Также в 2018 году был принят Федеральный закон от 30.12.2018 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части улучшения участия граждан в обеспечении общественной безопасности".
В целом, в России парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности получает все большее значение.
Федеральное Собрание РФ осуществляет значительный парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности и принимает меры для укрепления этого контроля. [6 С.16]. Тем не менее, также отмечаются некоторые проблемы, в том числе необходимость улучшения координации работы обеих палат Собрания и увеличения прозрачности процесса принятия законов, направленных на защиту прав и свобод граждан.
По мнению исследователей, одной из основных проблем парламентского контроля в России является его недостаточная эффективность. Контроль парламента в России страдает от низкой культуры медиа и низкого уровня правовых знаний у населения, что усложняет процесс его трудоустройства. Также обсуждаются проблемы, связанные с некомпетентностью членов парламента, отсутствием у них соответствующих знаний и опыта[7 С.135].Некоторые из исследователей отмечают ограниченный доступ к информации, недостаточную автономию парламента и недостаток механизмов ответственности.
Тем не менее, несмотря на данные проблемы, в последнее время в России ощутимо усилился парламентский контроль за соблюдением Конституционных прав и свобод личности. Парламентский контроль в России, несмотря на проблемы, становится все более значимым и активным, данный процесс стимулируется как внешними, так и внутренними факторами, такими как общественное мнение, международные обязательства России, а также повышенное осознание в кругах власти значения парламентской контроля. [8 С.43]
В целом, можно сказать, что парламентский контроль за соблюдением Конституционных прав и свобод личности является важным инструментом обеспечения защиты прав и свобод граждан в России. Однако, для его повышения эффективности нужна не только подготовка и компетентность членов парламента, но и широкое освещение данного процесса в массовых средствах и активное вовлечение общественности в данный процесс.