Статья:

ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Борисова С.А. ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127385 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Борисова Светлана Алексеевна
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток
Грудинина Анастасия Павловна
научный руководитель, старший преподаватель, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Соблюдение конституционных прав и свобод личности является фундаментальным принципом справедливого и демократического общества [1]. Парламентский контроль является одним из основных инструментов, которым располагает законодательная власть для обеспечения соблюдения этих прав и свобод в Российской Федерации. Однако, для эффективного функционирования парламентского контроля необходимо изучение и анализ его различных форм и механизмов.

Специфика парламентского контроля за соблюдением Конституционных прав и свобод личности заключается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности в стране. Парламентский контроль - это процесс осуществления службой депутатов контроля за правительственной деятельностью в целях обеспечения соблюдения закона и Конституции. [2 С.39]

Основная роль парламентариев в данном процессе - следить за тем, чтобы законы, принятые государством, соответствовали Конституции и правам граждан. Отсутствие этого контроля может способствовать нарушениям прав и свобод граждан, что может вызвать негативные последствия в различных сферах жизни общества. Поэтому любая возможность переключается на защиту интересов людей и обеспечения правосудия.

Кроме того, парламентский контроль обеспечивает ответственность исполнительной власти за свою деятельность и работу в интересах общества. Таким образом, парламентарии не только следят за исполнением законов, но также могут инициировать их изменение.[3 С.60]

Исследования в данной области указывают на различные формы парламентского контроля. Например, законодательный контроль включает анализ законопроектов и оценку их соответствия конституционным нормам и принципам защиты прав граждан. Бюджетный контроль направлен на проверку использования государственных средств и распределение бюджетных ресурсов в соответствии с конституционными требованиями. Контроль за исполнением решений и актов исполнительной власти направлен на проверку их соответствия конституционным положениям. Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности направлен на защиту граждан от нарушений и обеспечение их конституционных гарантий. [4 С.134].

Федеральное Собрание Российской Федерации играет важную роль в парламентском контроле за соблюдением конституционных прав и свобод личности в России[5].Оно осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти в этой сфере и принимает законы, направленные на защиту прав граждан.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Обе палаты играют свою роль в парламентском контроле.

Государственная Дума - это палата, которая представляет население страны и принимает законы. Ее задачей является обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, ее кодексов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Законопроекты о защите прав и свобод личности передаются в Государственную Думу, которая оценивает их соответствие Конституции и голосует за их принятие или отклонение[5 С.66].

Совет Федерации - это палата, в которой представлены субъекты Российской Федерации. Он занимается вопросами обеспечения единства страны и сохранения государственной целостности, а также защищает интересы регионов. Совет Федерации принимает участие в формировании законопроектов и обеспечивает соответствие законов принципам федерализма и правам и свободам личности[5 С.67].

Важной ролью Федерального Собрания в парламентском контроле является проведение парламентских слушаний, касающихся вопросов защиты прав и свобод граждан.

В работе парламента активно задействованы такие инструменты, как проведение запросов, которые предусматривают возможность задать вопросы правительству или другим органам исполнительной власти относительно соблюдения прав и свобод граждан.

Также Федеральное Собрание РФ принимает ряд мер, направленных на укрепление контроля за соблюдением конституционных прав и свобод личности. В частности, принят федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Также в 2018 году был принят Федеральный закон от 30.12.2018 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части улучшения участия граждан в обеспечении общественной безопасности".

В целом, в России парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности получает все большее значение.
Федеральное Собрание РФ осуществляет значительный парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности и принимает меры для укрепления этого контроля. [6 С.16]. Тем не менее, также отмечаются некоторые проблемы, в том числе необходимость улучшения координации работы обеих палат Собрания и увеличения прозрачности процесса принятия законов, направленных на защиту прав и свобод граждан.

По мнению исследователей, одной из основных проблем парламентского контроля в России является его недостаточная эффективность. Контроль парламента в России страдает от низкой культуры медиа и низкого уровня правовых знаний у населения, что усложняет процесс его трудоустройства. Также обсуждаются проблемы, связанные с некомпетентностью членов парламента, отсутствием у них соответствующих знаний и опыта[7 С.135].Некоторые из исследователей отмечают ограниченный доступ к информации, недостаточную автономию парламента и недостаток механизмов ответственности.

Тем не менее, несмотря на данные проблемы, в последнее время в России ощутимо усилился парламентский контроль за соблюдением  Конституционных прав и свобод личности. Парламентский контроль в России, несмотря на проблемы, становится все более значимым и активным, данный процесс стимулируется как внешними, так и внутренними факторами, такими как общественное мнение, международные обязательства России, а также повышенное осознание в кругах власти значения парламентской контроля. [8 С.43]

В целом, можно сказать, что парламентский контроль за соблюдением Конституционных прав и свобод личности является важным инструментом обеспечения защиты прав и свобод граждан в России. Однако, для его повышения эффективности нужна не только подготовка и компетентность членов парламента, но и широкое освещение данного процесса в массовых средствах и активное вовлечение общественности в данный процесс.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 2021. - 39 с.
2. Аксенова О. (2018). Парламентская контрольная функция: сущность, цели, принципы. Журнал конституционного права, 10(4), 34-42.
3. Гусев, В. А. (2019). Парламентский контроль в Российской Федерации: теоретические основы и практический опыт. Правоведение, (3), 58-65 .
4. Смирнов, В.В. Формы и методы парламентского контроля в России. // Полис. Политические исследования. 2016. № 6. - С. 129-143 .
5. Бабаева, Е. Роль Федерального собрания в системе разделения властей. // Парламентские исследования. 2016. №2. - С. 64-72
6. Садовникова Г. Д. Парламентское расследование и развитие института парламентского контроля в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 2. — С. 16
7. Головин, С.В. Парламентское расследование: опыт и перспективы. // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. - С. 52-55.
8. Пазюрина, Е.А. Организация парламентского контроля в России: проблемы и перспективы. // Парламентаризм в России. 2017. № 1. - С. 40-45.