К вопросу о правовом режиме государственных природных биосферных заповедников в Российской Федерации.
Секция: Юриспруденция
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу о правовом режиме государственных природных биосферных заповедников в Российской Федерации.
Почти в самом центре европейской части России располагается известный Окский государственный природный биосферный заповедник. Заповедник является научно-исследовательским природоохранным учреждением. Международный статус биосферного Окский заповедник получил в 1986 году, несмотря на то, что образован был в 1935 году. Создан заповедник с целью сохранения природных комплексов, изучения естественного течения природных процессов и явлений, фонового мониторинга среды, проведения экспериментальных работ по оценке воздействия различных форм и степени хозяйственного использования природных комплексов, разработки научных основ охраны природы, экологического образования и воспитания населения. Заповедник входит в международную сеть биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг и принадлежит к объектам мирового и общенационального достояния. Изучим цели и проблемы биосферных заповедников.
На базе биосферных заповедников решается множество специфических задач. Цель создания таких заповедников - сохранение генетических ресурсов растений, животных и экосистем в целом. В ст. 10 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее
– ФЗ об ООПТ) указаны основные положения относительно биосферных заповедников[1].
Первые биосферные природные заповедники создавались по проекту «Человек и биосфера», нацеленному на улучшение экологии. Он был ориентирован на сохранение типичных экосистем разных биогеографических зон, генетического разнообразия нашей планеты. Эта функция стала первой для биосферных заповедников. Для её выполнения, были отобраны наиболее репрезентативных, представительных, уже охраняемых территорий, где охрана экосистем была сопряжена с научными исследованиями. Именно такие территории получили статус биосферных заповедников. При этом, важними функциями являлись экологическое образование и международное сотрудничество[4, с. 34-46].
При функционировании биосферных заповедников возникают различные проблемы, рассмотрим наиболее актуальные.
Любая охраняемая территория в той или иной степени репрезентативна, другими словами, отражает особенности процессов в биосфере. Задача выбора территории на первый взгляд представляется чисто теоретической, но на самом деле она сугубо практическая. В сравнении с функциями особо охраняемых природных территорий (далее –ООПТ) функции биосферных заповедников значительно шире. Такие заповедники представляются как своеобразные международные стандарты, эталоны окружающей среды. Отсутствие принципов выбора территории для наделения заповедника данным статусом порождает ряд проблем. Также отсутствуют необходимые основания для моделирования биосферных процессов. Конечно, можно построить любые математические модели и получить какие-то прогнозы. Однако верить этим прогнозам можно только в том случае, если модель достаточно адекватна реальности. Но именно адекватности и не хватает биосферным моделям: ведь невозможно в полной мере обосновать размещение в пространстве элементов системы наблюдений, а стало быть, и обеспечить модели исходной информацией. [2, с. 171 - 181].
Вторая проблема — зонирование территории биосферного заповедника. Функции биосферных заповедников во многом противоречат друг другу. Так, сохранение разнообразия экосистем и генофонда требует строгого режима охраны, минимального вмешательства человека в природные процессы на достаточно большой площади. Но научные исследования не возможны без эксперимента, а это неминуемо порождает нарушения естественного течения процессов. Строгому режиму охраны противоречит и экологическое образование, так как оно связано с присутствием большого количества людей на территории биосферного заповедника[3, с. 8 - 12].
Эта противоречивость основных функций привела к мысли зонировать территории, выделить в заповедниках ядро, которое полностью отвечало бы целям охраны, и буферную зону, где допустимы научные исследования, а также мероприятия, связанные с экологическим образованием.
Расширение зон влияния хозяйственников на территории существующих заповедников является ощутимой проблемой. Так как на настоящий момент нет закона о полной неприкосновенности заповедных территорий, создаются условия для множества нарушений. Возникают противоречия между интересами местного населения и строгой охраной. Для смягчения этих противоречий нужно использовать результаты научных исследований непосредственно в хозяйственной деятельности данного региона, экологически образовывать население и привлекать его к решению проблем охраны собственной окружающей среды.
Пункт 3 статьи 11 и пункт 3 статьи 16 ФЗ об ООПТ допускает «изъятие или иное прекращение прав на земельные и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками или национальными парками, в случаях, предусмотренных федеральными законами». Фактически этим создается правовая основа изъятия земель государственных природных заповедников в случае принятия соответствующего федерального закона.
Также неоднозначным, и достаточно негативным на практике, может стать положение п. 3 ст. 23 ФЗ об ООПТ о возможности преобразования государственных природных заказников федерального значения в региональные. Данный пункт не устанавливается никаких гарантий сохранения правового режима, территории и обеспечения должной охраны преобразуемых заказников и не содержит никаких условий и критериев для такого преобразования (кроме того, что заказник находится в пределах территории одного субъекта РФ).
Другая проблема, не имеющая должной регламентации в российском законодательстве в отношении ООПТ, - это распределение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Для её непосредственного решения необходимо разработать предложения для детальной проработки и дополнения раздела XI «Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий» ФЗ об ООПТ, а именно, план действий биосферных заповедников, включающий основные определения и понятия, цели, первоочередные задачи и направления.
Для определения долгосрочных изменений биосферы данные заповедники используются в качестве исходного пункта, поэтому они должны иметь достаточные для этого размеры. Биосферные заповедники должны обеспечивать экологические исследования, программы образования, проводить различные показательные мероприятия, вести исследования по разработке щадящих, восстановительных способов хозяйствования на сопредельных территориях и искать для этого специальные технологии; следить за последствиями хозяйственной деятельности.
Чтобы биосферные заповедники могли вести поиски эффективных форм комплексного регионального развития, им нужна поддержка на государственном уровне. До сих пор не было никакого стимула для истинно биосферной деятельности: ведомства и местные власти, не мысля экологически, мало интересовались вопросами не истощающегося комплексного использования природных ресурсов и условий своего собственного региона, не видели они и экономической выгоды от внедрения научных разработок. Программа развития биосферных заповедников должна войти в государственные программы решения экологических проблем[5, с. 16-23].
Время идет, а региональные и глобальные экологические проблемы только обостряются. Необходимо постоянно разрабатывать новые нормативные акты, регламентирующие цели и задачи для биосферных заповедников, развивать новые формы деятельности. Можно полагать, что биосферные заповедники со временем действительно станут своеобразными эталонами состояния природы и гармоничного сосуществования с человечеством.