Статья:

Международно-правовые аспекты мирного урегулирования международных конфликтов

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бабелюк В.Д. Международно-правовые аспекты мирного урегулирования международных конфликтов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Международно-правовые аспекты мирного урегулирования международных конфликтов

Бабелюк Вероника Дмитриевна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, юридический институт, РФ, г. Красноярск
Шитова Татьяна Викторовна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета юридического института, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основополагающие аспекты урегулирования международных конфликтов, способы регулирования таких конфликтов, нормативная база, органы, компетентные принимать участие в урегулировании международных конфликтов, а также проблемы, существующие в данной сфере, пути их решения.

Abstract. the article deals with fundamental aspects of international conflict resolution, methods of regulating such conflicts, the regulatory framework, the bodies competent to take part in the settlement of international conflicts and problems existing in this sphere, ways of solving them.

 

Ключевые слова: международное право, конфликты, вооруженные конфликты, невооруженные конфликты, переговоры.

Keywords: international law, conflicts, armed conflicts, armed conflicts, negotiations.

 

В международном праве действует презумпция мирного разрешения споров, установленная в Уставе Организации Объединенных Наций (далее по тексту ООН), принятом в 1945 году. [1]

Особую актуальность темы настоящей статьи обосновывает, в том числе, и существующие вооруженные конфликты, которые наносят непоправимый ущерб для всего мира. Следует также заметить, что значительная часть конфликтов переходит в разряд «хронических», длящихся продолжительное время и затухающих только на периоды перемирия, которые длятся крайне мало.

Для того, чтобы разобраться в теме мирного урегулирования международных конфликтов, предлагаем разобраться с терминологией.

Под международным конфликтом мы предлагаем понимать столкновение внешних интересов объективного или субъективного характера двух и более сторон.[8]

Мирное урегулирование международного конфликта это деятельность лиц, не являющихся участниками конфликта, однако являющихся субъектами международного права, которая направлена на исчерпание противоречий между сторонами конфликта и урегулированию возникшего спора исключительно мирными средствами без какого либо вооруженного вмешательства. [8]

В международном праве  существует практика применения разных способов мирного разрешения международных конфликтов. К ним можно отнести переговоры, посредничество, иные услуги по урегулированию конфликтов. Данные способы регулируются нормами международных правовых актов, однако недостаточно полно.

В качестве основы правового регулирования разрешения международных конфликтов выступают такие международные акты как:

  • I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений от  18.10.1907 [2];
  • Пакт Лиги арабских государств от 22.03.1945 [3];
  • Устав Организации Объединенных Наций от26.06.1945 [1];
  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14.03.1975 [4];
  • Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области от 5.12. 1988 [5];
  • Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности от 09.12.1991 [6].

Сущность всех вышеперечисленных актов сводится к тому, что на международном уровне создаются специальные комиссии, которые действуют на основании соглашения между участниками конфликта. Такие комиссии производят расследование обстоятельств возникновения конфликта. В их компетенцию не входит однако определение вины любой из сторон конфликта, они только устанавливают общую картину произошедшего. Непосредственно разрешение конфликта возлагается на стороны конфликта, которые должны действовать, основываясь на выводах комиссии, но принимая собственное взвешенное решение, которое должно не нарушать норм международного права и суверенитета сторон.

Авторами отмечается, что вышеперечисленные нами международные правовые акты, регулирующие вопросы мирного урегулирования международных конфликтов не в полной мере реализуют все задачи, поставленные перед ними.[10]

Кроме того, деятельность органов международного сообщества по мирному урегулированию конфликтов осложняется тем, что государства не имеют политической воли на разрешение конфликтов. Все стремление международного сообщества, направленное на поддержание мира и безопасности не имеет никакой силы, поскольку взгляды некоторых государств, участвующих в конфликтах, существенно отличаются от взглядов как их оппонентов, так и большей части других субъектов международного права, а также поскольку они не проявляют готовность пойти навстречу в вопросах мирного регулирования споров. [9]

В связи с возрастанием сложности международных правоотношений также растет и необходимость совершенствовать механизмы урегулирования конфликтов и споров на международной арене.

В теории международного права при регулировании вопросов мирного регулирования споров акцент делается на роль международных организаций широкой компетенции, которые обладают более значительным кругом полномочий, чем у тех организаций, чья деятельность состоит исключительно в урегулировании споров. Кроме того, указывается, что механизм разрешения споров международными организациями обладает в основном политическим характером.[8]

Учеными указывается на существование проблем организационно-правового устройства международных организаций, которое состоит в разных подходах к их функционированию, финансированию и взаимодействию на разных уровнях. Для решения этих проблем предлагается провести реформу органов ООН, установить четкие рамки международного взаимодействия ООН и других международных организаций, а также четко определить источники финансирования деятельности таких организаций. [9]

Кроме деятельности комиссии по урегулированию споров, стороны конфликта могут обратиться в Совет Безопасности ООН, и получить соответствующую консультацию. Кроме того, Совет Безопасности может принять некоторые меры по преодолению спора мирным путем, например, направить в зону конфликта наблюдателей или миротворцев.[7]

Следующий способ разрешения международного конфликта – обращение в Международный суд ООН, в котором рассматриваются дела согласно положениям международных нормативных правовых актов, но только с участием государств как суверенных субъектов международного права. Однако стоит заметить, что в судебном порядке решаются в основном международные конфликты невооруженного характера.

Разрешение вопросов вооруженных конфликтов составляет компетенцию в том числе и Генеральной Ассамблеей ООН, которая дает участникам конфликта рекомендации по их разрешению.

Таким образом, самой главной проблемой в рассматриваемой теме, на наш взгляд, является недостаточность правового регулирования средств для мирного урегулирования споров, а также недостаточное количество таких способов, отсутствие регулирования данного вопроса в рамках национального законодательства и преемства опыта разрешения аналогичных конфликтов между субъектами международного права. Для решения данных проблем необходимо:

  1. расширить нормативную базу правового регулирования международных конфликтов;
  2. разработать новые способы мирного регулирования международных конфликтов;
  3. закрепить в международном и национальных законодательствах порядок исполнения решений международных органов и организаций по вопросам регулирования разрешения спора мирным путем;
  4. установить международную ответственность за неисполнение международных соглашений, принятых по результатам работы органов, решающих конфликты мирным способом.

 

Список литературы:
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945//КонсультантПлюс:Международное законодательство.
2. Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений от 18.10.1907//КонсультантПлюс:Международное законодательство.
3. Пакт Лиги арабских государств от 22.03.1945//КонсультантПлюс:Международное законодательство.
4. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14.03.1975//КонсультантПлюс:Международное законодательство.
5. Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области от 5.12.1988//КонсультантПлюс:Международное законодательство.
6. Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности" от 09.12.1991//КонсультантПлюс:Международное законодательство.
7. Богуславский, М. М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп / М.М. Богуславский – М.: Междунар. отношения, 2015. 
8. Максименко, Е.А., Мальгина, К.А. Международно-правовые аспекты мирного урегулирования международных конфликтов/Е.А. Максименко, К.А. Мальгина// Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2018.
9. Тункин, Г. И. Теория международного права / Г.И. Тункин. – М.: Зерцало-М, 2015.
10. Черноудова, М.С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: автореф. дисс. …. канд. юрид. наук/М.С. Черноудова. М., 2006.