Статья:

Меры, принимаемые государством по защите прав несовершеннолетних, в Советский период и в наши дни

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Струкова А.А. Меры, принимаемые государством по защите прав несовершеннолетних, в Советский период и в наши дни // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Меры, принимаемые государством по защите прав несовершеннолетних, в Советский период и в наши дни

Струкова Анжелика Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов
Варыгин Александр Николаевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов

 

Молодое поколение является основой будущего России. В нашей стране, довольно большое количество неблагополучных семей, нуждающихся в защите со стороны государства. Особое внимание стоит уделять защите прав несовершеннолетних. На сегодняшний день, необходимо определиться с наиболее эффективными мерами по предупреждению появления неблагополучных семей, а также профилактике появления фоновых явлений, влияющих на развитие здоровых отношений в семье, сравнив меры принимаемые в советский период и мерами принимаемыми в наши дни.

А.Н. Кривоносов в своей статье «Исторический опыт борьбы с беспризорностью», описывает, что в 1924 году состоялась Первая московская конференция по борьбе с беспризорностью. В выступлении Н.К. Крупской подчеркивалось, что ликвидация беспризорности - «вопрос не благотвори­тельности – это вопрос здоровья всего общественного организма».

В марте 1926 г. правительство РСФСР приняло Положение о борьбе с беспризорностью, а в сентябре того же года, был утвержден трехлетний план этой борьбы. Однако по подсчетам Н.К. Крупской, количество беспризорников составляло к началу 30-х годов, более 2-х млн. детей и подростков, только в 1932 г. сотрудники уголовного розыска задержали более 18 тыс. беспризорников по всей РСФСР.

В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В постановлении указывалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей.

Однако, начало Великой Отечественной войны вызвало высокий рост безнадзорных и беспризорных детей и детской преступности. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязанности по открытию детских колоний для содержания в них малолетних преступников ( в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков колониях достигло 50 тыс.

В шестидесятые годы увеличивается количество школ - интернатов, в которых только в 1960 г. обучалось около 1 млн. несовершеннолетних. В решении данной проблемы акцентировалось внимание не на укреплении семьи, а на увеличении количества детских учреждений. Несмотря на все принимаемые попытки, кризис 90-х годов ХХ в. показал, что Россия не справляется с проблемой беспризорности.

Можно сделать выводы что, несмотря на меры по укреплению института семьи со стороны государства, проблема беспризорности остается актуальной в настоящее время. Уровень беспризорности в стране показывает насколько высоко развита политика, направленная на социальное регулирования проблем института семьи, и насколько эффективны принимаемые меры.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на образование семей, находящихся в социально опасном положении, является состав семьи. Исходя из статистических данных, количество заключенных браков уменьшается во время развала СССР и увеличивается только в 2000 годы. Исходя из этого, можно заключить, что образуются неполные семьи, в которых одному родителю приходится и зарабатывать и заниматься воспитанием детей, при этом необходимое внимание и время воспитанию детей не уделяется из-за занятости родителя. Несовершеннолетние в большинстве случаев предоставлены сами себе, попадают под неблагоприятное влияние, увеличивается уровень безнадзорности и детской преступности, количество неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении растет.

Согласно ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности», семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Криминогенными фоновыми явлениями неблагополучия семей являются наркомания, бродяжничество, алкоголизм.

Наиболее остро стоит вопрос с подростковой наркоманией. В настоящее время проводятся, различные мероприятия по профилактике возникновения разного рода зависимостей у несовершеннолетних и их родителей.

Создание государственной системы профилактики потребления наркотиков является одной из ключевых задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков органами наркоконтроля в 2010 году было организовано и проведено более 55 тысяч профилактических мероприятий антинаркотической направленности.

Одно из наиболее эффективных направлений по профилактике наркомании является организация и проведение мероприятий, направленных на увеличение интереса к массовым видам спорта, вовлечение детей и подростков в занятия физической культурой и спортом по месту жительства.

Не менее важным вопросом является алкоголизм в семьях, для решения данного вопроса также принимаются различного рода меры. Правительство Российской Федерации разработало Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Рост количества детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране показывает зависимость от роста граждан, страдающих алкогольной зависимостью. Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и «омоложения» алкоголизма.

Алкогольную продукцию согласно статистическим данным, потребляет значительное число подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции несовершеннолетними снижает уровень их интеллектуальных способностей, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.

К средствам защиты несовершеннолетних со стороны государства следует отнести деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения в пределах своей компетенции обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и их семьи, находящихся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы управления социальной защиты населения, органы внутренних дел, органы управления здравоохранения, органы управления образования, органы по делам молодежи.

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находя­щихся в социально опасном положении является важной задачей по профи­лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Созданы специальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Целью создания данных комиссий является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики в решении следующих вопросов: предуп­реж­дение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщест­венных действий несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что проблема безнад­зор­ности, беспризорности и образования семей, находящихся в социально опасном положении, на данный момент не решена, предпринимаются определенные меры, учитывается предыдущий опыт по решению данного вопроса. Однако, на мой взгляд, необходимо проводить диагностику семей, находящихся в социально опасном положении, приобщать к работе психологов, социальных работников, координировать их работу. Создание баз данных, в которых будет собрана информация о семьях с учебных заведений, здравоохранительных учреждений помогут централизовать информацию, необходимую для работы с ребенком и его родителями. Дополнительно можно создать специализированные центры помощи именно подросткам и их родителям, центры досуга на бюджетной основе. Не менее эффективным способом является пропаганда модели здоровой полноценной семьи, возрождение семейных ценностей, посредством СМИ, профилактических бесед в школах, с родителями, проведения акций, посвященных укреплению семейных отношений.

 

Список литературы:
1. А.Н. Кривоносов «Исторический опыт борьбы с беспризорностью» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://contrlist.ucoz.ru/index/istoricheskij_opyt_borby_s_besprizornostju/0-627
2. Статья «Профилактика наркомании в России. Справка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/beznarko_help/20120406/619579995.html
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 2128-р «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребление алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://aaufa.ru/kontseptsiya-gosudarstvennoj-politiki-po-snizheniyu-masshtabov-zloupotrebleniya-alkogolem-i-profilaktike-alkogolizma-sredi-naseleniya-rossijskoj-federatsii
4. И.А. Куринова «Защита прав несовершеннолетних нормами современного Российского законодательства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/zaschita-prav-nesovershennoletnih-normami-sovremennogo-rossiyskogo-zakonodatelstva