Статья:

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Лебедь Н.И. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(298). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(298).pdf (дата обращения: 19.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Лебедь Наталья Ивановна
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Повышение общего количества транспортных средств и рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приводят к увеличению числа уголовных дел, требующих проведения судебно-автотехнической экспертизы. При этом, несмотря на ужесточение уголовно-процессуального и уголовного законодательства, эффективность автотехнических исследований остаётся невысокой: их выводы нередко оспариваются в суде, что замедляет ход расследования и снижает объективность судебного разбирательства [1]. При назначении экспертиз зачастую недостаточно чётко определяются предмет и границы исследования, что создаёт предпосылки для тактических и процессуальных ошибок при формулировке задач эксперту и последующем выполнении работ [2].

Цель работы заключается в систематизации и классификации основных существующих проблем назначения и проведения автотехнической экспертизы, а также разработки методических рекомендаций для повышения качества её результатов.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, судебная экспертиза является следственным действием, выполняемым экспертом как носителем специальных знаний (ст. 195 УПК РФ). Эксперт-автотехник привлекается к расследованию ДТП для исследования технических и следовых объектов, а также для обоснования причинно-следственных связей в развитии аварийной ситуации [3]. Федеральным законом, регламентирующим организацию и проведение экспертиз, в том числе автотехнических, является Федеральный закон № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Дополнительные методические требования устанавливаются Приказом МВД РФ № 511 от 29.06.2005 г. «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ» (Приказ МВД РФ № 511, 2005).

На основании принципа анализа в отечественной практике выделяют две основные категории автотехнических экспертиз:

  • Расчётная экспертиза, основанная на математических вычислениях по результатам замеров и измерений (например, определение скорости по длине следов торможения);
  • Ситуационная экспертиза, включающая фазовое моделирование развития ДТП с учётом множества факторов: дорожных условий, поведения участников, технического состояния ТС и др. [1]

Предмет автотехнической экспертизы включает: техническое состояние транспортного средства (неисправности, модификации); следы на ТС, дорожном покрытии и окружающих элементах; обстоятельства развития аварии (скорость, манёвры, действия участников).

Объектом исследования выступают сами транспортные средства, следы торможения, деформации, разлет фрагментов и др.

В практике расследования ДТП проблемы автотехнической экспертизы возникают как на этапе сбора материалов, так и при процессуальном оформлении назначения. Их можно подразделить на объективные недостатки и процессуальные отклонения, а также выделить ряд типичных тактических ошибок, допускаемых уполномоченными лицами при формулировке и направлении экспертизы.

Так, при осмотре места ДТП часто не фиксируются все следы (например, отдельные фрагменты, отпечатки шин), что снижает объём исходных данных для эксперта и приводит к упущению ключевых факторов в расчётной экспертизе [5]. Неправильное установление места начала и окончания следов торможения или манёвра ограничивает круг исследуемых объектов, что искажает ситуационную модель развития аварии [6]. Использование устаревших методик и отсутствие 3D-моделирования затрудняет воспроизведение динамики происшествия, что снижает точность экспертизы [1, 4].

Для процессуальных отклонений характерны следующие события:

  1. Следователь ограничивается подтверждением виновности одного участника, не ставя вопросов об альтернативных обстоятельствах, что сужает объём исследования и создаёт «точечный» характер заключения.
  2. Передача всех материалов дела без отбора вынуждает эксперта работать в условиях «эффекта установленных выводов», снижая его объективность в ситуационном анализе.
  3. Отсутствие согласования с экспертным подразделением. Вопросы не обсуждаются с руководством ЭКЦ, что приводит к неполноте или избыточности поставленных задач и, как следствие, к необходимости дополнительных экспертиз.
  4. Неверное распределение функций. Следователь передаёт эксперту полномочия по переформулированию вопросов, не обладая достаточной компетенцией в технических деталях, что увеличивает риск неприменимости выводов в суде [2, 5].

В ответ на выявленные проблемы отечественная судебно-автотехническая практика активно внедряет новые методики и технологии.  Тенденция цифровизации автотехнической экспертизы проявляется, прежде всего, в использовании 3D-лазерного сканирования, фотограмметрии и специализированных программных комплексов для построения детализированных моделей места происшествия. Графическое отображение перспективы обзора, траекторий движения и разлёта обломков позволяет сократить вероятность упущений при сборе данных и повысить точность расчётных экспериментов [1].

Внедрение цифровых технологий даёт следующие преимущества:

  • Целостность исходных данных — точная фиксация всех следовых объектов (следы торможения, деформации).
  • Воспроизводимость эксперимента — возможность многократного анализа модели без повторного выезда на место.
  • Интеграция с расчётными модулями — автоматизированное получение скоростей и углов столкновения на основании геометрии сцены.

Расширение круга исследуемых вопросов за счёт привлечения специалистов по психофизиологической, автодорожной и криминалистической экспертизам способствует более полному анализу факторов, влияющих на развитие аварийной ситуации. Интегрированный подход позволяет:

  • Проверять показания участников ДТП полиграфологом (при наличии соответствующего заключения).
  • Оценивать влияние конструктивных особенностей дороги на возникновение и развитие столкновения.
  • Сопоставлять микротрасологические следы с данным видеозаписи и данным датчиков автомобиля.

В результате анализа материалов автотехнической экспертизы выявлены две основные группы проблем, негативно сказывающихся на качестве экспертных заключений. К объективным относятся неполнота и утрата следовых и вещественных доказательств на месте ДТП, ошибки при определении пространственно-временных границ аварии, а также использование устаревших методик без привлечения цифровых технологий моделирования. К процессуальным проблемам относятся формулирование вопросов эксперту в соответствии с заранее заданной версией произошедшего, передача полного массива материалов дела без предвари­тельного отбора, отсутствие согласования исследовательских задач с экспертным подразделением и привлечение специалистов без профильного образования.

Модель совершенствования автотехнической экспертизы включает несколько взаимосвязанных элементов. Во-первых, необходимо формулировать вопросы эксперту на основе заранее выполненного анализа предмета и объекта исследования с обязательным согласованием с руководителем экспертно-криминалистического центра. Во-вторых, чёткое определение пространственно-временных границ аварийной ситуации должно стать неотъемлемым условием полноты и достоверности исследования. В-третьих, внедрение современных цифровых технологий (трёхмерное моделирование, фотограмметрия, лазерное сканирование) позволяет повысить точность исходных данных и минимизировать влияние субъективного фактора при интерпретации результатов.

 

Список литературы:
1. Гришин А. В., Селютина О. Г. Современные тенденции усовершенствования и ключевые особенности проведения судебных экспертиз отдельных видов //Закон и право. – 2024. – №. 5. – С. 224-228.
2. Тарасов Е. А. Нюансы назначения судебной автотехнической экспертизы //Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2024. – №. 7. – С. 335-338.
3. Мишин А.В. Судебная экспертиза в досудебном производстве по уголовному делу: Учеб. пособие. Казанский федеральный ун-т, 2017. - 96 с.
4. Россинская Е.Б. Судебная экспертиза: типичные ошибки. М., 2021. - 544 с.
5. Петрова М.Г., Мамонтова Э.А. Проблемы и несовершенство назначения и проведения автотехнической экспертизы // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 4. - С. 296—297.
6. Гришин A.B., Гришина М.В. Актуальные проблемы, связанные с осуществлением расследования преступлений, совершенных коммерческими (торговыми) представителями либо контрагентами в случае злоупотреблений правом // Науч. вестник Орловского юрид. ин-та МВД России им. В.В. Лукьянова. - 2016. - № 3 (68). - С. 40—42.