ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что пожары, возникающие при чрезвычайных ситуациях на транспорте, очень распространены.
Распределение пожаров по месту возникновения:
- В моторном отсеке: 23% (зажигание от внутреннего источника – электросеть или разгерметизация топливной системы);
- В кабине или салоне: 28% (в основном - поджоги);
- В кузове и багажном отсеке;
- На внешней поверхности: 23% (поджоги или зажигание от соседнего горящего объекта).
Потенциальные источники зажигания, имеющиеся в автомобиле, можно разделить на 3 основные группы:
1. Система электропитания. Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение 12 Вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети - коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки.
2. Нагретые поверхности. В работающем автомобиле (автобусе) имеются две зоны максимальных температур: моторный отсек, зона выпускного тракта от коллектора до выхлопной трубы глушителя.
3. Возможно появление в автомобиле и источников зажигания постороннего происхождения: источники зажигания малой мощности, тлеющие табачные изделия, источники открытого огня (при поджоге).
Как и на любом другом объекте, на транспортном средстве первым этапом работы по установлению причины пожара является определение места его возникновения, т.е. очага пожара. На легковом автомобиле установление очага пожара начинается с "программы-минимум" - выявления зоны наибольших термических поражений в одном из трех отсеков: моторном отсеке; салоне; багажнике. Не всегда, но на большинстве пожаров в автомобилях сравнительный анализ этих трех зон дает возможность выявить наиболее пострадавшую из них. Делается это путем визуального осмотра автомобиля.
Если очаг пожара в салоне, то последний выгорает обычно очень сильно, крыша деформируется; моторный отсек и багажник могут частично или полностью обгореть, закоптиться, но при этом сохраняются относительно лучше, нежели салон. Если очаг в моторном отсеке, то в нем обычно наблюдаются сильные сосредоточенные поражения, выгорание резиновых изделий, прокладок, расплавление силуминовых деталей, у автомобилей с передним расположением двигателя чаще всего выгорают передние колеса, но лучше сохраняются задние. Горение может перейти в салон, салон выгорит, но багажник, особенно на периферийных участках, пострадает меньше.
Возможные места случайного пожара в двигателе или возле него - это топливный насос, карбюратор, реже воздухоочиститель, система контроля впрыска топлива, электропроводка. Очаг пожара вдали от этих узлов - признак поджога. Возгорание в карбюраторе, как правило, выжигает краску на капоте, оставляя круглый след над сгоревшей деталью. При нахождении очага пожара в багажнике обычно выгорают багажник, салон, моторный же отсек только закоптится, но более сильные поражения (в том числе расплавления) в нем возникают редко.
Установление причины пожара автомобилей:
- Поджог около 50%
- Нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования 21%
- Нарушение правил технической эксплуатации 15%
- Проведение огневых работ при ремонте 5%
- По неосторожности 5%
Отработка версии о причастности к возникновению пожара аварийного режима электросети:
1. Осматриваются предохранители автомобиля (какие из них целые, какие перегорели)
2. Устанавливается, есть ли дуговые оплавления на проводах
Если есть, то желательно выяснить, к какой электрической цепи относится провод с оплавлениями. Особенно важно, выяснить относится провод к штатной сети автомобиля или принадлежит охранной сигнализации.
Если оплавлений несколько, то сопоставив их местонахождение со схемой электропитания автомобиля, надо определить оплавление, которое наиболее удалено от генератора(аккумулятора).
3. Дуговые оплавления и, в первую очередь, наиболее удаленное от источника питания следует изъять и отправить на исследование с целью определения первичности (вторичности) КЗ.
Таким, образом были рассмотрены особенности расследования пожаров, возникающие при чрезвычайных ситуациях на транспорте.