Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Хамитова А.В., Аксенов С.Г. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114077 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ

Хамитова Анастасия Витальевна
студент ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальность данной темы заключается в том, что пожары, возникающие при чрезвычайных ситуациях на транспорте, очень распространены.

Распределение пожаров по месту возникновения:

- В моторном отсеке: 23% (зажигание от внутреннего источника – электросеть или разгерметизация топливной системы);

- В кабине или салоне: 28% (в основном - поджоги);

- В кузове и багажном отсеке;

- На внешней поверхности: 23% (поджоги или зажигание от соседнего горящего объекта).

Потенциальные источники зажигания, имеющиеся в автомобиле, можно разделить на 3 основные группы:

1. Система электропитания. Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение 12 Вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети - коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки.

 2. Нагретые поверхности. В работающем автомобиле (автобусе) имеются две зоны максимальных температур: моторный отсек, зона выпускного тракта от коллектора до выхлопной трубы глушителя.

3. Возможно появление в автомобиле и источников зажигания постороннего происхождения: источники зажигания малой мощности, тлеющие табачные изделия, источники открытого огня (при поджоге).

Как и на любом другом объекте, на транспортном средстве первым этапом работы по установлению причины пожара является определение места его возникновения, т.е. очага пожара. На легковом автомобиле установление очага пожара начинается с "программы-минимум" - выявления зоны наибольших термических поражений в одном из трех отсеков: моторном отсеке; салоне; багажнике.  Не всегда, но на большинстве пожаров в автомобилях сравнительный анализ этих трех зон дает возможность выявить наиболее пострадавшую из них. Делается это путем визуального осмотра автомобиля.

Если очаг пожара в салоне, то последний выгорает обычно очень сильно, крыша деформируется; моторный отсек и багажник могут частично или полностью обгореть, закоптиться, но при этом сохраняются относительно лучше, нежели салон. Если очаг в моторном отсеке, то в нем обычно наблюдаются сильные сосредоточенные поражения, выгорание резиновых изделий, прокладок, расплавление силуминовых деталей, у автомобилей с передним расположением двигателя чаще всего выгорают передние колеса, но лучше сохраняются задние. Горение может перейти в салон, салон выгорит, но багажник, особенно на периферийных участках, пострадает меньше.

Возможные места случайного пожара в двигателе или возле него - это топливный насос, карбюратор, реже воздухоочиститель, система контроля впрыска топлива, электропроводка. Очаг пожара вдали от этих узлов - признак поджога. Возгорание в карбюраторе, как правило, выжигает краску на капоте, оставляя круглый след над сгоревшей деталью. При нахождении очага пожара в багажнике обычно выгорают багажник, салон, моторный же отсек только закоптится, но более сильные поражения (в том числе расплавления) в нем возникают редко.

Установление причины пожара автомобилей:

-  Поджог около 50%

- Нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования 21%

- Нарушение правил технической эксплуатации 15%

- Проведение огневых работ при ремонте 5%

- По неосторожности 5%

Отработка версии о причастности к возникновению пожара аварийного режима электросети:

1. Осматриваются предохранители автомобиля (какие из них целые, какие перегорели)

2. Устанавливается, есть ли дуговые оплавления на проводах
Если есть, то желательно выяснить, к какой электрической цепи относится провод с оплавлениями. Особенно важно, выяснить относится провод к штатной сети автомобиля или принадлежит охранной сигнализации.

Если оплавлений несколько, то сопоставив их местонахождение со схемой электропитания автомобиля, надо определить оплавление, которое наиболее удалено от генератора(аккумулятора).

3. Дуговые оплавления и, в первую очередь, наиболее удаленное от источника питания следует изъять и отправить на исследование с целью определения первичности (вторичности) КЗ.

Таким, образом были рассмотрены особенности расследования пожаров, возникающие при чрезвычайных ситуациях на транспорте.

 

Список литературы:
1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
2. Аксенов С.Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в городских условиях // Проблемы обеспечения безопасности: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2019. - С. 8-18.
3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К., Чем и как тушить пожар //Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020): Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 146 - 151.
4. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность – 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 124 - 127.