НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
На сегодняшний день высокая интенсивность и компактность командной игры в футболе не могут быть достигнуты без изменения тактических схем игры. Безусловно, в первую очередь, это качается тактики построения игры в центре поля. Ведущие сборные и клубы мира на сегодняшний день используют тактические схемы ведения и построения игры с двумя и более центральными полузащитниками. Это связно с тем, что при данной организации игроков на поле, повышается не только надежность игры в обороне, но и высокая мобильность всей команды, что является огромным преимуществом при выполнении атакующих действий игроками [3, с. 89].
Однако схема игры в течение одного матча многократно видоизменяется и требует от игроков оперативного принятия решений и идеального выполнения задач тренера. Именно поэтому с самого юного возраста необходимо вкладывать в тренировочный процесс больше времени и уделять внимания тактической подготовки юных футболистов.
Исходя из того, что футбольный матч состоит из многочисленных переходов от обороны к атаке и наоборот, очевидно, что оборонительные и атакующие действия команды должны быть одинаково отработаны. Андрей Владимирович Петухов в своих работах под тактикой подразумевает взаимодействие участников команды по определенному плану, который позволяет успешно вести борьбу с соперником, организовать индивидуальные и коллективные действия игроков, с целью достижения победы.
Судить о тактической готовности команды можно лишь в том случае, когда каждый игрок с равным успехом способен организовывать действия и в атаке и, непосредственно, в нападении. При этом индивидуальное мастерство футболиста является залогом общего успеха команды. Это связано с тем, что любая тактическая схема, которую разрабатывает и апробирует тренер с командой, реализуется каждый игрок в отдельности [5, с. 90].
Во время игры тренер команды может изменить схему игры, в связи с изменчивостью событий и тактических действиях команды соперников. Именно поэтому каждому игроку необходимо понимать и уметь анализировать свою роль в каждой схеме, для оперативного принятия решений и мобильного реагирования на изменения, которые вносит тренер в процессе игры. Помимо этого, каждый игрок должен наблюдать и уметь определить тактические действия команды соперника в ответ на изменения их игры.
Безусловно, влияние тактики и техники каждого игрока влияет на игру всей команды. Во время игры, футболисту необходимо принимать решения и целесообразности паса, направления движения, берет на себя инициативу или использует участника команды – именно в этот момент и проявляется его способность использовать тактическое мышление. После принятия решения футболист демонстрирует свое техническое мастерство, другими словами, техника подчиняется тактики. Основываясь на этом, во всех методических разработках подготовка юных футболистов включает в себя технико-тактическую подготовку [4, с. 60].
В процессе освоения тактической подготовки юных футболистов решаются следующие задачи:
1. Развить у игрока тактическое мышление, способность ориентироваться на поле, инициативу в решении разнообразных игровых ситуаций;
2. Обучить игрока индивидуальным действиям и элементарному взаимодействию с партнерами;
3. Сформировать способность к эффективному использованию технических приемов и тактических действий, при решении поставленной задачи;
4. Способствовать развитию у игрока возможности мобильному переключению с одних командных действий на другие, исходя из игровой ситуации на поле [2, с. 29].
Тактика команды складывается из осознанных индивидуальных действий каждого футболиста в отдельности. Это свидетельствует о том, что индивидуальная тактическая подготовка является не только средством спортивного совершенствования игрока, но и важным элементом обучения, первым этапом обучения тактике игры. После достижения определенного уровня тактического мастерства каждым юным футболистом, тренер может перейти в обучении групповой, а затем и командной тактике.
Процесс становления тактического мастерства футболиста для улучшения групповой и командной тактики необходимо воспитывать и развивать на протяжении всего времени ряда навыков у каждого игрока (наблюдательность, скорость мышления, быстрота реакции и др.), чтобы в дальнейшем решения футболиста были последовательны и результативны в ходе игры. Наиболее благоприятный возраст для освоения этих навыков и дальнейшего их развития в себе является 8-11 лет [1, с. 45].
Только сбалансированный тренировочный процесс позволит вырастить конкурентоспособных футболистов, способных реализовывать задачи тренера, адекватно реагировать на игровые ситуации и показывать высокие результаты.