Статья:

НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бадалян Н.Ж. НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114206 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Бадалян Нарек Жораевич
студент, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Жабаков Владислав Ермекбаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

На сегодняшний день высокая интенсивность и компактность командной игры в футболе не могут быть достигнуты без изменения тактических схем игры. Безусловно, в первую очередь, это качается тактики построения игры в центре поля. Ведущие сборные и клубы мира на сегодняшний день используют тактические схемы ведения и построения игры с двумя и более центральными полузащитниками. Это связно с тем, что при данной организации игроков на поле, повышается не только надежность игры в обороне, но и высокая мобильность всей команды, что является огромным преимуществом при выполнении атакующих действий игроками [3, с. 89].

Однако схема игры в течение одного матча многократно видоизменяется и требует от игроков оперативного принятия решений и идеального выполнения задач тренера. Именно поэтому с самого юного возраста необходимо вкладывать в тренировочный процесс больше времени и  уделять внимания тактической подготовки юных футболистов.

Исходя из того, что футбольный матч состоит из многочисленных переходов от обороны к атаке и наоборот, очевидно, что оборонительные и атакующие действия команды должны быть одинаково отработаны. Андрей Владимирович  Петухов в своих работах под тактикой подразумевает взаимодействие участников команды по определенному плану, который позволяет успешно вести борьбу с соперником, организовать индивидуальные и коллективные действия игроков, с целью достижения победы.

Судить о тактической готовности команды можно лишь в том случае, когда каждый игрок  с равным успехом способен организовывать действия и в атаке и, непосредственно, в нападении. При этом индивидуальное мастерство футболиста является залогом общего успеха команды. Это связано с тем, что любая тактическая схема, которую разрабатывает и апробирует тренер с командой, реализуется каждый игрок в отдельности [5, с. 90].

Во время игры тренер команды может изменить схему игры, в связи с изменчивостью событий и тактических действиях команды соперников. Именно поэтому каждому игроку необходимо понимать и уметь анализировать свою роль в каждой схеме, для оперативного принятия решений и мобильного реагирования на изменения, которые вносит тренер в процессе игры. Помимо этого, каждый игрок должен наблюдать и уметь определить тактические действия команды соперника в ответ на изменения их игры.

Безусловно, влияние тактики и техники каждого игрока влияет на игру всей команды. Во время игры, футболисту необходимо принимать решения и целесообразности паса, направления движения, берет на себя инициативу или использует участника команды – именно в этот момент и проявляется его способность использовать тактическое мышление. После принятия решения футболист демонстрирует свое техническое мастерство, другими словами, техника подчиняется тактики. Основываясь на этом, во всех методических разработках подготовка юных футболистов включает в себя технико-тактическую подготовку [4, с. 60].

В процессе освоения тактической подготовки юных футболистов решаются следующие задачи:

1. Развить у игрока тактическое мышление, способность ориентироваться на поле, инициативу в решении разнообразных игровых ситуаций;

2. Обучить игрока индивидуальным действиям и элементарному взаимодействию с партнерами;

3. Сформировать способность к эффективному использованию технических приемов и тактических действий, при решении поставленной задачи;

4. Способствовать развитию у игрока возможности мобильному переключению с одних командных действий на другие, исходя из игровой ситуации на поле [2, с. 29].

Тактика команды складывается из осознанных индивидуальных действий каждого футболиста в отдельности. Это свидетельствует о том, что индивидуальная тактическая подготовка является не только средством спортивного совершенствования игрока, но и важным элементом обучения, первым этапом обучения тактике игры. После достижения определенного уровня тактического мастерства каждым юным футболистом, тренер может перейти в обучении групповой, а затем и командной тактике.

Процесс становления тактического мастерства футболиста для улучшения групповой и командной тактики необходимо воспитывать и развивать на протяжении всего времени ряда навыков у каждого игрока (наблюдательность, скорость мышления, быстрота реакции и др.), чтобы в дальнейшем решения футболиста были последовательны и результативны в ходе игры. Наиболее благоприятный возраст для освоения этих навыков и  дальнейшего их развития в себе является 8-11 лет [1, с. 45].

Только сбалансированный тренировочный процесс позволит вырастить конкурентоспособных футболистов, способных реализовывать задачи тренера, адекватно реагировать на игровые ситуации и показывать высокие результаты.

 

Список литературы:
1. Гакаме Р.З. Теоретические основы разработки инновационных направлений технико-тактической подготовки юных футболистов / Р.З. Гакаме, А.А. Семенюков [и др.] // Проблемы физического воспитания и спортивной тренировки: материалы Всерос. науч. конф. Т. 1. Майкоп: Изд- во АГУ, 2020. С. 44-47.
2. Годик М.А. Методологические основы контроля за тактической и технической подготовленностью спортсменов// Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В.М.Зациорского. -М.: Физкультура и спорт, 2019.
3. Золотарев А.П., Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Физическая культура и спорт в жизни общества: Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 30-летию УралГАФК. - Часть II. - Челябинск, 2018.
4. Яровой С.М. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Владивосток, 2019. - №29
5. Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов//Футбол: Ежегодник /Сост. В.П.Климин, С.А.Савин. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 2017.