ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
С переходом Российской Федерации на модель рыночной экономики рынок труда претерпел значительные изменения. Если во времена СССР найти работу по специальности имел возможность (и более того, был обязан это сделать) каждый трудоспособный гражданин, то в современных реалиях поиск работы и трудоустройство давно приобрели форму рыночных отношений с переменчивым спросом и предложением, которые в тот или иной момент обуславливают дефицит рабочей силы или же наоборот высокий уровень безработицы.
Классически выделяются следующие основные виды безработицы:
- фрикционная;
- структурная;
- институциональная;
- циклическая;
- сезонная.
Так, помимо постоянно присутствующей фрикционной безработицы, являющейся естественным явлением, для современного рынка труда наиболее характерны такие виды безработицы, как циклическая и структурная. Яркий пример циклической безработицы мы наблюдали в 2020 году, когда экономика буквально остановилась из-за эпидемии коронавирусной инфекции и большое количество людей оказались без работы. Сегодня ввиду повышенного санкционного давления на страну опять велик риск высокого уровня циклической безработицы, вызванной сокращением рядом ориентированных на экспорт предприятий производства, либо полным прекращением ими деятельности ввиду потери доходности [1, с. 3112-313].
Всплески структурной безработицы возникают, как правило, точечно при переходе какого-либо вида производства на другой уровень (к примеру, замена человеческого труда машинным, где вместо рабочего на производстве требуются операторы и IT-специалисты).
В одних регионах существует дефицит человеческих ресурсов и соответственно, рабочей силы, в других — предложение рабочей силы значительно превышает существующий спрос.
Рынок труда можно назвать саморегулирующейся структурой, однако, скорость самостоятельной регуляции рынка крайне невелика, что требует его регулирования на государственном уровне.
В связи с этим в ситуациях кризиса, роль институционального регулятора особенно необходима и важна. На государственном уровне обеспечивается поддержка безработных граждан как в виде финансовой помощи, так и виде мер, направленных на трудоустройство [3, с. 31].
Вместе с тем своевременные превентивные меры на уровне государственного регулятора способны обеспечить стабильное функционирование рынка труда и избежать всплеска безработицы.
19 апреля 1991 года принят закон Российской Федерации №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
С принятием данного закона учреждена служба занятости населения в том виде, в каком она существует по сей день.
Реализация политики в сфере занятости населения осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях, полномочия которых четко разделены Законом.
Так, к полномочиям федеральных органов власти относятся, которые является макроуровнем, относятся функции регулятора, осуществляющего согласование целей и приоритетов политики занятости с целями и приоритетами экономической, социальной и миграционной политикой; выработка политики занятости в масштабе страны и определение ее основных направлений, а также финансирование разработанных проектов и целей.
На уровне региональной власти с учетом основных направлений политики занятости, определенных на макроуровне, осуществляется разработка региональной программы реализации политики занятости.
Основными полномочиями региональных органов власти являются:
- анализ уровня безработицы в регионе, а также состава безработных и причин ее возникновения;
- разработка региональных мер снижения уровня безработицы и поддержки безработных граждан, включая осуществление социальные выплаты гражданам, профессиональное обучение и переподготовка безработных граждан, создание дополнительных рабочих мест, включая временное трудоустройство безработных граждан и организация общественных работ;
- координация деятельности центров занятости населения [4].
Центры занятости населения, являясь местным уровнем реализации политики занятости населения, осуществляют непосредственное взаимодействие с гражданами и работодателями, ведут регистрационный учет таких граждан, оказывают государственные услуги и реализовывают разработанные на федеральном и региональном уровне меры: назначают и выплачивают пособие по безработице, организовывают общественные и временные работы, направляют граждан на прохождение профессионального обучения, подбирают вакансии и выдают направления на работу.
Стоит заметить, что в условиях стабильного рынка труда и кризисных ситуаций эффективность демонтируют различные меры политики занятости, применяемой государством.
Так, в условиях высокого уровня безработицы эффективными являются такие меры поддержки как выплата пособия по безработице, организация временного трудоустройства и общественных работ, профессиональное обучение и переподготовка как для безработных граждан, так и для граждан, находящихся под риском увольнения.
В условиях стабильного рынка труда основной задачей власти является дальнейшее обеспечение этой стабильности, которое достигается путем анализа рынка труда на выявление возможных причин его дестабилизации и принятие превентивных мер, включая обеспечение профессионального обучения и переподготовки граждан по востребованным профессиям, проведение информационной кампании, направленной на информирование граждан об имеющихся вакансиях и т. д. [2, с. 126].
Таким образом, государство является важнейшим регулятором рынка труда, которое при реализации рациональной политики занятости способно обеспечить максимально эффективное функционирование рынка труда.