Понятие и виды депривации у ребенка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(37)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(37)
Понятие и виды депривации у ребенка
В современном обществе существует проблема депривации.
Депривация может возникать как у взрослых, так и у детей, но особое внимание привлекает именно детская, так как именно на этом этапе формируется психика человека, идет активное всестороннее развитие.
Данное явление влечёт за собой различные социальные проблемы: трудности в усвоении социальной роли, неадекватная самооценка, задержка психического развития.
Но для предотвращения данного явления, необходимо разобраться с самим понятием и с видами.
Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю, отнятие. [1]
Депривация – лишение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
И. Лангмейер, З.Матейчек рассматривают понятие депривации как психическое состояние, которое возникло в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект (ребенок) лишен возможности удовлетворить свои психические потребности в достаточной мере долгое время. [4] Они выявили основные потребности ребенка.
1) Потребность в определенном количестве изменчивости в виде многообразных чувственных стимулов (зрительных, осязательных, слуховых). К таким относят смену окружающей обстановки, многообразие игрушек, музыки, мультиков.
Это необходимо, чтобы ребенок привыкал к постоянной изменчивости окружающей среды, изучал ее и мог, соответственно, адаптироваться в различных жизненных обстоятельствах.
2) Потребность в основных условиях для учения, приобретения различных навыков. Такие условия предполагают нормальный режим дня (примерно в одно и то же время ежедневно ложиться спать, завтракать, ужинать, играть), структурированную окружающую среду. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог контролировать и понимать происходящее, чтобы у него была связь между предметами и явлениями.
3) Потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), то есть ребенку очень важно общение с мамой, особенно эмоциональное. Если дите будет чувствовать материнское тепло, любовь, заботу, то у него не будет возникать ощущение ненужности, уязвимости.
4) Потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения общественными ролями. [5, с.90]
Например, ребенок с детства приобретает роль ребенка, внука, воспитанника детского сада, школьника, покупателя, пассажира. Дети нуждаются в понимании, каким образом вести себя в определенных ситуациях.
Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей ведет к депривации.
На основании этих потребностей авторы описали соответственно следующие виды депривации.
1. Депривация сенсорная: связана с обедненной предметной окружающей средой. Если ребенок воспитывается в ультраустойчивой среде, если его жизнедеятельность не насыщена стимулами, то он будет пассивен и не восприимчив к изменениям окружающей среды. Такой ребенок не будет инициативным, так как он не адаптирован к чему-то новому.
2. Депривация когнитивная: наоборот, если среда слишком изменчивая, без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, регулировать происходящее, ребенок будет гиперактивным. Ему будет интересно все. Это ведет к сложности сосредоточения на чем-то одном.
3. Депривация эмоциональная: отсутствие возможности для установления эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
Это характерно чаще всего для детей, находящихся в интернатных учреждениях. Но такой вид депривации может возникнуть и у ребенка, который воспитывается в полноценной семье.
Например, когда ребенка рано отдают в ясли, он чувствует себя оторванным от матери, брошенным, незащищенным.
Для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании, неудовлетворение чего ведет к искажению развития личности, появлению недоверия ко взрослым.
Такие дети могут отличаться гиперактивностью, ребенок будет пытаться восполнить недостаток эмоциональной связи через привязку к окружающим.
Он может лезть на коленки, на руки к воспитателям, учителям в школе, гостям в доме, к бабушкам и дедушкам. Чаще всего это происходит вследствие недостатка внимания со стороны матери. Важно, чтобы эта связь была повторяющейся, и она необходима независимо от возраста ребенка.
4. Депривация социальная: ограниченная возможность для усвоения социальной роли, отсутствие у ребенка идентификации себя к определенной социальной группе, ощущение отчужденности, отсутствие осознания себя частью общества. Воспитываясь в относительно устойчивой среде с выраженной повышенной зависимостью ребенка к однозначным условиям и людям, он будет стремиться искать определенное лицо, к которому будет пытаться привязаться и всячески сохранить эту связь, потому что так ему комфортно.
Дети с данной депривацией отличаются ревнивостью и эгоистичностью. [4] Ярким примером социальной депривации могут выступать дети-маугли.
Они остаются пугливыми, «дикими» даже после попытки их перевоспитать и научить человеческим манерам. [3, с. 282]
Существует еще такой вид депривации, такой как экономическая - ограничения, связанные с потреблением экономических благ. Она бывает объективная и субъективная.
1) Объективная – существование реального дефицита ресурсов, необходимых для удовлетворения биологических потребностей ребенка (например, когда ребенок голодает, или у него нет зимней одежды).
2) Субъективная – когда ребенок не может соответствовать принятому в его обществе стандарту потребления. [2] Например, у всех одноклассников есть айфоны, чтобы не выделяться, ребенку тоже хочется айфон
Организмическая депривация связана с наличием у ребенка физических, культурных, этнических отличий (например, дети-инвалиды, дети-мигранты). [2]
Депривация, возникшая в детстве откладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека в силу того, что в депривационных ситуациях неправильно формируется психика ребенка, формируется различное отклоняющееся поведение, закладываются неправильное восприятие и понимание окружающего мира.