СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Проблема жестокого обращения по отношению к детям - одна из ряда тех проблем, которые мало затрагиваются и требуют особого внимания.
Статистика Всемирной организации здравоохранения, предоставленная в «Докладе о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020г.» показывает нам неутешительные цифры. Так, в глобальных масштабах ежегодно каждый второй ребёнок в возрасте 2–17 лет сталкивается с насилием в той или иной форме. Во всём мире около 300 миллионов детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны ухаживающих за ними лиц. Каждый третий ребёнок испытывает эмоциональное насилие, и во всём мире каждый четвертый ребёнок живет с матерью, которая является жертвой насилия со стороны интимного партнера. По оценкам, во всём мире в 2017 г. жертвами убийств стали 40 150 детей [1].
Также, как сообщает ВОЗ, пандемия COVID-19 и реакция общества на неё оказали большое влияние на распространённость насилия в отношении детей и, по всей вероятности, будут иметь долгосрочные негативные последствия [1].
Как отмечает портал «Комерсантъ», цитируя уполномоченного по правам человека Т. Н. Москалькову, количество обращений о домашнем насилии в целом выросло в период пандемии в 2,5 раза [8].
Важно отметить, что существует две основные формы жестокого обращения с детьми: контактная жестокость и бесконтактная жестокость.
Эти формы в свою очередь делятся на такие виды, как: физическое и сексуальное насилие (контактная жестокость), психологическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами ребёнка (бесконтактная жестокость).
Анализ различных пособий, научных статей, интернет - источников позволил нам сделать вывод о том, что все виды жесткого обращения несут за собой разные, но определенно опасные для жизни ребенка, для его настоящего и будущего, последствия. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Именно поэтому, чтобы у ребенка не было отклонений в психическом развитии, нарушений социализации, чтобы в будущем этот самый ребенок, переживший насилие, сам не стал агрессором по отношению к своим детям, жене/мужу и т.д. необходимо прохождение социально-психологической реабилитации.
Центральным органом, занимающимся решением проблем жестокого обращения по отношению к детям, является органы социальной защиты, и, в частности, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Такие центры оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективе сверстников, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи.
Большинство авторов, исследующих проблему реабилитации несовершеннолетних, переживших насилие в любых его проявлениях, выделяют три основных направления.
1. Проработка и переосмысление полученной психической травмы. Работа с пострадавшим ребёнком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.
2. Социально-психологическая работа с ребёнком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения. Она связана с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.
3. Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (с семьёй, школьным окружением и т.п.) с целью предотвращения рецидива насилия и/или воздействия на факторы, способствующие возникновению и поддержанию отклонений в развитии личности ребёнка; работа по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии [4].
Целью первого направления является снятие стресса у ребёнка, преодоление страха и ненависти. Чувства, которые ребёнок испытал в ситуации насилия, могут обусловить его беспокойство, пугливость, боязнь сепарации, ситуационный и панический страх. Всё это может быть составной частью посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также рассматриваться как независимый симптом. Ситуационный страх может возникнуть, например, в ситуациях, напоминающих о посягательстве, или при встрече с людьми, напоминающими посягателя. Иногда при наличии ПТСР вспышки памяти и навязчивые воспоминания служат стимулом к ситуационному страху и атакам паники [7]. Именно поэтому в рамках данного направления специалист по социальной работе помогает ребёнку проработать и переосмыслить ситуацию, привести его эмоциональное состояние в порядок. В процессе работы по этому направлению постепенно посредством игр, различных терапий (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия и др.) и бесед с психологами, педагогами и другими специалистами ребёнок может начать находить способы контроля своих страхов, заручиться поддержкой надежных взрослых, которые обеспечат ему безопасность и уверенность в себе.
Второе направление социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения, не связано непосредственно с переживаемым событием жестокого обращения. В рамках этого направления специалист помогает ребёнку понять себя, сформировать уверенность в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства (т.е. помочь ребёнку сформировать позитивную Я-концепцию). Также при социально - психологической работе с ребёнком по данному направлению должна быть оказана помощь в формировании навыков конструктивного общения и продуктивного взаимодействия с людьми. Более эффективной считается работа в рамках этого направления, если она осуществляется в групповой форме. В группе дети преодолевают изоляцию, контактируя со своими сверстниками, пережившими аналогичные психические травмы и кризисные ситуации. Постепенно они перестают чувствовать себя «заклейменными» (стигматизированными), поскольку ведущие групповых занятий относятся к ним с подлинным интересом, теплотой и уважением. Не менее важной задачей групповой терапии по этому направлению является помощь в социализации детей, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире, необходимых жизненных навыков [5].
Третьим направлением является работа с ближайшим социальным окружением ребёнка. В первую очередь это работа с его семьёй. Для специалиста по социальной работе главной целью является нормализация детско-родительских отношений, создание позитивного микроклимата внутри семьи, сохранение ребёнка в семье. Для этого необходимо осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьёй. Безусловно, какие именно мероприятия будут осуществляться специалистом в рамках данного направления, зависит от формы жестокого обращения, от ситуации, от психического и эмоционального состояния ребёнка, а также от настроя родителей.
В рамках каждого вышеперечисленного направления специалистами используются частные технологии социально - психологической реабилитации.
Самой распространённой технологией является игровая терапия. Она актуальна при работе с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом когнитивного развития и способности вербально выразить свои мысли и чувства. Через игру ребёнок выражает свои эмоции; вновь переживает, и, следовательно, перерабатывает травматическую ситуацию. Специалист наблюдает за игровым процессом ребёнка и сюжетом, помогает в ходе игры осознать ребёнку свои мысли и чувства. После чего деятельность ребёнка направляется таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей переживания и новые, более конструктивные способы выхода из неё [2].
Наряду с игровой терапией психологи, педагоги, социальные работники используют такие технологии как арт-терапия (рисование, аппликации, лепка из пластилина/глины), музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия, песочная терапия, релаксация и т.д.
Арт-терапия - направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество. В процессе арт-терапии (также как и при игровой терапии) возникает повторное переживание ребёнком нанесённой ему непроработанной травмы, даёт возможность отреагирования, совладение с устрашающими образами, помогает восстановить чувство собственного достоинства. Также арт-терапия даёт возможность выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере. Искусство является безопасным способом разрядки напряжения. Например, для детей рисование может стать единственным способом выражения злости на родителей, учителей, обидчиков [44].
Ещё одним достаточно распространённым видом терапии является музыкальная терапия - контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании, в образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Данный вид терапии используется в те моменты, когда в эмоциональном состоянии ребёнка преобладают стресс, напряжение, тревога. Некоторые авторы, исследовавшие данный вопрос, отмечают, что как наилучший способ лечения выступает не просто прослушивание музыки, а само её воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а ещё лучше - пение [9].
Следующий вид терапии – танцевально-двигательная. В основе танцевальной терапии лежит идея о взаимодействии тела и разума, взаимосвязи между спонтанными движениями, сознанием и личностными особенностями. Танец – это психотерапевтическое средство, которое даёт возможность через эмоциональное и телесное участие в танцевальном действии ощутить ранее неосознаваемые переживания. Ребёнок через танцевальную терапию может прорабатывать сложные эмоции, депрессивные состояния, тревоги, злость. Танец снимает блоки и сопротивления, способствует творческому и спонтанному проявлению индивидуальности [3].
Песочная терапия – также одна из часто применяемых методик социально-психологической реабилитации ребёнка, пережившего стрессовую ситуацию. Некоторые относят её к игровой терапии. Однако считается, что это обособленная, самостоятельная методика. Для песочной терапии используется множество разнообразных миниатюр – люди, животные, растения, транспорт, здания, кубики, реальные и сказочные персонажи, добрые и злые – всё, что может пригодиться для сотворения своего мира. Выбирая фигурки для создания композиции, ребёнок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определённом порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них. Управляя игрушками, ребёнок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определённым событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия [2].
Между психическими проблемами и телом человека существует связь. Тревога и беспокойство всегда вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. Для снятия этого напряжения специалисты используют специальную технологию, направленную на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник - релаксацию. Часто при работе с детьми, пострадавшими от жестокого обращения, используют два вида релаксации: мышечную релаксацию и релаксационное дыхание. Иногда эти два вида совмещают. Также нередко подобная релаксация сопровождается спокойной классической музыкой. Это помогает детям расслабиться, успокоиться, снять напряжение, забыть на время о различных переживаниях [9].
Также существуют такие технологии как:
- Натурпсихотерапия, или лечение природой.
- Библиотерапия. Она помогает воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека; накапливать благоприятный опыт добрых чувств, поступков, взаимоотношений людей; развивать творческое самовыражение личности; воспитывать культуру чтения.
- Психогимнастика - методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения, направленная на развитие коммуникативности ребёнка и умения найти своё место в социуме.
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различные технологии осуществления социально-психологической реабилитации ребёнка, подвергшегося жестокому обращению. Все они особенно эффективны, если осуществляются в комплексе. Но, тем не менее, специалисту важно понимать состояние ребёнка, чтобы знать, какие именно технологии применять по отношению к нему, чтобы не усугубить его эмоциональное и психическое состояние, в какой форме (групповой или индивидуальной) работать с данным ребёнком, а также учитывать половозрастные особенности детей.
Делая вывод, мы должны сказать, что поскольку пережитое в детстве насилие затрагивает все уровни функционирования ребенка и нередко оказывает влияние на всю дальнейшую его жизнь, важно вовремя провести с таким ребенком определенную работу, в которую входит такой вид как социально - психологическая реабилитация. Для положительных динамик показателей психоэмоциональных состояний и когнитивных процессов детей важно комплексное применение всех направлений реабилитации и комплекс различных терапий и техник.