Статья:

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Швецова М.А. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/111808 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Швецова Маргарита Александровна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Соломатова Вера Вячеславовна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, Тульский государственный педагогический университет, РФ, г. Тула

 

Проблема жестокого обращения по отношению к детям - одна из ряда тех проблем, которые мало затрагиваются и требуют особого внимания.

Статистика Всемирной организации здравоохранения, предоставленная в «Докладе о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020г.» показывает нам неутешительные цифры. Так, в глобальных масштабах ежегодно каждый второй ребёнок в возрасте 2–17 лет сталкивается с насилием в той или иной форме. Во всём мире около 300 миллионов детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны ухаживающих за ними лиц. Каждый третий ребёнок испытывает эмоциональное насилие, и во всём мире каждый четвертый ребёнок живет с матерью, которая является жертвой насилия со стороны интимного партнера. По оценкам, во всём мире в 2017 г. жертвами убийств стали 40 150 детей [1].

Также, как сообщает ВОЗ, пандемия COVID-19 и реакция общества на неё оказали большое влияние на распространённость насилия в отношении детей и, по всей вероятности, будут иметь долгосрочные негативные последствия [1].

Как отмечает портал «Комерсантъ», цитируя уполномоченного по правам человека Т. Н. Москалькову, количество обращений о домашнем насилии в целом выросло в период пандемии в 2,5 раза [8].

Важно отметить, что существует две основные формы жестокого обращения с детьми: контактная жестокость и бесконтактная жестокость.

Эти формы в свою очередь делятся на такие виды, как: физическое и сексуальное насилие (контактная жестокость), психологическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами ребёнка (бесконтактная жестокость).

Анализ различных пособий, научных статей, интернет - источников позволил нам сделать вывод о том, что все виды жесткого обращения несут за собой разные, но определенно опасные для жизни ребенка, для его настоящего и будущего, последствия. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Именно поэтому, чтобы у ребенка не было отклонений в психическом развитии, нарушений социализации, чтобы в будущем этот самый ребенок, переживший насилие, сам не стал агрессором по отношению к своим детям, жене/мужу и т.д. необходимо прохождение социально-психологической реабилитации.

Центральным органом, занимающимся решением проблем жестокого обращения по отношению к детям, является органы социальной защиты, и, в частности, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Такие центры оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективе сверстников, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи.

Большинство авторов, исследующих проблему реабилитации несовершеннолетних, переживших насилие в любых его проявлениях, выделяют три основных направления.

1. Проработка и переосмысление полученной психической травмы. Работа с пострадавшим ребёнком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.

2. Социально-психологическая работа с ребёнком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения. Она связана с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.

3. Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (с семьёй, школьным окружением и т.п.) с целью предотвращения рецидива насилия и/или воздействия на факторы, способствующие возникновению и поддержанию отклонений в развитии личности ребёнка; работа по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии [4].

Целью первого направления является снятие стресса у ребёнка, преодоление страха и ненависти. Чувства, которые ребёнок испытал в ситуации насилия, могут обусловить его беспокойство, пугливость, боязнь сепарации, ситуационный и панический страх. Всё это может быть составной частью посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также рассматриваться как независимый симптом. Ситуационный страх может возникнуть, например, в ситуациях, напоминающих о посягательстве, или при встрече с людьми, напоминающими посягателя. Иногда при наличии ПТСР вспышки памяти и навязчивые воспоминания служат стимулом к ситуационному страху и атакам паники [7]. Именно поэтому в рамках данного направления специалист по социальной работе помогает ребёнку проработать и переосмыслить ситуацию, привести его эмоциональное состояние в порядок. В процессе работы по этому направлению постепенно посредством игр, различных терапий (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия и др.) и бесед с психологами, педагогами и другими специалистами ребёнок может начать находить способы контроля своих страхов, заручиться поддержкой надежных взрослых, которые обеспечат ему безопасность и уверенность в себе.

Второе направление социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения, не связано непосредственно с переживаемым событием жестокого обращения. В рамках этого направления специалист помогает ребёнку понять себя, сформировать уверенность в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства (т.е. помочь ребёнку сформировать позитивную Я-концепцию). Также при социально - психологической работе с ребёнком по данному направлению должна быть оказана помощь в формировании навыков конструктивного общения и продуктивного взаимодействия с людьми. Более эффективной считается работа в рамках этого направления, если она осуществляется в групповой форме. В группе дети преодолевают изоляцию, контактируя со своими сверстниками, пережившими аналогичные психические травмы и кризисные ситуации. Постепенно они перестают чувствовать себя «заклейменными» (стигматизированными), поскольку ведущие групповых занятий относятся к ним с подлинным интересом, теплотой и уважением. Не менее важной задачей групповой терапии по этому направлению является помощь в социализации детей, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире, необходимых жизненных навыков [5].

Третьим направлением является работа с ближайшим социальным окружением ребёнка. В первую очередь это работа с его семьёй. Для специалиста по социальной работе главной целью является нормализация детско-родительских отношений, создание позитивного микроклимата внутри семьи, сохранение ребёнка в семье. Для этого необходимо осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьёй. Безусловно, какие именно мероприятия будут осуществляться специалистом в рамках данного направления, зависит от формы жестокого обращения, от ситуации, от психического и эмоционального состояния ребёнка, а также от настроя родителей.

В рамках каждого вышеперечисленного направления специалистами используются частные технологии социально - психологической реабилитации.

Самой распространённой технологией является игровая терапия. Она актуальна при работе с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом когнитивного развития и способности вербально выразить свои мысли и чувства. Через игру ребёнок выражает свои эмоции; вновь переживает, и, следовательно, перерабатывает травматическую ситуацию. Специалист наблюдает за игровым процессом ребёнка и сюжетом, помогает в ходе игры осознать ребёнку свои мысли и чувства. После чего деятельность ребёнка направляется таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей переживания и новые, более конструктивные способы выхода из неё [2].

Наряду с игровой терапией психологи, педагоги, социальные работники используют такие технологии как арт-терапия (рисование, аппликации, лепка из пластилина/глины), музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия, песочная терапия, релаксация и т.д.

Арт-терапия - направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество. В процессе арт-терапии (также как и при игровой терапии) возникает повторное переживание ребёнком нанесённой ему непроработанной травмы, даёт возможность отреагирования, совладение с устрашающими образами, помогает восстановить чувство собственного достоинства. Также арт-терапия даёт возможность выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере. Искусство является безопасным способом разрядки напряжения. Например, для детей рисование может стать единственным способом выражения злости на родителей, учителей, обидчиков [44].

Ещё одним достаточно распространённым видом терапии является музыкальная терапия - контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании, в образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Данный вид терапии используется в те моменты, когда в эмоциональном состоянии ребёнка преобладают стресс, напряжение, тревога. Некоторые авторы, исследовавшие данный вопрос, отмечают, что как наилучший способ лечения выступает не просто прослушивание музыки, а само её воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а ещё лучше - пение [9].

Следующий вид терапии – танцевально-двигательная. В основе танцевальной терапии лежит идея о взаимодействии тела и разума, взаимосвязи между спонтанными движениями, сознанием и личностными особенностями. Танец – это психотерапевтическое средство, которое даёт возможность через эмоциональное и телесное участие в танцевальном действии ощутить ранее неосознаваемые переживания. Ребёнок через танцевальную терапию может прорабатывать сложные эмоции, депрессивные состояния, тревоги, злость. Танец снимает блоки и сопротивления, способствует творческому и спонтанному проявлению индивидуальности [3].

Песочная терапия – также одна из часто применяемых методик социально-психологической реабилитации ребёнка, пережившего стрессовую ситуацию. Некоторые относят её к игровой терапии. Однако считается, что это обособленная, самостоятельная методика. Для песочной терапии используется множество разнообразных миниатюр – люди, животные, растения, транспорт, здания, кубики, реальные и сказочные персонажи, добрые и злые – всё, что может пригодиться для сотворения своего мира. Выбирая фигурки для создания композиции, ребёнок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определённом порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них. Управляя игрушками, ребёнок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определённым событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия [2].

Между психическими проблемами и телом человека существует связь. Тревога и беспокойство всегда вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. Для снятия этого напряжения специалисты используют специальную технологию, направленную на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник - релаксацию. Часто при работе с детьми, пострадавшими от жестокого обращения, используют два вида релаксации: мышечную релаксацию и релаксационное дыхание. Иногда эти два вида совмещают. Также нередко подобная релаксация сопровождается спокойной классической музыкой. Это помогает детям расслабиться, успокоиться, снять напряжение, забыть на время о различных переживаниях [9].

Также существуют такие технологии как:

  • Натурпсихотерапия, или лечение природой.
  • Библиотерапия. Она помогает воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека; накапливать благоприятный опыт добрых чувств, поступков, взаимоотношений людей; развивать творческое самовыражение личности; воспитывать культуру чтения.
  • Психогимнастика - методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения, направленная на развитие коммуникативности ребёнка и умения найти своё место в социуме.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различные технологии осуществления социально-психологической реабилитации ребёнка, подвергшегося жестокому обращению. Все они особенно эффективны, если осуществляются в комплексе. Но, тем не менее, специалисту важно понимать состояние ребёнка, чтобы знать, какие именно технологии применять по отношению к нему, чтобы не усугубить его эмоциональное и психическое состояние, в какой форме (групповой или индивидуальной) работать с данным ребёнком, а также учитывать половозрастные особенности детей.

Делая вывод, мы должны сказать, что поскольку пережитое в детстве насилие затрагивает все уровни функционирования ребенка и нередко оказывает влияние на всю дальнейшую его жизнь, важно вовремя провести с таким ребенком определенную работу, в которую входит такой вид как социально - психологическая реабилитация.  Для положительных динамик показателей психоэмоциональных состояний и когнитивных процессов детей важно комплексное применение всех направлений реабилитации и комплекс различных терапий и техник.

 

Список литературы:
1. Доклад о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020г.: резюме: [Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020] // ВОЗ : офиц. сайт. – URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332395/9789240007130-rus.pdf / (дата посещения: 23.04.2022).
2. Кадыров, Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD : Учеб. и практикум для вузов/ Р. В. Кадыров. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт.- 644с. – ISBN 978-5-534-12558-0 // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. – URL: https://biblioonline.ru/viewer/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo-ptsd-447807#page/2 / (дата посещения: 18.05.2021).
3. Кораблина, Е. П. Психологическая помощь : Практ. пособие /Е.П.Кораблина, И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, А.М.Родина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 222с. – ISBN 978-5-534-08536-5// Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/psihologicheskaya-pomosch- / (дата посещения: 18.05.2021).
4. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье: методические рекомендации / Л. Х. Раимбакиева, Н. А. Разнадежина, Г. Х. Батынова, Е. М. Василькина – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. – 62с.
5. Социальная работа как служение. История, современные практики, перспективные направления: / И. В. Астэр, Н. Ю. Кучукова, Г. Г. Судакова. – СПб: Изд-во Litres, 2019. – ISBN 978-5-99031-281-4 //Библиотека электронных книг Litres: [сайт]. – URL: https://books.google.ru/booksid=z4KzDwAAQBAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s / (дата посещения: 03.06.2020). 
6. Шарапов, А. О. Экстренная психологическая помощь: Учеб. пособие для вузов/А.О.Шарапов, Е.П.Пчелкина, О.В.Логинова. -2-е изд.,испр. И доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 212с. – ISBN 978-5-534-11584-0 // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/ekstrennaya-psihologicheskaya-pomosch- / (дата посещения: 18.05.2021).
7. Методические рекомендации по работе со случаями жестокого обращения в учреждениях государственного воспитания / URL: http://www.family2children.ru/upload/file/NN_metod_zhestokoe_obrashenie.pdf / (дата посещения: 02.06.2020). 
8. Новостной портал «Комерсантъ». – Москва, 1991-2021. – URL: https://www.kommersant.ru/ / (дата посещения: 10.05.2021).
9. ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» : офиц. сайт. – Тула, 2016-2021. – URL: http://www.srcn1-tula.ru/about.htm / (дата посещения: 12.03.2022).