Статья:

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Швец К.А. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 16(325). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/325/172430 (дата обращения: 10.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Швец Кирилл Артурович
студент, Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург
Шестопалова Ольга Николаевна
научный руководитель, Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Волонтерская деятельность является важным элементом жизни современного общества, способствующим развитию социального капитала и реализации гражданских инициатив. Особенно остро этот вопрос стоит среди молодежи, где волонтерство может стать мощным инструментом в формировании ценностей и приобретении новых навыков. В данной статье рассматривается отношение студентов к волонтерству, основные мотивы участия и барьеры, которые препятствуют их вовлеченности. Также анализируются современные тенденции участия студентов в добровольческой деятельности, в том числе влияние цифровизации на способы организации волонтерских инициатив.

 

Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты, социальная активность, добровольчество, молодежь, мотивация.

 

Современное представление о волонтерстве среди студентов. Волонтерство представляет собой значимую социальную практику[3], которая позволяет объединять людей для решения общественно важных задач. Молодежь, а особенно студенты, занимает особое место в данном процессе, так как именно в этот период человек активно формирует свою систему ценностей, приобретает социальный опыт и стремится удовлетворить потребность в самореализации. Согласно исследованиям[4], волонтерская деятельность часто воспринимается студентами как возможность расширить профессиональные горизонты, улучшить резюме, завести новые знакомства или просто внести вклад в развитие общества. Однако отношение к волонтерству среди студентов остается неоднозначным: с одной стороны, многие осознают ценность подобных инициатив, а с другой – часто испытывают недостаток мотивации и организационных возможностей для вовлечения в добровольческую деятельность. Волонтерская деятельность является ярким примером взаимодействия личных и общественных интересов. Мотивы студентов можно условно разделить на несколько групп. Во-первых, это альтруистические мотивы, связанные с желанием помогать другим и приносить пользу обществу. Такие студенты, как правило, активно участвуют в социальных проектах, направленных на поддержку уязвимых групп населения. Во-вторых, большое значение имеют практические мотивы. Многие студенты воспринимают волонтерство как возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Участие в волонтерских проектах позволяет развивать гибкие навыки, такие как командная работа, управление временем, лидерские качества, что становится важным преимуществом при трудоустройстве. [6] Наконец, не стоит забывать о социальных мотивах, таких как желание быть частью общего дела, наладить связи с единомышленниками или получить моральное удовлетворение от участия в значимых инициативах. [9] Несмотря на видимую популяризацию волонтерской деятельности, существует ряд факторов, сдерживающих вовлечение студентов в добровольческие проекты. Одной из главных причин является нехватка времени из-за высокой учебной нагрузки. Совмещение учебы, работы и личной жизни делает участие в волонтерских мероприятиях сложным. Другим значимым барьером становится отсутствие информации. Многие студенты не знают, какие волонтерские проекты существуют, где они проходят и как можно стать их частью. Это свидетельствует о важности развития информационной инфраструктуры, направленной на популяризацию волонтерства. Кроме того, немаловажным фактором являются стереотипы. Некоторые молодые люди считают, что волонтерство – это неоплачиваемый труд, который не приносит никакой материальной пользы. Такое понимание нередко приводит к негативному отношению и нежеланию принимать участие даже в краткосрочных акциях. [7;5] Развитие цифровых технологий открывает новые возможности для волонтерской деятельности. Онлайн-платформы, такие как социальные сети и специализированные сайты, значительно упрощают поиск волонтерских инициатив и координацию мероприятий. Например, благодаря платформам вроде Добро.ру или специальных студенческих мобильных приложений, студенты могут найти мероприятия, которые соответствуют их интересам и ценностям. Также цифровизация способствует развитию нового формата – онлайн-волонтерства. Молодежь может участвовать в благотворительных проектах удаленно, помогая с переводами текстов, созданием контента для социальных медиа или сбором средств на социально-значимые инициативы. Однако цифровизация несет и свои вызовы, такие как низкий уровень доверия к организаторам онлайн-мероприятий и трудности в оценке реальных результатов проведенной работы. Волонтерская деятельность среди студентов играет важную роль как в формировании социальной ответственности, так и в развитии профессиональных навыков. Молодежь, обладающая высоким уровнем энергии, креативности и инициативности, может стать значительным ресурсом для решения общественных задач. Для увеличения вовлеченности студентов необходимо развивать систему информирования о волонтерских возможностях, снижать барьеры вовлечения и популяризировать ценность добровольческой деятельности. Важно, чтобы университеты, некоммерческие организации и государственные структуры действовали совместно в вопросах создания благоприятной социальной среды для формирования устойчивых волонтерских традиций. Реализация таких мер позволит не только повысить уровень участия молодежи в добровольчестве, но и создать более сплоченное и социально ответственное общество. [10;1]

 

Список литературы:
1. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) : Федеральный закон N 135-ФЗ от 11.08.1995 (ред. от 14.07.2022). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 434 с.
3. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 15-22. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jn=socis&jn=socis&jid=7906 
4. Холина О.И., Понарина Н.Н. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12. № 1. С. 95-105. URL: https://www.ej.soc-journal.ru/index.php/socjour/article/view/65 
5. Горлова Н.И., Троска З.А. История волонтерского движения в России : учебное пособие. Москва : ИНФРА-М, 2021. 112 с.
6. Арсентьева Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 136. С. 46-55. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/arsentieva_136_46_55.pdf
7. Оберемко О.А., Зборовский Г.Е. Студенческое волонтерство: потенциал роста // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 79-89. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2755
8. Патент 2716234 Российская Федерация, МПК G06Q 50/00. Способ организации волонтерской деятельности / А.В. Петров; заявитель и патентообладатель ФГАОУ ВО "УрФУ". № 2019135672; заявл. 07.11.2019; опубл. 11.03.2020.
9. Старшинова А.В. Противоречия мотивации студенческой молодежи к волонтерской деятельности // Образование и наука. 2019. № 21(10). С. 143-166. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1288
10. Певная М.В., Калинина А.Н. Международное волонтерство как ресурс российских университетов // Высшее образование в России. 2022. № 6. С. 154-167. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2965