Статья:

Специфика социальной работы с малообеспеченными семьями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Безверхий А.И. Специфика социальной работы с малообеспеченными семьями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 16(109). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/109/70232 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика социальной работы с малообеспеченными семьями

Безверхий Александр Иванович
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Аннотация. В статье рассматривается специфика социальной работы с малообеспеченными семьями.

 

Ключевые слова: Социальная работа, специфика социальной работы, малообеспеченные слои населения, малообеспеченные семьи.

 

Профессиональная помощь социального работника предполагает наличие у специалиста психологической компетентности. Психологическая компетентность – это сложное психическое образование, которое включает в себя социально-психологическую и психосоциальную составляющие. В этих составляющих можно выделить компоненты: когнитивный (предполагает наличие у социального работника знаний и умений в области психологии), личностный (наличие определенных качеств специалиста) и деятельностный (умение работать в социальной сфере). Одной из сфер профессиональной деятельности специалиста социальной сферы является психологическое консультирование клиентов. Для этого социальному работнику необходимо знание основных психологических теорий и их влияние на психосоциальную практику [1].

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

1.Социально-обеспечительная помощь.

Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления:

– имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;

– помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить элементарное существование;

– помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

2. Социально-обеспечительное содержание.

Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для существования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Социально-обеспечительное содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются, или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет: а) временный характер; б) не является основным или ведущим источником средств к существованию.

К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты) малоимущим гражданам и семьям.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими. Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

1. Помощь должна носить реинтегрирующий характер.

2. При оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента.

3. Социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности.

4. Получатель помощи должен проявлять деятельностную активность.

5. Механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

1) Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

2) Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

3) Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

4) Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам [2].

Формы социальной поддержки – предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения. Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

– оказание человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;

– обеспечение содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях).

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания, в том числе малообеспеченным семьям:

а) функция социальной помощи, которая включает:

– выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

– профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

– надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

– содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

– организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.

б) функция консультирования, которая включает:

– консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

– участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

– подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

– родительский медико-психологический всеобуч.

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

– социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

– медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих.

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

– предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

– распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

– изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

– участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

– формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д [3].

Таким образом, социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. питания) малоимущим гражданам и семьям. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут малообеспеченные слои населения, в том числе и семьи, в этом случае государство берет на себя заботу по развитию и созданию социальных учреждений различного типа. По мере организации и развития сети территориальных социальных служб и формирования отрядов профессиональных социальных работников становится реальной и ощутимой возможность осуществления более эффективного социального обслуживания населения.

 

Список литературы:
1. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С.  Торох-тий. – М. : Издательство Юрайт,  2019. – 488 с.
2. Гимазова, Ю. В. Социально ориентированные некоммерческие организации как объект научного исследования / Ю.В. Гимазова // Вестник университета. – 2014. – № 16. – С. 184-189.
3. allbest.ru : Формы социальной работы учреждений социального обслужива-ния населения с малообеспеченными семьями [Электронный ресурс]. – М., 2015. – Режим доступа : https://revolution.allbest.ru/sociology/00618636_1.html. – 02.05.2019.