Статья:

СТАДИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ЕЁ МЕХАНИЗМЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Толкачева В.П. СТАДИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ЕЁ МЕХАНИЗМЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104140 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТАДИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ЕЁ МЕХАНИЗМЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Толкачева Валерия Павловна
студент, Сочинский Государственный Университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Данная работа рассматривает социальную адаптацию и процессы социальной адаптации как неизбежный этап при попадании человека в новую среду. Данная работа позволяет повысить значимость вопроса социальной адаптации в обществе и раскрывает ее сущность.

 

Ключевые слова: социальная адаптация, стадии адаптации, механизмы адаптации, профессиональная адаптация, формы адаптации.

 

Существует несколько подходов к выделению стадий адаптации. Рассмотрим 4 качественные стадии, которые выделяют ряд исследователей:

Первая (ознакомительная) стадия состоит для государственного служащего в процессах познания целей и задач организации, культуры и микроклимата в коллективе и знакомство с организацией в целом, а также сопоставление своих ожиданий и представлений об организации с действительностью. На данном этапе специалист имеет возможность проявить себя.

Вторая стадия (приспособления) подразумевает привыкание работника к трудовому коллективу, культуре данной организации, рабочему месту и прочему. На данном этапе специалист знакомится со своими обязанностями и требованиями организации практически. Организация и работник изменяются и подстраиваются под особенности друг друга, проходя через внутреннее сопротивление.

Третья стадия (ассимиляции) способствует прохождению этапа полного приспособления, когда оба рассматриваемых нами субъекта приспособились друг под друга, и работник становится полноценным членом коллектива и достигает профессионального и психологического комфорта.

Четвертая стадия (идентификации) подразумевает отождествление работником своих целей и задач с целями и задачами организации, в которой он работает. На данной стадии работники условно делятся на безразличных, частично идентифицированных и полностью идентифицируемых. Как правило, последний тип становится профессионалом своего дела, ценным сотрудником компании.

Последовательное прохождение работником всех стадий социальной профессиональной адаптации предполагает использование определенных механизмов. Без анализа механизмов социальной адаптации государственных и муниципальных служащих невозможен процесс моделирования основных направлений их служебного и профессионального развития. Основные механизмы можно классифицировать по разным основаниям:

По формам принятия:

  1. Добровольная адаптация подразумевает вхождение человека в новую среду, условиями которой являются уже знакомые субъекту ценностные ориентиры, убеждения, идеалы, которые открывают новые возможности, так как принимаются им без сопротивлений. В данном случае человек так или иначе сталкивается с определенными трудностями адаптации, но их отличие в том, что их прохождение воспринимается субъектом как возможность «роста», ценности принимаются без особого напряжения, а определенные требования со стороны социальной среды являются понятными для субъекта.
  2. Вынужденная адаптация напротив представляет собой социальную среду, характеристики и ценностные ориентиры которой не соответствуют представлениям человека. Вынужденная адаптация жёстоко заставляет субъекта принять новые условия, так как в противном случае возникает риск утраты им не только новых возможностей самореализации, но и уже имеющихся.

По использующимся средствам в процессе адаптации:

  1. Психические механизмы направляются на формирование и развитие психики человека, которая изменяется под воздействием различных факторов социальной среды и в следствии соответствует ей. К данному виду относятся механизмы психической защиты, познания, приспособления, психологического внушения и другие.
  2. Социально-психологические механизмы подразумевают приспособление к условиям среды путем применения когнитивных механизмов, механизмов мышления и познания, эмоциональные механизмы (эмоциональные переживания становятся основой для принятия субъектом решений по применению определенных форм поведения, соответствующих условиям), поведенческие механизмы.
  3. Социальные механизмы являются наиболее значительными. К ним относится механизм социальной деятельности, в процессе которого происходит полное включение субъекта в новую систему и приобретение новых социальных ролей и статусов. Также сюда относится механизм социального общения, который позволяет работнику развивать навыки общения и расширять среду собственной жизнедеятельности.

Технология регулирования механизмов социальной адаптации на данный момент является еще не до конца проработанной системой. Самыми распространенными способами регулирования являются социальные институты, нормы, традиции, воспитание (относится к адаптации молодого поколения), мировоззрение, социальная принадлежность, экономические и политические устои страны и другое. Специфичность технологии регулирования заключается в том, что все способы создаются исключительно человеком, а также только человек способен менять свое поведение и ориентиры при изменении условий социальной среды.

Таким образом, успешное прохождение специалистом всех стадий социальной адаптации делает его активным участником всех процессов, происходящих в компании, обеспечивает высокий интерес к профессиональной деятельности, повышает мотивацию к работе и тем самым влияет на эффективность деятельности всей компании в целом. Что касается адаптации государственных и муниципальных служащих, то технология регулирования складывается из формирования политических и экономических устоев страны, особой культуры, полной профессиональной информированности, включения в новый коллектив и окружение.

 

Список литературы:
1. Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Ю. В. Жегульская. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2018. — 116 c. — ISBN 978-5-8154-0457-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/93520.html (дата обращения: 25.05.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
2. Куликова Елена Владимировна, Древс Ксения Олеговна Особенности адаптации государственных гражданских служащих // Проблемы Науки. 2016. №12 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (дата обращения: 01.06.2020).