Статья:

Научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Лебедева Д.С. Научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68989 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы

Лебедева Диана Семеновна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Основным требованием к педагогу высшего учебного заведения является поиск нового научного знания, его адаптация и передача обучающимся в процессе научения. С приходом академического капитализма вуз стал образовательной корпорацией; в связи с активным развитием дистанционных образовательных технологий произошло изменение требований к преподавателю. Сегодня одним из главных показателей эффективности учебного заведения стала научная деятельность, что потребовало от преподавательского состава активной публикации научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность является одним из основных видов деятельности высшего учебного заведения. Публикационная активность является одним из главных критериев оценки преподавателя и научных сотрудников вуза. Да и карьерный рост преподавателя зависит  не от результата педагогической работы, а в большей степени от количества персональных публикаций, уровня цитирования.

В современных научных кругах (в частности у Алексова М.Н., Непомнящей Л.В., Макаровой Л.Н и др.) поднимается вопрос о соотношении научно-исследовательской и педагогической деятельности преподавателя. Считается, что увеличение роли научно-исследовательской деятельности может привести к неравномерному перераспределению педагогической деятельности между профессорами, доцентами и их ассистентами в виду чрезмерной занятости исследованиями. Также отмечается, что из-за большой загруженности в процессе преподавания, из-за увеличившейся роли методической работы, у педагогов нет возможности широко заниматься научной работой.

Макарова Л.Н. и Шаршов И.А. проанализировали соотношение научной и педагогической деятельности преподавателя вуза. Респонденты-преподаватели из педагогических вузов  распределили соотношение следующим образом: исследовательская деятельность – 35,7%, педагогическая – 64,3%; респонденты-преподаватели из технических вузов: исследовательская деятельность – 68%, педагогическая – 32%. Из этого следует, что  преподавателям педагогических вузов необходимо обратить внимание на научный аспект профессиональной деятельности, а преподавателям технических вузов нужно обратиться к педагогической деятельности [1].

Гуцу Е.Г. и Тараканова В.С. в своем исследовании показали отношение к научно-исследовательской деятельности педагогов высшей школы. Они выделили три уровня развития отношения к исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий, а также критерии отношения к исследовательской деятельности: увлеченность наукой; использование результатов научно-исследовательской деятельности в содержании преподаваемых курсов; организация и руководство исследовательской деятельностью студентов, привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности [2].

Высокий уровень исследовательской культуры помогает решить педагогические задачи различного уровня сложности. Также она участвует в адекватном целеполагании и разработке новых методик обучения и оценке результатов обучения. Это также является одним из главных компонентов организации взаимодействия между преподавателем и студентом. Этот высокий уровень исследовательской культуры предполагает следующие характеристики:

  1. Высокая увлеченность научной деятельностью, которая также воспринимается как возможность для самореализации и саморазвития;
  2. Включение результатов научно-исследовательской деятельности в процесс преподавания;
  3. Активное участие в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, восприятие ее как компонент своей профессиональной деятельности;
  4. Привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская деятельность формирует у преподавателя умения изучать современную действительность, получать новые знания, реализовывать исследовательскую деятельность. Это проявляется в его теоретической грамотности, владении методологией педагогического исследования, умении обрабатывать полученные эмпирические данные, формулировать выводы, представлять результаты [3].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы  – неотъемлемый компонент его профессиональной деятельности.  Она является одним их важнейших условий продуктивности развития педагогической деятельности преподавателя; ее отсутствие или гипертрофированность существенно отражается на качестве профессионально-педагогической деятельности.

 

Список литературы:
1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Научная и педагогическая деятельности будущего преподавателя вуза: проблема соотношения / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 7 (053). – С. 197-203.
2. Гуцу Е.Г., Тараканова В.С. Отношение к исследовательской деятельности как компонент профессиональной компетенции преподавателя высшей школы / Е.Г. Гуцу, В.С. Тараканова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2016/4/24989.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
3. Уварова И.В., Артамонова Т.Ф. Научно-исследовательская работа преподавателя в учебном процессе вуза / И.В. Уварова, Т.Ф. Артамонова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-prepodavatelya-v-uchebnom-protsesse-vuza  (дата обращения: 05.04.2020).