Статья:

Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Аплекаева С.Р., Краснова С.Н. Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68931 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов

Аплекаева Светлана Робертовна
студент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, г. Бирск
Краснова Светлана Николаевна
канд. пед. наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, г. Бирск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения в условиях проживания в ГБУ Бирский детский дом.

 

Ключевые слова: Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, Бирский детский дом, социальная адаптация, социальная работа.

 

Сложная экономическая ситуация в социуме, из-за этого низкая финансовая обеспеченность населения и рост числа неблагополучных семей, отсутствие целостной системы семейных ценностей и соответствующего воспитания в обществе, и многие другие факторы отрицательно отражаются на каждом человеке. В первую очередь на подрастающем поколении. Данные условия содействуют появлению в социуме такого явления, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей или по-другому, социальные сироты. Их число с каждым годом увеличивается. Это явление становится одной из актуальных проблем современного социума.

По мнению Бозиева Т.О., к категории детей, оставшиеся без попечения родителей, относятся граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не хотят исполнять свой круг обязанностей [1, с. 26]. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются следующие случаи.

  • Во-первых, когда родители лишены прав воспитывать своих детей или отчасти ограничены в этом праве.
  • Во-вторых, один из родителей признан полностью или частично недееспособным.
  • В-третьих, тяжёлая болезнь у одного или обоих родителей, из-за которого недостижимо полноценное воспитание и финансовое обеспечение ребенка.
  • В-четвертых, когда родители числятся без вести пропавшими;
  • В-пятых, подозреваются в совершении правонарушений или находятся в местах заключения;
  • В-шестых, намеренно не желают воспитывать ребенка или не исполняют свои обязанности, не защищают права и интересы ребенка.

При таких условиях вопросами устройства детей в приемные или патронажные семьи, в специальные учреждения доводится заниматься государственным социальным службам. Данные учреждения выявляют несовершеннолетних, которые остались без родительского попечения, ведут их учёт и контролируют будущую жизнь.

В настоящее время в России функционирует больше 2 тыс. учреждений для сирот. В этих учреждениях, по данным Министерства образования и науки РФ, на конец 2019 года насчитывается 54, 5 тыс. детей [2, с. 10]. Такая проблема требует всестороннего глубокого изучения, так как развитие ребенка, которое формируется в данных учреждениях, имеет свою специфику.

По мнению Гусаровой А.Е. социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий душевного или морального потрясения [3, с. 276].

Социальная адаптация детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – одна из особенно важных составляющих успеха в формировании комплекса качеств, благодаря которым выпускник государственного учреждения совершит осмысленный выбор в самостоятельной жизни и станет  равноправным гражданином страны. Адаптация осуществляется посредством усвоения норм и ценностей общества, которое их окружает.

На наш взгляд, можно особо отметить следующие группы проблем адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения: социально-психологические проблемы, проблемы профессионального обучения, проблемы трудоустройства, социально-бытовые проблемы, правовые проблемы.

Гусарова А.Е. отмечает, что действующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера. И она не всегда содействует успешной адаптации ребенка [3, с. 277].

Как показывает статистика, уровень подготовки сирот к социальной жизни: из 100 % детей-сирот, которые покинули стены детского дома или интерната, 90 % почти никогда не адаптируются к обычной взрослой жизни. Ситуация заключается в том, что дети, которые выпустились из детского дома, можно сказать, что сразу сталкиваются с такими жизненными трудностями, как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений, проблемы взаимодействия с окружающими, борьба со стрессовыми ситуациями.

Иначе говоря, в детских домах детей не готовят к сложностям во взрослой жизни. Лишь 10 % сирот адаптируются к условиям современного мира (то есть, получают образование, находят себе работу, создают семьи, имеют различные интересы). Это тот маленький процент детей, которые попадают в детские дома и приюты с установленной программой воспитания и социализации, где программа эта соблюдается. 40% бывших воспитанников детских домов становятся алкоголиками или наркоманами, еще 40 % связываются с преступной деятельность. Среди детей распространяется убеждение, что можно делать все, что не приносит вред лично тебе. Как результат, 10 % сирот завершают жизнь суицидом [4, с. 115].

Нами был проведен анализ опыта работы по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях проживания в Государственном бюджетном учреждении Бирский детский дом.

В настоящее время ГБУ Бирский Детский Дом оказывает услуги по временному содержанию детей, нуждающихся в социальном обслуживании, которые пребывают в учреждении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Подавляющее большинство детей ГБУ Бирский Детский Дом (более 75 %) являются детьми, оставшимися без попечения родителей или иными словами, социальными сиротами.

В целях подготовки детей к самостоятельной жизни и их дальнейшей успешной социализации, в ГБУ Бирский Детский Дом созданы условия, максимально приближенные к семейным условиям. Проживание детей устроено в помещениях, созданных по квартирному типу, с учётом совместного проживания братьев и сестёр. Воспитанники детского дома обучаются в школах г. Бирск. В данном учреждении оборудуются индивидуальные места для выполнения домашнего задания школьников. Весь процесс социальной работы строится на основании индивидуального плана развития и жизнеустройства ребёнка. Дневник наблюдения ведется на каждого воспитанника, усилена психологическая служба.

Заключая можно отметить, что в детском доме города Бирск социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, проводится по разным направлениям. В ГБУ Бирский Детский Дом созданы все условия для социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям жизни в детском доме.

 

Список литературы:
1. Бозиев Т.О. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т.О. Бозиев // Журнал правовых и экономических исследований. – 2015. –№ 3. – С. 26-39.
2. Миненко Л.Ю. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.Ю. Миненко, Г.Е. Соловьев // Студенческий. – 2019. – № 19(63). – С. 10-26.
3. Гусарова А.Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – воспитанников интернатных учреждений / А.Е. Гусарова // Молодой ученый. – 2018. – №22. – С. 276-278.
4. Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К.В. Носова // Молодой ученый. – 2019. – №31. – С. 115-118.