Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения в условиях проживания в ГБУ Бирский детский дом.
Ключевые слова: Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, Бирский детский дом, социальная адаптация, социальная работа.
Сложная экономическая ситуация в социуме, из-за этого низкая финансовая обеспеченность населения и рост числа неблагополучных семей, отсутствие целостной системы семейных ценностей и соответствующего воспитания в обществе, и многие другие факторы отрицательно отражаются на каждом человеке. В первую очередь на подрастающем поколении. Данные условия содействуют появлению в социуме такого явления, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей или по-другому, социальные сироты. Их число с каждым годом увеличивается. Это явление становится одной из актуальных проблем современного социума.
По мнению Бозиева Т.О., к категории детей, оставшиеся без попечения родителей, относятся граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не хотят исполнять свой круг обязанностей [1, с. 26]. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются следующие случаи.
- Во-первых, когда родители лишены прав воспитывать своих детей или отчасти ограничены в этом праве.
- Во-вторых, один из родителей признан полностью или частично недееспособным.
- В-третьих, тяжёлая болезнь у одного или обоих родителей, из-за которого недостижимо полноценное воспитание и финансовое обеспечение ребенка.
- В-четвертых, когда родители числятся без вести пропавшими;
- В-пятых, подозреваются в совершении правонарушений или находятся в местах заключения;
- В-шестых, намеренно не желают воспитывать ребенка или не исполняют свои обязанности, не защищают права и интересы ребенка.
При таких условиях вопросами устройства детей в приемные или патронажные семьи, в специальные учреждения доводится заниматься государственным социальным службам. Данные учреждения выявляют несовершеннолетних, которые остались без родительского попечения, ведут их учёт и контролируют будущую жизнь.
В настоящее время в России функционирует больше 2 тыс. учреждений для сирот. В этих учреждениях, по данным Министерства образования и науки РФ, на конец 2019 года насчитывается 54, 5 тыс. детей [2, с. 10]. Такая проблема требует всестороннего глубокого изучения, так как развитие ребенка, которое формируется в данных учреждениях, имеет свою специфику.
По мнению Гусаровой А.Е. социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий душевного или морального потрясения [3, с. 276].
Социальная адаптация детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – одна из особенно важных составляющих успеха в формировании комплекса качеств, благодаря которым выпускник государственного учреждения совершит осмысленный выбор в самостоятельной жизни и станет равноправным гражданином страны. Адаптация осуществляется посредством усвоения норм и ценностей общества, которое их окружает.
На наш взгляд, можно особо отметить следующие группы проблем адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения: социально-психологические проблемы, проблемы профессионального обучения, проблемы трудоустройства, социально-бытовые проблемы, правовые проблемы.
Гусарова А.Е. отмечает, что действующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера. И она не всегда содействует успешной адаптации ребенка [3, с. 277].
Как показывает статистика, уровень подготовки сирот к социальной жизни: из 100 % детей-сирот, которые покинули стены детского дома или интерната, 90 % почти никогда не адаптируются к обычной взрослой жизни. Ситуация заключается в том, что дети, которые выпустились из детского дома, можно сказать, что сразу сталкиваются с такими жизненными трудностями, как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений, проблемы взаимодействия с окружающими, борьба со стрессовыми ситуациями.
Иначе говоря, в детских домах детей не готовят к сложностям во взрослой жизни. Лишь 10 % сирот адаптируются к условиям современного мира (то есть, получают образование, находят себе работу, создают семьи, имеют различные интересы). Это тот маленький процент детей, которые попадают в детские дома и приюты с установленной программой воспитания и социализации, где программа эта соблюдается. 40% бывших воспитанников детских домов становятся алкоголиками или наркоманами, еще 40 % связываются с преступной деятельность. Среди детей распространяется убеждение, что можно делать все, что не приносит вред лично тебе. Как результат, 10 % сирот завершают жизнь суицидом [4, с. 115].
Нами был проведен анализ опыта работы по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях проживания в Государственном бюджетном учреждении Бирский детский дом.
В настоящее время ГБУ Бирский Детский Дом оказывает услуги по временному содержанию детей, нуждающихся в социальном обслуживании, которые пребывают в учреждении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Подавляющее большинство детей ГБУ Бирский Детский Дом (более 75 %) являются детьми, оставшимися без попечения родителей или иными словами, социальными сиротами.
В целях подготовки детей к самостоятельной жизни и их дальнейшей успешной социализации, в ГБУ Бирский Детский Дом созданы условия, максимально приближенные к семейным условиям. Проживание детей устроено в помещениях, созданных по квартирному типу, с учётом совместного проживания братьев и сестёр. Воспитанники детского дома обучаются в школах г. Бирск. В данном учреждении оборудуются индивидуальные места для выполнения домашнего задания школьников. Весь процесс социальной работы строится на основании индивидуального плана развития и жизнеустройства ребёнка. Дневник наблюдения ведется на каждого воспитанника, усилена психологическая служба.
Заключая можно отметить, что в детском доме города Бирск социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, проводится по разным направлениям. В ГБУ Бирский Детский Дом созданы все условия для социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям жизни в детском доме.