Статья:

Деятельность протестантских церквей г. Краснодара в интернет-пространстве с использованием контент-анализа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Василенко В.Г. Деятельность протестантских церквей г. Краснодара в интернет-пространстве с использованием контент-анализа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/96016 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность протестантских церквей г. Краснодара в интернет-пространстве с использованием контент-анализа

Василенко Вадим Геннадиевич
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Ракачёв Вадим Николаевич
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. Статья посвящена изучению религиозных сообществ в социальных сетях. Религия играет немаловажную роль в жизни современного общества. Мы видим, что новые религиозные организации продолжают возникать в современном обществе и число их прихожан растёт. С развитием интернет коммуникации религиозные институты внедряют новые формы культовых практик: интернет-проповеди, общение с духовным наставником по сети, обсуждение религиозных тем в интернет-пространстве, онлайн сбор средств на религиозные нужны и т.д. Исследование проведено методом контент-анализа, посредством которого были изучены посты каждого из сообществ, выявлены на основании определённых критериев особенности поднимаемых в группах вопросов. Затем нами был проведён сравнительный анализ контента и сформулированы выводы

 

Ключевые слова: новые христианские деноминации, протестантизм, евангелисты, пятидесятники, контент-анализ.

 

Религии и религиозные организации уже долгое время попадают в объектив научного познания. Изучением религиозности как феномена среди социологов занимались такие учёные как О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Л. Фейербах, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и Т. Парсонс.

Объектом нашего исследования стали протестантские общины г. Краснодара. Предметом исследования стала деятельность протестантских общин г. Краснодара в интернет-пространстве.

Цель исследования – изучить деятельность протестантских общин юга России в интернет-пространстве.

Задачи

– рассмотреть теоретические подходы к изучению религии и религиозных объединений, охарактеризовать религиозные объединения как объект исследования в социологии,

–  рассмотреть историю формирования и развития протестантских организаций,

–  изучить особенности сетевого взаимодействия протестантских общин г. Краснодара в интернет-пространстве на основе результатов социологического исследования.

Что есть религия? Чем обусловлена вера в сверхъестественное? И как объяснить с точки зрения социологии поведение экзальтированных масс религиозных людей? Этими вопросами задавались многие исследователи религиозного мировоззрения, однако дискуссия между различными религиоведами, культурологами и социологами религии идёт до сих пор.

Так Ч. Миллс, например, сравнивает религию с рынком душ, на котором различные учения соревнуются между в борьбе за эти самые души [7]. Подобное отношение к религии довольно распространено и в принципе понятно. Человеку извне проще всего по объяснить незнакомый ему феномен по аналогии с уже известными ему. Отсюда попытка применить образ институтов, с которыми человек взаимодействует постоянно – экономические институты (пример Миллса), властные институты (убеждение, что все религии являются неким социальным конструктом для манипулирования большими массами людей) и так далее. Однако стоит смотреть глубже и находить не мнимые, но действительные объяснения незнакомых феноменов.

Главным объектом религиозного познания выступает прежде всего Бог, как некая трансцендентная сущность, тем не менее имеющая в опыте некое отражение. Но понимание Бога в разных религиозных системах весьма различно. По этой причине, нет однозначного ответа, что мы подразумевает под этим понятием. Оно лишь находит некое отражение в нашем субъективном восприятии действительности, и мы можем верить в существование этого трансцендентного так или иначе, а можем вообще не верить.

Что же касается религии как типа мышления, более того, религии как социального института, тут всё намного сложнее. Религия ставит главные вопросы для человека, на которые с некоторой долей успеха пытается найти ответы. Эти вопросы: Что такое Бог? В чём смысл человеческой жизни? Что происходит после смерти? Собственно, любая религия даёт свои ответы и, исходя из этих ответов конструирует мировоззрение и культовую практику. Религия систематизирует мироздание в сознании человека, она стремится установить определённый порядок вещей, согласно которому человеку, и шире обществу, следует жить.

Интернет-пространство является важнейшей информационной платформой XXI века. Эта платформа даёт возможность объединения людей со всего мира в формальные и неформальные сообщества. Интернет-пространство затронуло все сферы общественной жизни, в том числе и религиозную. Религиозные интернет сообщества объединяют людей разных этносов, социальных классов, материальных положений в единую религиозную семью, позволяя индивидам вести коммуникацию в реальном времени. Интернет позволяет вести проповедь с использованием музыкального сопровождения и видеоряда, что положительно сказывается на восприятии сказанного.

Мы обратили своё внимание на две Церкви г. Краснодара: Церковь Дом Евангелия и Церковь Христианская Миссия [5, 6]

Можно проследить с помощью обращения к социальным сетям поведение верующих внутри группы, узнать, какое сформировалось отношение к различным проблемам светской и религиозной жизни, выявить основные стимулы и мотивы прихода людей в подобные религиозные организации, а также понять, как устроена повседневная жизнь прихожан и служителей харизматических христианских Церквей.

Итак, рассматриваемые нами группы харизматических христиан, были проанализированы с использованием контент-анализа сайтов и групп в социальных сетях этих сообществ. То есть, собственно в тех местах интернет-пространства, где эти группы и осуществляют свою деятельность. Конечно, одна из основных задач любой религиозной группы – это непосредственная проповедь своего учения в храмах и местах сбора адептов, однако не стоит упускать из виду тот факт, что в современной жизни интернет является существенным проводником информации от одного индивида к другому, в том числе и информации, связанной с формированием мировоззрения.

Мы сформировали базу из 30 постов данных интернет сообществ, и в ходе анализа нам было интересно изучить следующие аспекты религиозной жизни прихожан:

  • Проповедническая деятельность
  • Просветительская деятельность
  • Интервью
  • Цитаты
  • Богослужение
  • Творчество

Рисунки 1 и 2 показывают нам сравнение двух групп по заявленным категориям. Мы выделили шесть категорий и отнесли каждый пост к одной или более категории.

 

Рисунок 1. Категории группы Дом Евангелия

 

Рисунок 2. Категории группы Церковь Христианской Миссии (пятидесятников)

 

Как мы можем увидеть из двух диаграмм, в Церкви Христианской Миссии (пятидесятников) отсутствуют посты, посвящённые творчеству и трансляции богослужений. Однако мы также можем наблюдать обилие цитат из Библии – 22, что является внушительным числом в сравнении с Домом Евангелия, где всего 9 постов содержит прямые библейские цитаты.

Церковь Дом Евангелия делает большой акцент на просвещенческую деятельность, публикуя как информационные статьи на разные темы, так и приглашения на совместное чтение и комментирование библейских текстов.

А вот межконфессиональный диалог активно ведётся всеми рассматриваемыми здесь деноминациями. Пятидесятники и Евангельские Христиане Баптисты сотрудничают между собой, проводятся тематические встречи с целью налаживания межконфессионального диалога и укрепления общепротестантских позиций в обществе.

Также из полученных данных мы видим, что для интернет-ресурсов рассмотренных религиозных сообществ юга России, в частности г. Краснодара, характерна высокая активность пользователей, стремление пользователей высказаться о событии, что выражается в количестве комментариев, при этом отсутствует конфронтация мнений и полная лояльность к содержанию постов. В связи с этим, мы можем сделать вывод о нераспространенности практики дискуссий на религиозные темы. 

 

Список литературы:
1. Норт, Д. История церкви. От дня пятидесятницы до нашего времени / Д. Норт, – Москва : Протестант, 1993. – 413 с.
2. Новикова, В.Н. Протестантская этика как основа воспитательных традиций шведского народа // В.Н. Новикова, Краснодар: Теория и практика общественного развития, 2012. – № 6. – С. 122-125
3. Савинский, С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии / С.Н. Савинский. – Санкт-Петербург : Библия для всех, 1999. – 424 с. ISBN: 5-7454-0594-5
4. Фрейд, З. Тотем и Табу / З. Фрейд ; пер. с нем. М. В. Вульф. – Москва : Азбука, 2012. – 256 с. – ISBN: 5-352-01625-0
5. Церковь Дом Евангелия URL: https://vk.com/crosshouse (дата обращения: 02.03.2021)
6. Церковь «Христианская Миссия» URL: https://vk.com/cxm_krasnodar (дата обращения: 04.03.2021)
7. Эткинд, А. Хлысты (Секты, литература и революция) / А. Эткинд – Москва : Новое литературное обозрение, 1998. – 688 с. ISBN: 978-5-4448-0073-7
8. Ярыгин, Н.Н. Евангельское движение в России / Ярыгин // Калининградский государственный технический университет. – 2015. – 141 с. ISBN: 978-5-94826-425-7