Статья:

Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Лебедева Д.С. Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56930 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы

Лебедева Диана Семеновна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Основное направление деятельности высшей школы сегодня – удовлетворение потребности человека в знаниях, позволяющих приспосабливаться к постоянно изменяющемуся современному миру. Для эффективного выполнения этой задачи необходим надлежащий преподавательский состав вуза со сформированными необходимыми профессионально-педагогическими компетенциями и должным уровнем профессионализма.

Особенностью личности педагога высшей школы является владение несколькими видами деятельности: педагогическую, профессиональную, административно-хозяйственную, управленческую, научно-исследовательскую и др. Наиболее важными среди них являются профессионально-педагогическая деятельность и научно исследовательская деятельность, т.к. их сочетание – отличительная особенность деятельности преподавателя высшей школы. 

Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы определяется как совокупность знаний, умений и навыков и является основной характеристикой его деятельности. Также она является важнейшим условием эффективности профессионально-педагогической деятельности в вузе. 

Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы – сознательная деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, при этом гражданственность и этика педагога определяют направленность его труда. [1]

Деятельность педагога в вузе включает в себя следующие виды профессионально-педагогической деятельности: диагностическая (связана с изучением студентов, выявлением их интересов и установлением уровня их знаний); ориентационно-прогностическая (на основе уровня знаний обучающегося ставить цели, задачи, определять направления работы); конструктивно-проектировочная (моделирование формы и методы педагогической работы на основе предыдущего вида деятельности); организаторская (включение студентов в учебно-познавательный процесс, придание ему увлекательной формы); информационно-объяснительная (преподаватель выступает для обучающихся как источник знаний); коммуникативно-стимулирующая (общение со студентами); аналитико-оценочная (анализ учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных  сторон и недостатков).

Профессионализм преподавателя высшей школы в педагогической деятельности можно оценить умением видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить эффективные способы их решения. [2]

Научно-исследовательская деятельность развивает творческую составляющую личности преподавателя и повышает научный уровень его знаний. Цели педагогической деятельности должны побуждать педагога к обобщению, систематизации научного материала, формулировке основных идей и выводов, к постановке необходимых вопросов и гипотез. [3]

В современной научно-педагогической деятельности преподавателя вуза выделяют следующие типы преподавателя-исследователя: «идеальный» тип, «реальный» тип и «бюрократический» тип. Охарактеризуем каждый из перечисленных типов.

«Идеальный» тип преподавателя-исследователя обладает следующими характеристиками: активная жизненная и научная позиция (постоянный интерес к новинкам в различных научных областях, активном участии в конференциях, научно-исследовательских проектах и пр.); признание в научном сообществе (наличие публикаций, высокий индекс цитирования, востребованность в качестве эксперта и пр.); наличие необходимых профессиональных навыков; востребованность исследовательских навыков (интеграция исследовательского опыта в преподавательскую деятельность), формирование у обучающихся исследовательских компетенций; научная независимость (развитие преподавателя-исследователя в институциональных и внеинституциональных форматах).

«Реальный» тип преподавателя-исследователя имеет ряд собственных характеристик: наличие неугасающего интереса к науке; передача собственного исследовательского опыта в ходе преподавательской деятельности; качественное образование; признание в научной среде; вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность.

«Бюрократический» тип преподавателя-исследователя формируется на основе анализа нормативных документов: Федеральных государственных образовательных стандартов, положений, «эффективных контрактов», индивидуальных планов и т.д. В данном типе преподавателя-исследователя акцент переносится с научно-исследовательской деятельности на его институциональный формат существования и его работу в пользу высшего учебного заведения. [4]

Анализируя данные типы преподавателя-исследователя, можно сделать следующее обобщение: научно-исследовательская деятельность преподавателя вуза заключается в написании и публикации научных статей, в написании и издании научной методической литературы, написание монографий, проведение научно-исследовательской работы, участие в грантах, премиях, подготовка будущих научных кадров (научное руководство).

В современной ситуации в образовательном процессе отечественной высшей школы наблюдаются признаки кризиса. В профессиональной деятельности преподавателей вузов доминантной является учебно-образовательная сторона и пренебрегается научно-исследовательская. Данный факт преобразует представления о профессиональной деятельности педагога.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо расширение масштабов научной деятельности в вузе до уровня, сопоставимого по значению с образовательной деятельностью [5].

 

Список литературы:
1. Агапитова Л.Г., Чекмарева Н.И. Профессионально-педагогичекая деятельность преподавателя вуза / Л.Г. Агапитова, Н.И. Чекмарева // Сборник трудов конференции «Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права». –2016. – С. 3-6. 
2. Котельников Д.А., Волкова С.А., Сорокина Н.И. Характеристика основных видов педагогической деятельности в вузе / Д.А. Котельников, С.А. Волкова, Н.И. Сорокина // Молодежь и наука. – 2017. – № 3. – С. 116.
3. Чекмарева Н.И., Гурджиян С.С. Профессионально педагогическая компетентность проеподавателя вуза / Н.И. Чекмарева, С.С. Гурджиян // Ассоциация перспективных исследований и высшего образования «Восток-Запад». – Вена, Австрия, 2014.
4. Гареев Р.Р. Научно-исследовательская деятельность современного преподавателя российского вуза: проблемы и возможные решения/ Р.Р. Гареев // Человеческий капитал и образование. – 2017. – № 4. – С.77-83.
5. Гусев А.Б. Современный профиль вузовской науки  в России и перспективы его изменения / А.Б. Гусев // Наука. Инновации. Образование. М.: Языки славянской культуры. – 2012. – № 12. – С. 28-54.