Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы
Основное направление деятельности высшей школы сегодня – удовлетворение потребности человека в знаниях, позволяющих приспосабливаться к постоянно изменяющемуся современному миру. Для эффективного выполнения этой задачи необходим надлежащий преподавательский состав вуза со сформированными необходимыми профессионально-педагогическими компетенциями и должным уровнем профессионализма.
Особенностью личности педагога высшей школы является владение несколькими видами деятельности: педагогическую, профессиональную, административно-хозяйственную, управленческую, научно-исследовательскую и др. Наиболее важными среди них являются профессионально-педагогическая деятельность и научно исследовательская деятельность, т.к. их сочетание – отличительная особенность деятельности преподавателя высшей школы.
Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы определяется как совокупность знаний, умений и навыков и является основной характеристикой его деятельности. Также она является важнейшим условием эффективности профессионально-педагогической деятельности в вузе.
Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы – сознательная деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, при этом гражданственность и этика педагога определяют направленность его труда. [1]
Деятельность педагога в вузе включает в себя следующие виды профессионально-педагогической деятельности: диагностическая (связана с изучением студентов, выявлением их интересов и установлением уровня их знаний); ориентационно-прогностическая (на основе уровня знаний обучающегося ставить цели, задачи, определять направления работы); конструктивно-проектировочная (моделирование формы и методы педагогической работы на основе предыдущего вида деятельности); организаторская (включение студентов в учебно-познавательный процесс, придание ему увлекательной формы); информационно-объяснительная (преподаватель выступает для обучающихся как источник знаний); коммуникативно-стимулирующая (общение со студентами); аналитико-оценочная (анализ учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недостатков).
Профессионализм преподавателя высшей школы в педагогической деятельности можно оценить умением видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить эффективные способы их решения. [2]
Научно-исследовательская деятельность развивает творческую составляющую личности преподавателя и повышает научный уровень его знаний. Цели педагогической деятельности должны побуждать педагога к обобщению, систематизации научного материала, формулировке основных идей и выводов, к постановке необходимых вопросов и гипотез. [3]
В современной научно-педагогической деятельности преподавателя вуза выделяют следующие типы преподавателя-исследователя: «идеальный» тип, «реальный» тип и «бюрократический» тип. Охарактеризуем каждый из перечисленных типов.
«Идеальный» тип преподавателя-исследователя обладает следующими характеристиками: активная жизненная и научная позиция (постоянный интерес к новинкам в различных научных областях, активном участии в конференциях, научно-исследовательских проектах и пр.); признание в научном сообществе (наличие публикаций, высокий индекс цитирования, востребованность в качестве эксперта и пр.); наличие необходимых профессиональных навыков; востребованность исследовательских навыков (интеграция исследовательского опыта в преподавательскую деятельность), формирование у обучающихся исследовательских компетенций; научная независимость (развитие преподавателя-исследователя в институциональных и внеинституциональных форматах).
«Реальный» тип преподавателя-исследователя имеет ряд собственных характеристик: наличие неугасающего интереса к науке; передача собственного исследовательского опыта в ходе преподавательской деятельности; качественное образование; признание в научной среде; вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность.
«Бюрократический» тип преподавателя-исследователя формируется на основе анализа нормативных документов: Федеральных государственных образовательных стандартов, положений, «эффективных контрактов», индивидуальных планов и т.д. В данном типе преподавателя-исследователя акцент переносится с научно-исследовательской деятельности на его институциональный формат существования и его работу в пользу высшего учебного заведения. [4]
Анализируя данные типы преподавателя-исследователя, можно сделать следующее обобщение: научно-исследовательская деятельность преподавателя вуза заключается в написании и публикации научных статей, в написании и издании научной методической литературы, написание монографий, проведение научно-исследовательской работы, участие в грантах, премиях, подготовка будущих научных кадров (научное руководство).
В современной ситуации в образовательном процессе отечественной высшей школы наблюдаются признаки кризиса. В профессиональной деятельности преподавателей вузов доминантной является учебно-образовательная сторона и пренебрегается научно-исследовательская. Данный факт преобразует представления о профессиональной деятельности педагога.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо расширение масштабов научной деятельности в вузе до уровня, сопоставимого по значению с образовательной деятельностью [5].