ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
Аннотация. В работе охарактеризован опыт социально-коммуникационного взаимодействия в общественной жизни. Обозначены особенности сферы, её способности к влиянию на другие сферы общественной жизни. Выделены и проанализированы проблемы, возникающие при внедрении новых социально-коммуникационных элементов в настоящее время, а так же потенциальные проблемы, препятствующие развитию сферы.
Abstract. The paper describes the experience of social and communication interaction in public life. The features of the sphere, its ability to influence other spheres of public life are outlined. The problems arising during the introduction of new social and communication elements at the present time, as well as potential problems hindering the development of the sphere are identified and analyzed.
Ключевые слова: Социум, коммуникация, социально-коммуникационная революция.
Keywords: Society, communication, social and communication revolution.
С развитием коммуникации человечество становится всё менее одиноким. Письма позволяли не терять связь, продолжать обмен мыслями и чувствами, а сегодня интернет позволяет почти не ощущать расстояний, получать те же эмоции, что и при обычном общении. Впрочем, общение в сети со временем и становится «обычным».
Развитие человечества одновременно эволюционно и революционно. Эволюционное развитие создаёт условия и потребность, революционные скачки на их основе открывают новые концепции. Социально-коммуникативные революции были самыми влиятельными скачками развития, ибо связь влияет на всё. Человек глубоко социальное существо и потому изменения в этом аспекте бытия наиболее чувствительны и влиятельны. Связь влияет на всё, но является ли она самоцелью, изобретением, самостоятельно порождающим плоды? Нет, речь, письменность, интернет – все они являются дополняющими аспектами жизни, вступающими в синергию со всеми остальными.[7] Коммуникацию можно сравнить с инфраструктурой, но только если инфраструктура влияет на всю хозяйственную деятельность, то связь влияет на все сферы жизни и итоговый её эффект на систему в целом не сравним ни с каким другим.
В планетарном масштабе Искусственный интеллект ещё не стал вездесущим и не проник во все сферы, даже близко, но давно стал одним из самых перспективных направлений развития технологий. Новые виды и типы коммуникаций, разрабатываемые на базе ИИ для Интернет-среды являются уникальными, как в технологическом плане, так и в плане влияния на общественную жизнь.[4]
Ныне, не считая технологий “cutting edge technology” (blockchain, big data, нейронных сетей, криптовалюты, предикативной аналитики) активно развивается прикладное направление кибернетики – искусственный интеллект и машинное обучение, применяемое именно в Интернет-среде, в онлайн-сервисах.
Хотя часто между терминами ИИ и машинное обучение ставят знак равенства, но это не синонимы. Разработки ИИ могут обладать способностью к самообучению на основе обработки большого массива данных (машинное обучение), но могут быть созданы по четко заданным алгоритмам для выполнения узкой задачи и не иметь такой способности.
Яркий пример такого рода разработок — Watson от компании IBM. И текст, и речь, и голос и картинки распознает, и общается, и учится, и обучает.[6]
Правда, физическая реализация технологии ещё очень массивна, а что хуже всего – крайне дорога. Настоящий искусственный интеллект поэтому используется довольно редко, чаще лишь создают иллюзию его присутствия или подключают онлайн. Впрочем, работы над решением проблемы активно ведутся, но об этом позже.
Социальная сеть Фейсбук* встроила технологию обработки естественного языка и выделение «объектов» в речи (чуть больше 20 языков уже, но русского пока нет) в свой мессенджер.
Также для сети Фейсбук* создан специальный сервис, помогающий издательствам (а вскоре и компаниям) размещать свой контент с невиданной до нынешнего момента эффективностью. Разработка ИИ, обладающая способностью к самообучению, создает уникальный для конкретного издания портрет целевой аудитории и адаптируется к алгоритму Facebook* в режиме реального времени.
Чат-боты, искусственный интеллект, нейросети, виртуальная реальность – всё это уже сегодня действительность. Звоня в поддержку какой либо организации чаще всего мы наткнемся на бота. ИИ и нейросети задействуются в анализе больших потоков данных. Виртуальная реальность отвоёвывает место у обычной. Но, как и всегда при внедрении новых технологий, не обходится без проблем. Выделим общие препятствия на пути к новому социально-коммуникативному бытию. [4]
1. Высокая стоимость. Организациям дорого обходится разработка, внедрение и особенно поддержание рабочих систем. Кроме того сами материалы, используемые в разработках являются высокотехнологичными и дорогими. Сверх того, в последние годы часты дефициты микросхем и других наукоёмких материалов, что часто срывает сроки и приводит к дополнительным издержкам. Это одна из причин по которым в авангарде технологий сегодня стоят крупные компании. Но не смотря на высокие затраты, инвестиции в сферу продолжаются и лишь растут, что говорит о высокой рентабельности и перспективности таких вложений.
2. Высокие требования к образованию. Для создания и поддержки технологий требуются отменные специалисты, а чтобы обучить «самообучающуюся» нейросеть понадобится целая команда профессионалов и постоянный контроль (во всяком случае в нынешних условиях). Зачастую при этом специалисты нужны узкопрофильные, что тоже негативно сказывается на стоимости.[2]
3. Организационная сложность внедрения. Установить границы между полномочиями человека и машины; установить, могут ли быть полномочия и ответственность у машины. Встроить технологию в общую трудовую систему таким образом, чтобы первая окупала высокие затраты, реализовывая свои функции и при этом не препятствовала выполнению функций человеческого персонала. Эти и подобные задачи остро стоят перед сторонниками информационно-технических новшеств.
4. Открытый правовой вопрос. Недавно в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий закрепление норм об ИИ в ГК РФ. В частности, предлагается закрепить права на интеллектуальную собственность, созданную с помощью ИИ, за его разработчиками. Сейчас непонятно можно ли вообще признавать за ИИ возможность создания объектов интеллектуального права, т.е. фактически наделить ИИ правосубъектностью, поскольку отличительной особенностью интеллектуальной деятельности является умственный труд, а последний, в свою очередь, присущ только живому существу. ИИ, хоть и имитирует когнитивные функции человека (исходя из ст. 2 N 123-ФЗ от 24.04.2020 г.)[1], но не может осуществлять умственную деятельность в прямом смысле этого слова.
В 2018 г. между Tencent и Shanghai Yingxun Technology Company возник конфликт, причиной которого стало копирование последней компанией финансового отчета, написанного роботом Dreamwriter на свой сайт. Это было перовое в мировой практике дело, в результате рассмотрения которого суд признал, что ИИ обладает авторским правом на сгенерированное им произведение.
Тем не менее, что в отечественной, что в мировой юридической практике вопрос остаётся открытым для обсуждения: передавать права на произведения ИИ авторам ИИ, либо вывести специальную категорию собственности без автора-человека, либо вовсе закреплять права на собственность за ИИ. Ещё предстоит узнать характер имущественных отношений между нами и машинами.[3]
Сюда же следует добавить вопрос о месте виртуальной реальности в правовой системе.
5. Сложность восприятия новшеств, скептичность общества. Классическая история появления новых ключевых технологий. Когда появилось кино, большинство людей, включая и образованных, было уверено, что это временная забава, неспособная вытеснить театры и классические развлечения. Так же и со всеми остальными технологиями. И всегда люди, имеющие достаточно смелости и мудрости рискнуть поставить на удачное новшество – срывали куш. В нашем случае вопрос осложнен масштабностью возможных изменений, ибо информатизация, виртуализация, внедрение ИИ в жизнь – всё это не только меняет мир, но и не оставляет выбора несогласным.
6. Необходимость перестраивать экономику. В очередной раз машина если не погубит, то сократит спрос на многие профессии, на этот раз среди специалистов и некоторых руководящих должностей. Конечно, возникнет спрос на новые, однако информатизация такого уровня снижает нужду в человеческом труде ещё сильнее, чем роботизация. Кроме того, такой «умный» ассистент может выявить проблемы и возможности для организации любого уровня, фирмы или государства.
7. Открытый этический вопрос. Насколько применимы нормы морали к ИИ? Каков статус «машины» в обществе? Может ли ИИ творить? Что следует ожидать от конфликта человека и машины? Является ли виртуальная реальность полноценной, если способна дать всё, что «реальная реальность», а иногда и больше? Не разделится ли мир на «прекрасный виртуальный» мир и «рутинно-серый реальный»? Как быть с тем, что в общении с людьми есть машина-посредник или вовсе только она? Было бы замечательно заранее ответить на такие вопросы, но как показывает история – нельзя подготовиться к глубинным изменениям мира полностью. Однако иметь ввиду, чтобы читать ответы в реальности – полезно.
И всё же, несмотря на эти и многие другие проблемы, процесс перехода в мир Шестой коммуникационной революции необратим и лишь набирает темпы. Решение существующих проблем позволит быстрее и безболезненней вступить в новый мир с изменившимися правилами. [5]
Год от года мир меняется всё быстрее, многие фантастические не так давно концепты уже реальны, а число и проникающая сила новшеств лишь растёт. Коммуникация между людьми сотни тысяч лет назад была фактором, обусловившим развитие мозга и интеллекта. Синергично влияя друг на друга, коммуникация и разум вывели людей на вершину пищевой цепи, позволили пойти дальше, к городам, к творчеству, к звёздам. Одна из главных структурных единиц нашего мозга – нейрон. При помощи электрических импульсов в них помещается и перемещается информация. Чем чаще мы обращаемся к тем или иным нейронам, тем быстрее передаётся информация внутри мозга, поскольку нейронные связи крепнут и становятся эффективнее. А чем быстрее передаётся информация, тем шире наши возможности познания, ибо остаётся больше свободных ресурсов мозга (другими словами, вместо концентрации на легком мы можем концентрироваться на сложном).
Если рассматривать всё общество как один большой мозг, то каждый человек это нейрон, а коммуникация – нейронные связи. Чем быстрее и эффективней передаётся информация между людьми, тем больше потенциал нашего общего мозга, тем больше и сложнее проблемы мы способны решить. Развитие средств коммуникации увеличивает эффективность обмена идеями и концептами, каждый новый технологический скачок открывает новые возможности, широта применения которых зависит лишь от нашего воображения. Коммуникацию можно сравнить с инфраструктурой, с той лишь разницей, что коммуникация влияет буквально на всё, её синергический эффект совершенно всеобъемлющ.
Но если раньше развитие коммуникации предполагало улучшение связи лишь между «человеческими нейронами», может с использованием инструментов вроде ЭВМ, то мы на пороге эпохи, когда в коммуникацию вступают созданные нами «искусственные нейроны» - искусственный интеллект и нейросети. Окажется третий лишним или союз этот станет священным – покажет время.
*(социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)