Статья:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Лесникова М.О. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 25(292). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/292/151807 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лесникова Мария Олеговна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Горюнова Наталья Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

В основе семейной политики лежит политика, которая нацелена на создание благоприятных политических условий, социокультурных и экономических условий для семьи. Она является одной из важнейших социальных функций общества, она обеспечивает связь между семьей, индивидом и государством. Потребность в обеспечении необходимых условий развития института семьи как основа стабильности политической системы общества.

Семейную политику, как и демографическую, можно определить, как адресно-ориентированную деятельность органов государственной власти и иных социальных институтов, которая призвана создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом [4, с. 161].

Семьи, насчитывающие трех и более детей, в ряде регионов России, таких как Архангельская и Курская области, город Москва, Республика Дагестан и другие, приобретают статус многодетности. Дети этих семей, продолжающие образование по общеобразовательным программам, сохраняют свои привилегии до достижения 18-летнего возраста [3, с. 109].

Социологическая доктрина утверждает, что многодетная семья - это не просто коллектив лиц, объединенных родственными узами, но и социальный институт, основанный на совместном быту, ответственности и образе жизни.

Развивая данную концепцию, Российская Федерация приняла стратегию по государственной политике в отношении семей на период до 2025 года. Она нацелена не только на поддержку отдельных семей, но и на укрепление всей системы семейных ценностей. Эффективность этой политики будет иметь широкое влияние на решение широкого круга социальных задач перед обществом [1].

Структура многодетных семей в различных регионах Российской Федерации является довольно разнообразной. Эксперты, анализируя разнообразные факторы, разрабатывают типологии для таких семей. Существует общее признание того, что семьи с детьми несовершеннолетнего возраста, и в частности многодетные семьи, представляют собой уникальную социальную группу с особыми характеристиками и уязвимостями. Они подвержены высокой зависимости от посторонней помощи и более склонны к риску бедности из-за ограниченных ресурсов.

Для поддержки таких семей в России, предусмотрен комплекс мер, включающий в себя защиту их прав и социальную поддержку. Основу социальной защиты составляют различные формы государственных пособий, предусмотренные для семей с детьми, такие как выплаты по беременности и родам, детские пособия и другие.

Помимо системы пособий, российское законодательство предусматривает дополнительные направления поддержки, такие как выплаты так называемого «материнского капитала» и разнообразные региональные программы.

Несмотря на различные меры социальной поддержки, существующие в Российской Федерации, некоторые из них не достигают своих целевых реципиентов. Согласно отчету, опубликованному Счетной палатой, за период 2015-2019 годов, одна из пяти семей, нуждающихся в помощи, не получила никаких социальных выплат, что выделяет проблемы в системе распределения государственной поддержки [4, с. 162].

Первая половина 2020 года выявила новые вызовы и потребовала адаптации существующих механизмов поддержки в связи со сложностями, вызванными пандемией COVID-19. В результате чрезвычайной экономической ситуации и необходимости сдерживания вируса были введены дополнительные меры поддержки для семей с детьми, что помогло облегчить финансовое бремя для многих граждан.

Среди введенных мер были единовременные выплаты семьям с детьми и специализированные программы для тех, кто утратил работу во время пандемии. К значимым шагам также относится обеспечение бесплатного питания для учащихся начальных классов с начала 2020 года.

В дополнение к этим инициативам, с 2023 года вводится нововведение в системе социальной помощи: объединение поддержки семей с детьми младше 17 лет и беременных женщин, регистрирующихся на ранних сроках беременности, в единое пособие. Выплата этого пособия будет основываться на унифицированных критериях, главный из которых – размер среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать установленный прожиточный минимум на душу населения в конкретном регионе.

Более того, поскольку Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 875 текущий 2024 год объявлен в России Годом семьи, то этой теме уже уделяется более пристальное внимание, а список направленных на развитие и поддержку семей с детьми мероприятий значительно расширяются [2].

Несмотря на обширную систему поддержки семей все же в настоящее время имеются проблемы их социального обеспечения и защиты.

Стоит определить два основных направления организации работы - снижения нагрузки по воспитанию, увеличения возможности заработка.  Они представляются важным практическим направлением работы по проблеме области социального обеспечения многодетных и малообеспеченных семей.

Вторая главная проблема в области соцобеспечения многодетных семей сопряжена с существенной сложностью многоуровневой системы социального обеспечения.

Третьей проблемой важно отметить необходимость в социальном обеспечении многодетных и малообеспеченных семей в части достижения необходимого минимума для нормального питания и наличия одежды.

Указанные проблемные факторы обусловлены общими аспектами социально-экономического развития слабой экономики России на переходном этапе, которые усложняются самоизоляцией ряда стран от взаимодействия с Россией.

Перспективы развития поддержки молодой семьи требуют решения социальных и экономических задач:

  • создание единого информационного банка точных статистических данных о молодых семьях, содержащего информацию об образовании, среднем уровне дохода, условиях проживания членов молодых семей;
  • привлечение молодых семей к участию в социально-значимых мероприятиях, направленных на укрепление семейных отношений.

Таким образом, выделив проблемы реализации государственной семейной политики в Российской Федерации, можно сделать вывод, что государственная поддержка семьи является приоритетным и перспективным направлением, существующие проблемы чаще связаны с ее механизмами. Перспективы развития главным образом направлены на совершенствование деятельности государственной власти в области государственной семейной политики.

 

Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г., № 35, ст. 4811.
2. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2023 г., № 48, ст. 8560.
3. Биккинин И.А., Габдрафикова А.В. Реализация государственной семейной политики Российской Федерации // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллыю. – 2021. – С.107-110.
4. Павлова В.С. Проблемы реализации государственной семейной политики // Международный научный журнал «Вестник науки» № 12 (57) Т.3. – 2022. – С. 160-164.