ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В основе семейной политики лежит политика, которая нацелена на создание благоприятных политических условий, социокультурных и экономических условий для семьи. Она является одной из важнейших социальных функций общества, она обеспечивает связь между семьей, индивидом и государством. Потребность в обеспечении необходимых условий развития института семьи как основа стабильности политической системы общества.
Семейную политику, как и демографическую, можно определить, как адресно-ориентированную деятельность органов государственной власти и иных социальных институтов, которая призвана создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом [4, с. 161].
Семьи, насчитывающие трех и более детей, в ряде регионов России, таких как Архангельская и Курская области, город Москва, Республика Дагестан и другие, приобретают статус многодетности. Дети этих семей, продолжающие образование по общеобразовательным программам, сохраняют свои привилегии до достижения 18-летнего возраста [3, с. 109].
Социологическая доктрина утверждает, что многодетная семья - это не просто коллектив лиц, объединенных родственными узами, но и социальный институт, основанный на совместном быту, ответственности и образе жизни.
Развивая данную концепцию, Российская Федерация приняла стратегию по государственной политике в отношении семей на период до 2025 года. Она нацелена не только на поддержку отдельных семей, но и на укрепление всей системы семейных ценностей. Эффективность этой политики будет иметь широкое влияние на решение широкого круга социальных задач перед обществом [1].
Структура многодетных семей в различных регионах Российской Федерации является довольно разнообразной. Эксперты, анализируя разнообразные факторы, разрабатывают типологии для таких семей. Существует общее признание того, что семьи с детьми несовершеннолетнего возраста, и в частности многодетные семьи, представляют собой уникальную социальную группу с особыми характеристиками и уязвимостями. Они подвержены высокой зависимости от посторонней помощи и более склонны к риску бедности из-за ограниченных ресурсов.
Для поддержки таких семей в России, предусмотрен комплекс мер, включающий в себя защиту их прав и социальную поддержку. Основу социальной защиты составляют различные формы государственных пособий, предусмотренные для семей с детьми, такие как выплаты по беременности и родам, детские пособия и другие.
Помимо системы пособий, российское законодательство предусматривает дополнительные направления поддержки, такие как выплаты так называемого «материнского капитала» и разнообразные региональные программы.
Несмотря на различные меры социальной поддержки, существующие в Российской Федерации, некоторые из них не достигают своих целевых реципиентов. Согласно отчету, опубликованному Счетной палатой, за период 2015-2019 годов, одна из пяти семей, нуждающихся в помощи, не получила никаких социальных выплат, что выделяет проблемы в системе распределения государственной поддержки [4, с. 162].
Первая половина 2020 года выявила новые вызовы и потребовала адаптации существующих механизмов поддержки в связи со сложностями, вызванными пандемией COVID-19. В результате чрезвычайной экономической ситуации и необходимости сдерживания вируса были введены дополнительные меры поддержки для семей с детьми, что помогло облегчить финансовое бремя для многих граждан.
Среди введенных мер были единовременные выплаты семьям с детьми и специализированные программы для тех, кто утратил работу во время пандемии. К значимым шагам также относится обеспечение бесплатного питания для учащихся начальных классов с начала 2020 года.
В дополнение к этим инициативам, с 2023 года вводится нововведение в системе социальной помощи: объединение поддержки семей с детьми младше 17 лет и беременных женщин, регистрирующихся на ранних сроках беременности, в единое пособие. Выплата этого пособия будет основываться на унифицированных критериях, главный из которых – размер среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать установленный прожиточный минимум на душу населения в конкретном регионе.
Более того, поскольку Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 875 текущий 2024 год объявлен в России Годом семьи, то этой теме уже уделяется более пристальное внимание, а список направленных на развитие и поддержку семей с детьми мероприятий значительно расширяются [2].
Несмотря на обширную систему поддержки семей все же в настоящее время имеются проблемы их социального обеспечения и защиты.
Стоит определить два основных направления организации работы - снижения нагрузки по воспитанию, увеличения возможности заработка. Они представляются важным практическим направлением работы по проблеме области социального обеспечения многодетных и малообеспеченных семей.
Вторая главная проблема в области соцобеспечения многодетных семей сопряжена с существенной сложностью многоуровневой системы социального обеспечения.
Третьей проблемой важно отметить необходимость в социальном обеспечении многодетных и малообеспеченных семей в части достижения необходимого минимума для нормального питания и наличия одежды.
Указанные проблемные факторы обусловлены общими аспектами социально-экономического развития слабой экономики России на переходном этапе, которые усложняются самоизоляцией ряда стран от взаимодействия с Россией.
Перспективы развития поддержки молодой семьи требуют решения социальных и экономических задач:
- создание единого информационного банка точных статистических данных о молодых семьях, содержащего информацию об образовании, среднем уровне дохода, условиях проживания членов молодых семей;
- привлечение молодых семей к участию в социально-значимых мероприятиях, направленных на укрепление семейных отношений.
Таким образом, выделив проблемы реализации государственной семейной политики в Российской Федерации, можно сделать вывод, что государственная поддержка семьи является приоритетным и перспективным направлением, существующие проблемы чаще связаны с ее механизмами. Перспективы развития главным образом направлены на совершенствование деятельности государственной власти в области государственной семейной политики.