Статья:

Эволюция подходов к управлению компаниями с помощью информационно-коммуникационных технологий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Скороход А.А. Эволюция подходов к управлению компаниями с помощью информационно-коммуникационных технологий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 9(30). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/30/35199 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эволюция подходов к управлению компаниями с помощью информационно-коммуникационных технологий

Скороход Анастасия Александровна
магистрант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

 

Развитие  подходов к управлению компаниями с помощью  ИКТ неразрывно связано с развитием информационных эпох и, следовательно,  с присущими эпохе подходами к образованию и обучению, развивая и дополняя их.  Именно этот факт определил  степень мощности их распространения и использования в различных областях жизнедеятельности общества.

Это, в свою очередь, повлияло на степень трансформации процессов генерации, актуализации передачи информации [1,С.35].

XX  век положил  начало лавинообразным трансформациям, которые обусловлены научно-технической революцией [2,С.67], появлением компьютеров и Интернета. Активизировались процессы эволюции и конвергенции информационного общества [4,С.293], которые обусловили механизмы и процессы бурного развития инноваций во всех сферах жизни.

Исторически сложилось, что ИКТ играют вспомогательную роль и обеспечивают соответствующий уровень сервиса предприятия.

Но с учетом развития новых технологий и развитием экономики в направлении сервисных услуг, роль ИКТ в управлении предприятием значительно возрастает.

В настоящее время ИКТ  рассматриваются как рычаг для оптимизации бизнес-процессов предприятия на основе сквозной автоматизации составляющих их бизнес-функций.

Активное развитие ИТ приходится на 1960-е годы, в то время, когда стали появляться и развиваться ИС (информационные системы).

В конце 1990-х годов быстрое развитие сети Интернет и инвестиции в сервисы и инфраструктуру вызвали бурный рост отрасли информационных технологий.

Основные черты современных ИТ-технологий:

1.передача информации на практически безграничные расстояния посредством цифровых технологий;

2. широкое применение компьютерных сохранений и предоставление информации в любом необходимом виде;

3.организованность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов [5,С.39].

ИТ-технологии охватили все ресурсы, которые необходимы для управления информацией, в частности, компьютеры, сети и программные обеспечения, которые необходимы для поиска, формирования, обработки, хранения и передачи информации.

Современные информационные технологии можно сгруппировать следующим образом:

1. стандартизация;

2. организационно-методическое обеспечение;

3. коммуникационные средства;

4. технические средства.

Обязательным условием для любой информационно-коммуникационной деятельности является наличие КК  (коммуникационного канала). Такой канал позволяет обеспечить передвижение материальной формы сообщений, но не смыслов, в физическом пространстве и времени и относится к материально-техническому средству.

Существуют искусственные и естественные коммуникационные каналы и средства. Искусственные используются в случае, когда два контактирующих лишены информационного взаимодействия и делятся на электронные, документальные и устные, а также на их комбинации. Естественные коммуникационные каналы присущи человеку, они обеспечивают передачу информации на речевом (вербальном) и эмоциональном (невербальном) уровнях.

При рассмотрении сущности управления коммуникациями субъект и объект управления являются единой целостной системой. Данный методологический подход предполагает управление средствами коммуникаций и людьми, которые участвуют в осуществлении этих коммуникаций [6,С.53].

Управление коммуникацией – управление взаимодействиями между людьми, которые, в свою очередь, управляют средствами коммуникаций в процессе самой коммуникации.

Как и в любой другой системе, управление коммуникациями предусматривает реализацию следующего комплекса функции: планирование, организация, учет, мотивация и контроль.

Управление процессом коммуникации – это комплекс влияний на средства коммуникации и сотрудников, которые осуществляют данный процесс с помощью данных средств.

В таком случае человек выступает субъектом управления, а коммуникация и ее средства – объектом. Данный комплекс основывается на проведении всех функций управления как на каждом уровне компании отдельно, так и в рыночной экономике в целом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что непрерывный рост объемов информации о взаимодействиях компаний в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования информационных технологий. Сближение коммуникационных процессов и информационных технологий привело к появлению нового понятия в рыночной сети – информационно-коммуникационные технологии.

Появление новых информационно-коммуникационных технологий опосредованно и прямо влияет на все экономические процессы. Специалисты прогнозируют кардинальное изменение рынка труда в стране, а качество показателей нового уровня управления предприятием определяют глобализация, ускорение и децентрализация.

Последние несколько десятилетий характеризовались довольно быстрым насыщением системами обработки информации всех сторон жизни современного общества. В настоящее время информация стала стратегическим ресурсом общества. Такой взгляд на информацию привел к неизбежному распространению  ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). В условиях рыночной конкуренции каждая компания должна уметь быстро экономически адаптироваться к новым услугам и технологиям, рыночным условиям и постоянно изменяющимся внешним факторам.

В условиях информационной экономики модернизация систем управления предприятием происходит на основе ИКТ. В условиях рыночной ситуации организация достигает поставленных целей путем осведомленности своих менеджеров о продвижениях услуг и товаров на рынки, а также конкуренции, новых технологий продвижения и т.п.

С каждым днем скорость изменения факторов внешней среды значительно увеличивается, тем самым приводя к увеличению скорости и объемов распространения информации.

Именно поэтому для успешной деятельности бизнеса необходимо сокращать время принятия каких-либо решений – а это неизбежно приведет к ускоренному росту скорости переработки и передачи информации на основе применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Изучение закономерностей и тенденций развития информационно-коммуникационных процессов в сфере управления предприятием только подтверждает выводы о быстрых темпах информатизации процессов производства новых товаров и услуг, а также процессов управления предприятием в целом [7,С.74].

Изучая определения информационных технологий можно сделать вывод о том, что в настоящее время ИТ являются эффективным инструментом совершенствования управления организацией.

Особенно ярко это выражено в таких областях как организационная культура, управление персоналом, делопроизводство, маркетинг, управление качеством, стратегическое управление и т.д. Главная цель информационных технологий – гарантировать эффективное применение информационных ресурсов: для поддержки принятия решений; для обеспечения конкурентоспособности отделов компании с учетом мнения постоянных и потенциальных клиентов; при создании стратегических планов развития компании.

В основах управления современной компанией  лежит концепция маркетинга взаимодействия. Другими словами – происходит переход от концепции управления предприятием XX века («мы продаем то, что производим») к концепции XXI века («мы производим то, что продаем и что пользуется спросом»).

Такая концептуальная схема было создана в Скандинавии в школе маркетинга Х. Хокансона, в будущем она получила последующее развитие уже в работах ученых России. Процесс взаимодействия влияющих друг на друга и взаимозависимых рыночных субъектов называется коммуникация. В настоящее время существует не мало определений данного понятия, но чаще всего они сводятся к следующему, коммуникация – это:

1. процесс передачи информации;

2. процесс, с помощью которого один источник передает другому некоторую идею с целью изменить поведение второго.

Отсюда можно резюмировать, что основной целью коммуникации является общение, контроль и убеждение [3,С.114].

В условиях информационной экономики роль информационно-коммуникационных технологий существенно увеличивается.

От элемента инфраструктуры они переходят на стадию основных средств ведения электронного бизнеса.

Исследуя становление и развитие технологий управления, можно сделать следующий вывод: в информационной экономике основными принципами инфраструктуры управления организацией являются ИКТ.

Именно поэтому эволюция управления предприятием так тесно связана с эволюцией становления ИКТ, которые в процессе своего развития прошли данный процесс в несколько фаз.

Первая фаза условно называется «лоскутная» автоматизация. Она характеризуется автоматизацией определенных групп задач управления.

На данном этапе ИКТ являются вспомогательными средствами преобразования информации. На второй фазе строились начальные цепочки «поставщик – потребитель», а также происходило внедрение интегрированных информационных систем на основе ERP-технологий.

Третья фаза сопровождалась процессом модернизации внутриорганизационных связей и дальнейшего становления информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых обеспечивалась установка связей с внешними потребителями и поставщиками на основе модели маркетинга взаимодействий.

 

Список литературы:
1. Багриновский К.А. Информационные технологии современной российской экономики./ К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев. - М.: Альфа-Пресс, 2016. - 287 с.
2. Берсенев И.П.  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / И.П. Берсенев, С.А. Митрофанова, А.А. Белкина, А.С. Шойко. – М.: ИК «Еврофинансы», 2015.
3. Дудинска Э. Управленческие информационные системы./Э.Дудинска, М.Мизла.// Проблемы теории и практики управления, 2016. – №2. С.114-120. 
4. Дынкин А.  Наука и технологии: мировые тенденции./А.Дынкин, Н.Иванова. // Общество и экономика. 2016.  № 3-4. – С.293-303.
5. Кудрявцева А.Ф. Информационно-коммуникационные технологии и их роль в управлении предприятием./А.Ф.Кудрявцева.// Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей 2-й Международной научной Конференции студентов и молодых ученых (25-26 мая 2017 года), в 4-х томах, Том 3, Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2017. - 172 с.
6. Максимов Н.В. Современные информационные технологии: Учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. -М.: Форум, 2016. - 512 c.
7. Урсул А. Д. Природа информации./А.Д.Урсул. – М., 2015. – 206 с.