ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым расположен на севере Крымского полуострова.
Площадь района составляет 1231 км2 (123 тыс. га) (4,7 % от общей территории республики). Администрация Красноперекопского района и Красноперекопский районный совет находятся в г. Красноперекопск. Город Красноперекопск, являясь административным центром района, сам в его состав не входит. В состав района входит 38 населенных пунктов, объединенных в 12 сельских поселений [6].
В соответствии с Законом Республики Крым «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым» [2] органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах Республики Крым наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете Республики Крым на очередной финансовый год в форме субвенций.
Так, Законом Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» муниципальному образованию Красноперекопский район предусмотрены субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на сумму 2394683,00 руб. [1]
Проведение единой политики в области труда и социальной защиты населения на территории муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым осуществляет Управление труда и социальной защиты населения администрации Красноперекопского района (далее – УТСЗН).
УТСЗН является структурным подразделением администрации Красноперекопского района Республики Крым, обладающим правами юридического лица, осуществляющим реализацию, переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий РФ и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан [3].
Основными задачами УТСЗН являются:
- реализация государственной политики в сфере занятости населения, трудовых и иных связанных с ними отношений;
- обеспечение мер социальной поддержки семей с детьми, ветеранов войны, инвалидов, малообеспеченных и иных групп населения в случаях, установленных законодательством РФ и Республики Крым;
- осуществление в рамках своих полномочий межведомственной координации по вопросам мероприятий долгосрочных целевых программ Республики Крым, направленных на организацию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных граждан.
Администрацией Красноперекопского района в 2021 г. была проведена независимая оценка качества услуг УТСЗН. Были использованы метод анкетирования, структурированного наблюдения и документальный метод. Для каждого метода был разработан инструментарий, с помощью которого выявлялись показатели по следующим переменным:
- открытость и доступность информации об организации;
- комфортность условий и доступность получения услуг;
- показатели, характеризующие время ожидания предоставления социальной услуги;
- доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации;
- удовлетворенность качеством оказания услуг в организации.
В процессе анкетирования были опрошены 73 клиента учреждения. Оценки клиентов УТСЗН относительно достаточности информирования о работе обследуемой организации представлены в таблице 1 [4].
Таблица 1.
Оценки качества, полноты и доступности информации об услугах УТСЗН, %
Показатель |
Процент удовлетворенных (оценили на «4» и «5») |
Качество информации |
98 |
Полнота информации |
98 |
Доступность информации |
97 |
Как видно из представленных данных, абсолютное большинство опрошенных клиентов, высоко оценивает качество, содержание и доступность информации об оказываемых учреждением социальных услугах.
Показатели, характеризующие время ожидания предоставления социальной услуги, оценивались на основе мнений клиентов, получающих социальное обслуживание (таблица 2) [4].
Таблица 2.
Оценка клиентами ожидания предоставления социальных услуг в УТСЗН, %
Оценка |
Клиенты |
От числа ответивших на вопрос |
Да, всегда |
0 |
0 |
Да, такое было несколько раз |
3 |
3 |
Услуги оказываются в назначенное время |
90 |
97 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
- |
Согласно проведенному опросу, большинство опрошенных (97 %) получали услуги в назначенное время. 3 % клиентов отметили, что им несколько раз приходилось ждать оказания услуги больше срока, установленного при ее назначении.
Среднее время ожидания приема к специалисту также оценивалось на основании опроса граждан-получателей услуг (таблица 3) [4].
Таблица 3.
Оценка клиентами времени ожидания приема к специалисту в УТСЗН
Оценка |
Клиенты |
Баллы |
Более 30 минут (0 баллов) |
0 |
0 |
От 15 до 30 минут (0,5 баллов) |
17 чел. |
8,5 |
Менее 15 минут (1 балл) |
49 чел. |
49 |
Затрудняюсь ответить |
7 чел. |
- |
ИТОГО (среднее время ожидания) |
0,87 |
Доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации оценивалась на основе мнений получателей услуг (таблица 4) [4].
Таблица 4.
Оценка клиентами доброжелательности, вежливости и внимательности работников УТСЗН, %
Показатель |
Процент удовлетворенных |
Доброжелательность и вежливость |
99 |
Внимательность, заботливое отношение |
99 |
Квалифицированность, профессионализм |
99 |
Данные таблицы наглядно демонстрируют высокие оценки коммуникативных качеств персонала Управления труда и социальной защиты населения.
Согласно статистике, которая ведется в УТСЗН, за последние три года повышение квалификации или профессиональную переподготовку прошли 68 % работников.
Оценка удовлетворенности качеством оказания услуг производилась на основе выяснения мнений клиентов Управления, а также на основе количества жалоб, зарегистрированных в организации (таблица 5) [4].
Таблица 5.
Оценка удовлетворенности клиентов УТСЗН качеством оказания услуг
Варианты ответа |
Клиенты, % |
От числа ответивших на вопрос, % |
Изменилось в лучшую сторону |
82 |
88 |
Никак не изменилось |
11 |
12 |
Ухудшилось |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
- |
Было выявлено, что большинство клиентов УТСЗН, получающих социальное обслуживание (88 %), положительно оценивают изменение качества жизни в результате получения социальных услуг в УТСЗН, 12 % опрошенных считают, что качество их жизни никак не изменилось.
Была проведена оценка клиентов организации относительно условий предоставления социальных услуг (таблица 6) [4].
Таблица 6.
Доля удовлетворенных условиями предоставления социальных услуг в УТСЗН
Показатель |
Процент удовлетворенных клиентов |
Процент удовлетворенных от числа клиентов, оценивших условия, % |
Порядком оплаты социальных услуг |
90 |
92 |
Конфиденциальностью предоставления социальных услуг |
90 |
93 |
Периодичностью прихода социальных работников на дом |
89 |
92 |
Оперативностью решения вопросов |
92 |
92 |
В процессе проведения анализа эффективности деятельности службы социальной защиты населения муниципального образования Красноперекопский район были выявлены некоторые проблемы.
В муниципальном образовании отмечаются проблемы с бесперебойным лекарственным обеспечением инвалидов, а также факты замены прописанных им оригинальных препаратов более дешевыми аналогами или дженериками, имеющими серьезные побочные эффекты. Правовыми актами не урегулирован механизм увеличения бюджетных средств на закупку необходимых лекарственных препаратов в случае прироста численности в районе инвалидов в течение года.
Остается проблема в недостаточности выделяемых в федеральном бюджете средств на приобретение технических средств реабилитации (ТСР) для удовлетворения потребностей в них инвалидов. Отмечаются систематические случаи нарушения поставщиками ТСР условий государственных контрактов, выражающиеся в том, что ТСР не поставляются в установленный срок, либо поставляются ТСР ненадлежащего качества.
В районе отмечается низкий процент трудоустроенных инвалидов. Так, на протяжении 2021 г. наиболее острой проблемой Красноперекопского районного рынка труда являлась проблема трудоустройства граждан, имеющих инвалидность. В 2021 г. на учете в Центре занятости состояло 59 человек из числа лиц вышеуказанной категории, из которых 45 человек (76,3 %) имели статус безработного. При этом трудоустроено из них было всего 28 человек, в том числе 15 безработных.
По состоянию на 01.01.2022 г. на учете состояло 20 граждан, имеющих инвалидность, все они имели статус безработного. Уровень трудоустройства данной категории граждан составил 54 %. Всего в 2021 г. в Центр занятости работодателями района было заявлено только 7 вакансий для трудоустройства граждан с инвалидностью [5].
Серьезным препятствием для трудоустройства является ярко выраженное нежелание многих работодателей брать на работу инвалидов, способных выполнять необходимые трудовые функции.
Основными проблемами существующей системы распределения социальной помощи являются: громоздкость системы, отсутствие единой системы учета, дублирование мер социальной поддержки на различных уровнях государственного управления (федеральном и региональном). Ответственность за разные меры социальной поддержки находится в ведении различных ведомств. Целесообразным представляется проведение инвентаризации мер социальной поддержки; объединение мер, направленных на решение одной и той же проблемы либо в адрес одной и той же категории получателей; приведение статистического учета по мерам социальной поддержки к международным стандартам.