Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА ИВРИТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Шадрина Г.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА ИВРИТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114775 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА ИВРИТ

Шадрина Галина Алексеевна
магистрант, Российский государственный университет имени (Технологии. Дизайн. Искусство), РФ, г. Москва
Кондракова Юлия Николаевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Российский государственный университет имени (Технологии. Дизайн. Искусство), РФ, г. Москва

 

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING THE HEBREW LANGUAGE

 

Galina Shadrina

Undergraduate, Russian State University named after (Technology. Design. Art), Russia, Moscow

Julia Kondrakova

Scientific director, Cand. philol. Sciences, Associate Professor, Russian State University named after (Technology. Design. Art), Russian Federation, Moscow

 

Аннотация. Важным элементом современного общества является умение человека ориентироваться в информационных потоках как на родном, так и на иностранном языках, а также умение обрабатывать получаемую информацию, так как качество владения такими навыками непосредственно влияет на конкурентоспособность человека на рынке труда. Данное явление обуславливает становление иноязычной информационной компетентности как цели изучения иностранного языка. Одним из средств развитие такового навыка и компетенции выступают социальные сети на иностранном языке, применяемые в рамках обучения языку.

Abstract. An important element of modern society is the ability of a person to navigate information flows in both native and foreign languages, as well as the ability to process the information received, since the quality of possession of such skills directly affects a person's competitiveness in the labor market. This phenomenon determines the formation of foreign language information competence as the goal of learning a foreign language. One of the means of developing such skills and competencies is social networks in a foreign language used in the framework of language teaching.

 

Ключевые слова: социальные сети, коммуникативная компетенция человека, информационно-коммуникационные технологии, развитие навыков письма и чтения.

Keywords: social networks, human communicative competence, information and communication technologies, development of writing and reading skills.

 

В настоящее время многие сферы жизни претерпевают изменения, и одной из динамично развивающихся областей общества являются информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии решают ряд задач, связанных с уменьшением количества затрачиваемого труда и времени во многих сферах деятельности. Вместе с этим в условиях информатизации и глобализации появляются новые требования, стандарты и образовательная среда не стала исключением. Все больше появляется исследований об эффективности использования информативно-коммуникационных технологий в качестве инструмента обучения, в том числе обучения иностранному языку. Так, появляются новые возможности для получения знаний и возникают новые подходы к изучению языка. Использование информативно-коммуникационных технологий может способствовать повышению мотивации, самостоятельности обучения со стороны ученика, а также использованию оригинальных материалов со стороны преподавателя. 

Возможности интернет-ресурсов для получения и совершенствования знаний становится все более обширным. Виртуальные сети в настоящее время являются одним из популярных источников коммуникации и получения информации, в то же время они могут выступать в качестве уникального ресурса для людей, изучающих иностранный язык.

В настоящее время вопрос об использовании социальных сетей в учебном процессе особенно актуален, так как это новый метод преподавания и новый подход к обучению в целом. Он позволяет реализовать более индивидуальный подход к обучающимся, составить учебный процесс с учетом многих факторов, таких как, специфические особенности обучающихся, возрастные рамки, уровень знаний и навык владения языком.

Удобство информационно-коммуникационных технологий в современном обществе привело к тому, что более чем 80% людей используют Интернет на ежедневной основе. Около 70% всех интернет-пользователей приходится на социальные сети, при этом большой пласт аудитории — это группа от 18 до 35 лет. Наиболее популярная сеть – это WhatsApp, которая собирает примерно 15,7% пользователей. На втором месте находится Instagram* – 14,8% пользователей, и далее следует платформа Facebook* – 14,5% пользователей. [32]. Ежедневно пользователи затрачивают 30% своего свободного времени на проверку социальных сетей и количество студентов среди пользователей довольно высок.

Касаемо речевых видов деятельности, исследования показывают, что как инструмент в изучении языка социальные сети дают наибольшую эффективность для развития навыков письма (37%) и чтения (35%), наименее эффективны аудирование и говорение (14%) [2, С. 267]. Отведение лидирующих позиций письму и чтению по критерию эффективности можно объяснить тем, что в социальных сетях коммуникация между пользователями носит в основном письменных характер и делает их удобными для развития именно этих навыков. Но учитывая набирающую популярность блогов на YouTube, видео Reels в Instagram*, TikTok или возможность записи голосовых сообщений в социальных сетях, развитие навыков аудирования и говорения также становится более эффективными.

Для того чтобы понять насколько велико влияние социальных сетей аналитические отделы международных компаний GWI, Statista, StatCounter и др. ежегодно собирают данные потребительском рынке в мире и в каждой стране по отдельности.

На основании аналитических данных зарубежных ресурсов можно сделать вывод, что наиболее распространенными социальными сетями и в России, и в Израиле являются Instagram*, Facebook*, YouTube. Поэтому целесообразно будет сделать упор на эти социальные сети, так как именно на них больше всего своего свободного времени студенты тратят, следовательно, материал на языке иврит, встречающийся в данных социальных сетях, можно использовать с практической точки зрения в образовательных целях.

Исследовав контент данных сетей, можно создать некий принцип работы с ними. Так, в образовательном процессе социальные сети могут быть поделены по уровню соответствия владения языком, а именно: начальный, средний и продвинутый. Также каждому уровню принадлежат определенные материалы подготовки: материал аудирования, грамматический материал и лексико-синтаксический материал.

Результат исследования YouTube, Facebook* и Instagram* показывает, что данные социальные сети содержат материал, который может быть использован в основном в заданиях на аудирование, чтение и грамматику. В зависимости от целей занятия, преподаватель использует ту или иную сеть. Например, Facebook* и Instagram* имеет смысл использовать в заданиях на чтение для пополнения словарного запаса и для повторения грамматических тем. YouTube в основном служит в качестве источника для аудирования и обсуждения тематики видео отдельно.

Также стоит учитывать уровень владения языком при выборе социальной сети. Источники с новостными событиями за счет используемой лексики больше подойдут для обучающихся со средним или высоким уровнем – Facebook* и Instagram*. На YouTube и в Instagram* материал адаптирован под студентов с начальным уровнем, так как эти платформы удобней для продвижения курсов по обучению, соответственно преподносимый материал будет рассчитан на аудиторию, заинтересованную именно в изучении языка.

Основными направлениями обучения при начальном уровне владения являются разбор песен, стихов или мультфильмов. При среднем уровне владения языка возможно включение различных новостей из сфер культуры. При высоком уровне владения языка альтернативным решением будет использование социальных сетей с новостями из всех сфер жизни: культуры, политики, экономики и шоу-бизнеса, при этом в таких источниках текст не адаптирован.  

Проанализировав контент социальных сетей, можно сказать, что их использование не будет однородным. Одни социальные сети больше развивают навыки аудирования, другие ориентированы на развитие навыков чтения или словарного запаса. Поэтому перед внедрением социальных сетей в образовательный процесс стоит проанализировать способности обучающихся и создать план обучения с применением определенных каналов/блогов в соответствии с уровнем студентов.

Тем не менее социальные сети объединяют общие критерии использования [3, С. 230]:

  1. гибкость: особенность социальных сетей – это возможность выбора места и времени изучаемого материала, с учетом постоянно меняющихся требований современного общества;
  2. коммуникативность: при помощи социальных сетей можно создать благоприятную среду для общения на изучаемом языке;
  3. доступность материалов: социальные сети предоставляют доступ к материалам в любое время и из любой точки мира, делают удобным их просмотр, распространение и возможность комментирования;
  4. эффективность: социальные сети позволяют изучать иностранный язык с помощью различный приложений, они помогают преодолеть ограничения пространства и времени в учебном процессе, уменьшают стресс и повышают мотивацию студентов.

На основе международной статистики популярности социальных сетей на территории России и Израиля, а также изученного контента самых распространённых социальных сетей обоих стран можно указать на эффективность выбора метода преподавания с использованием ИКТ. Использование социальных сетей в качестве источника для материала в образовательных целях более чем обусловлено их популярностью. Студенты, разделяющие интерес к социальным сетям, могут эффективней использовать их в качестве инструмента изучения языка. Обучающиеся погружаются в среду живого языка, они могут взаимодействовать непосредственно с носителями языка, учиться слушать речь и оттачивать свои речевые навыки.

Таким образом, использование социальных сетей в образовательном процессе в первую очередь служит для мотивации к изучению языка. Они не могут полностью заменить стандартные методы обучения, но с помощью любимых студентами каналов/блогов/страниц можно создать среду для погружения в языковую культуру и возможность коммуникации с носителями изучаемого языка.

*(социальные сети, запрещенные на территории РФ, как продукты организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)

 

Список литературы:
1. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции. СПб.: Реном, 2012. С. 405-407.
2. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку// Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. № 2. С. 267-272. 
3. Соломатина А. Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов / А. Г. Соломатина. // Перспективы Науки и Образования. — 2018. — № 2(32). — С. 230-235.
4. Chin-His L., Warschauer M., Blake R. Language learning through social networks: perceptions and reality // Language Learning & Technology. 2016. Vol. 20. № 1. Р. 124-143. 
5. DIGITAL 2022: THE WORLD’S FAVOURITE SOCIAL MEDIA PLATFORMS [Электронный ресурс]. URL: Digital 2022: The World’s Favourite Social Media Platforms — DataReportal – Global Digital Insights (дата обращения: 25.03.2022).
6. Social Media Stats Israel [Электронный ресурс]. URL:  Social Media Stats Israel | Statcounter Global Stats (дата обращения: 01.04.2022).
7. Social Media Stats Russian Federation [Электронный ресурс]. URL:  Social Media Stats Russian Federation | Statcounter Global Stats (дата обращения: 01.04.2022).
8. Social network user penetration in Israel from 2017 to 2023 [Электронный ресурс]. URL: Israel social media reach 2017-2023 | Statista (дата обращения: 28.03.2022).
9. בן ציון סלקמון רשתות חברתיות במדיניות החינוך הישראלית. 2016 – 267 עמ'.
10. ברוך שוורץ, חננאל רוזנברג, קריסטה אסטרחן. חומות החינוך נפלו ברשת? מורים, תלמידים ורשתות חברתיות. רעננה. מכון מופ"ת.  2017. – 25 עמ'.