РЕИНЖИНИРИНГ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
РЕИНЖИНИРИНГ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА»
Задача оптимального распределения учебной нагрузки между педагогическими работниками кафедр образовательной организации высшего образования является одной из приоритетных задач системы управления образовательной организацией высшего образования и учебно-методического отдела. В интегрированной информационной системе поддержки учебного процесса Астраханского государственного университета (АГУ) имеется два модуля: «Расчет часов учебной нагрузки ППС ВО» (связан с направлениями подготовки уровня бакалавриат, специалитет и магистратура) и «Расчет учебной научной нагрузки ППС уровня аспирантуры». Данные системы при расчетах учебной нагрузки опираются на положение [1], и выполняют схожие функции, однако системы работаю независимо друг от друга. Таким образом встал вопрос о замене имеющихся модулей на один универсальный, путем приобретения готового решения или же провести реинжиниринг данных систем.
В статье [1] приводится описание разработанного алгоритма формирования учебной нагрузки, охватывающего полный цикл операций, включающий: получение исходных данных и их обработку, агрегирование дисциплин, расчёт часов, формирование списка преподавателей, а также выгрузку полученный информации в виде электронной таблицы.
В статье [2] рассматриваются функциональные возможности модуля передачи нагрузки преподавателям кафедры в информационной системе распределения учебной нагрузки. Объясняются причины использования самостоятельно реализуемого решения вместо уже существующих.
В статье [3] приведены результаты анализа программно-информационных систем для расчета учебной нагрузки ВУЗа. Обзор выполнен с помощью метода анализа иерархий Т. Саати. В ходе анализа были рассмотрены аналоги систем расчета учебной нагрузки, выявлены их сильные и слабые стороны.
На сегодняшний день на рынке представлено множество готовых решений в области управления учебным процессом. Однако стоит учесть то, что из-за специфики реализации учебного процесса, отличающаяся в разных вузах, невозможно создать продукт, в котором будет реализована функциональность, в полном объёме необходимая вузу.
Проведем сравнительный анализ популярных готовых решений автоматизированных систем управления учебным процессом, представленный в таблице 1.
Анализ программных продуктов, предназначенных для автоматизации организации учебного процесса в высших учебных заведениях, позволяет сделать вывод о том, что помимо достоинств, заключающихся в широком диапазоне функциональных возможностей, они также не лишены недостатков, к которым можно отнести:
− высокую стоимость программного обеспечения;
− необходимость обучение персонала;
− необходимость обращения к разработчикам в случае возникновения неполадок системы;
− платное послегарантийное техническое обслуживание;
− отсутствие гарантий постоянной поддержки программных продуктов (в случае прекращение или приостановление разработки);
− часть функций программных комплексов не востребована вузом.
Существующие на рынке решения не позволяют в полной мере осуществить решение всех необходимых задач автоматизации. Этот процесс является комплексным и для его решения необходима разработка программного обеспечения, которое удовлетворяет всем требованиям, применяемым к построению учебного процесса в вузе.
Таблица 1.
Сравнение автоматизированных информационных систем
|
Первый Бит «БИТ.ВУЗ. Учет нагрузки преподавателей» |
Лаборатория ММИС (г. Шахты) «Учебная нагрузка» |
ТАНДЕМ.Университет. Модуль «Нагрузка ППС» |
1С:Университет |
Открытый код разработки |
Нет |
Нет |
Да |
Нет |
Расчет часов учебной нагрузки для аспирантуры |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Интеграция с другими системами |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Поддержка программного продукта |
Да |
Да |
Да (до окончания срока гарантийной поддержки) |
Нет (требуется приобретение 1С:ИТС) |
Стоимость |
50000 рублей на 5 рабочих мест |
Модуль входит в пакет «ПЛАНЫ» стоимостью 99000 рублей |
Рассчитывается индивидуально |
96000 рублей |
Информационная система «Расчет учебной научной нагрузки ППС» существует как отдельный модуль и реализована таким образом, что сотрудники университета не могут использовать результаты расчета данной системы для дальнейших работ в других информационных системах, например для распределения учебной нагрузки между преподавателями вуза. Проведя анализ информационных систем, был сделан вывод, что целесообразно произвести реинжиниринг имеющихся в Астраханском государственном университете информационных систем, объединив их в единую систему.