ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, СОВЕРШАЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, СОВЕРШАЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье затрагиваются важные аспекты характеристики личности преступника, совершающего экономические преступления. Произведен анализ личности, совершающей противоправные деяния в сфере экономики. Рассмотрены факторы, условия и предпосылки, влияющие на формирование подобной личности.
Ключевые слова: личность преступника, экономические преступления, мошенничество, коррупция.
Преступления в сфере экономической деятельности тесно связаны с экономическими отношениями, происходящими в обществе. Они имеют корыстный умысел и непосредственно посягают на собственность, другие интересы государства, имеющие экономическую направленность, а также интересы отдельных групп граждан и порядок управления экономической деятельностью.
Каждое конкретное преступление в сфере экономической направленности обусловливается не одной определенной причиной, а совокупностью фактов, которые действовали в разное время и в разных условиях, а также обуславливается особенностями личности, его совершившего.
Для личности экономического преступника в отличие от личностей преступников других категорий характерны, например преступников, совершивших насильственные преступления, качественный уровень образования, высокий интеллект, среди них существенно выше доля лиц женского пола. Кроме того, высока доля лиц, имеющих семью или постоянного партнера, высокое социальное положение в обществе. Как правило, такие преступники имеют постоянный источник дохода либо являются субъектами предпринимательской деятельности. Среди преступников в сфере экономики невелика доля рецидивистов.
Преступникам в сфере экономической деятельности присущи следующие свойства:
1) гипертрофированная целевая жизненная установка на обогащение и обладание властью любой ценой;
2) готовность идти на значительный риск;
3) повышенные жизненные материальные стандарты;
4) развитый интеллект, высокий или достаточный уровень образования и профессиональной подготовки;
5) использование как законных форм организации предпринимательства, видов и методов осуществления экономической деятельности, так и противозаконных.
Экономическую преступность принято называть «беловоротничковой» (white-collar crime). Сам термин ввел в 1939 г. американский криминолог Эдвин Сатерлэнд. При этом, под словосочетанием «белые воротнички» имели в виду служащих, врачей, предпринимателей, а также весьма разнообразный круг представителей других профессий. Со временем классификация разрослась:
- «бриллиантовые воротнички» — представители государственной и экономической элиты;
- «золотые воротнички» — руководители министерств и ведомств, топ-менеджмент крупных банковских систем, коммерческих и иных организаций;
- «серебряные воротнички» — лица, занимающие государственные должности в РФ, бизнес-элита. Иногда выделяют «белые» и «голубые манжеты» — низшее звено в иерархии, госслужащие и предприниматели, оказывающие розничные услуги населению.
Следует заметить, что организаторы преступной деятельности в сфере экономических отношений — это образованные люди, которые были наделены определенными властными полномочиями, занимали руководящие должности во властно-управленческих органах, коммерческих структурах, на государственных предприятиях. Некоторые из них обладают депутатской неприкосновенностью, занимают высокое служебное положение в государственных органах. Они относятся к новому типу интеллектуальных «беловоротничковых» преступников. К их основным качествам, по мнению исследователей, относятся предприимчивость, организаторские способности, решительность, оперативность, коммуникабельность, целеустремленность, прагматичность, компетентность. Организаторы «беловоротничковой» преступности не принимают непосредственного участия в совершении экономических преступлений, а обеспечивают их тщательную подготовку, осуществляют общее руководство преступной деятельностью и выполняют организационные, управленческие и специальные функции. К последним относятся «разбор конфликтов», «прокурорский надзор», «третейский суд» и др.
Необходимо отметить, что экономический преступник не ограничен корыстной целью или мотивом. Его мотивационная стратегия преступного поведения более сложна и исходит из экзистенциальной доктрины дихотомии целей. Дихотомичность целей и соответственно самой мотивации выражается в том, что криминальный предприниматель за счет осуществления преступных деяний в сфере экономической деятельности и незаконных присвоений экономических благ стремится достичь, во-первых, высоких личных экономических позиций, во-вторых, высоких личных статусных позиций в обществе, в его элитарном социальном слое (в определенной высокой социальной страте, группе) либо закрепить уже достигнутые здесь позиции.
В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.
Одной из особенностей личности современного экономического преступника является то, что по своим социально-демографическим признакам он схож с личностью несудимого гражданина, представителя бизнеса. В целом же экономические преступники по социально-демографическим признакам близки к типу руководителей организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей, служащих.
Что касается мотивов противоправного поведения лица, совершающего экономические преступления, то для экономического преступника характерен «корыстно-статусный мотив», то есть стремление к обогащению и достижению высоких социальных позиций в обществе или к сохранению уже достигнутых.
Большинство противоправных деяний экономические преступники осуществляют под прикрытием своей корпорации. Поэтому, во-первых, бывает крайне трудно установить персональную ответственность - в оправдание такие сотрудники корпорации приводят аргументацию, относящую их действия к разряду совершенных по принуждению начальства, либо, наоборот, совершенных их нерадивыми подчиненными (эффект коллективной безответственности). Во-вторых, сами экономические преступники не воспринимают себя таковыми и пытаются оправдывать свою противозаконную деятельность ссылками на то, что факты их деяний, что они, мол, не наносят ущерба гражданам и по большому счету вообще не являются преступлениями (хотя и связаны с нарушением закона), что практически все бизнесмены поступают аналогичным образом, что совершают подобные деяния не с целью личной выгоды, а в интересах корпорации, да еще и с молчаливого согласия или одобрения общественного мнения (ответственность за это лежит в первую очередь на средствах массовой информации, крайне односторонне рисующих образ традиционного преступника и принижающих социальную опасность экономических преступлений). В-третьих, на самом деле экономическими преступниками движет стремление любой ценой сделать карьеру и добиться успеха.
В-четвертых, готовность служащих корпораций к совершению экономических преступлений определенно возрастает при условии, если они (противоправные действия) явно санкционируются самой корпорацией, молчаливо поощряются либо замалчиваются законными властями.
Представителям высших и отчасти средних звеньев преступной организации обычно присуща высшая преступная авторитетность, основанная на преступном опыте, материальных средствах и личных качествах. Руководители преступных организаций в сфере экономики, как правило, являются преуспевающими предпринимателями, депутатами, совладельцами средств массовой информации, занимают руководящие посты в политических партиях, объединениях.
Таким образом, можно сделать вывод, что преступления в сфере экономики представляют собой особую сложность ввиду того, что совершаются лицами, которые в интеллектуальном, финансовом, административном потенциале, гораздо превосходят лиц, совершающих типичные преступления против личности, насильственные преступления. Безусловно, это правило может быть актуально не для каждого конкретного противоправного деяния, но общая характеристика личности «экономического» преступника отличает его от «убийцы» и зачастую, ничем не отличается от личности обычного гражданина. При этом, такая особенность важна при производстве предварительного расследования следственными органами, так как методика расследования экономических преступлений ввиду, в том числе особенностей личности их совершающих, будет отличаться. Так, характерные особенности, присущие человеку, совершившему указанные преступления, могут определить и порядок производства следственных действий по уголовному делу, в том числе организация (корпорация) к нему относящаяся, к его работе, личное положение и уровень образованности. В свою очередь, уровень образования определяется как качеством учреждения, в котором учился человек, так и направлением обучения, специализацией, которая в последующем может влиять на механизм совершения преступления.