КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООБОРОНА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООБОРОНА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
COLLECTIVE SELF-DEFENSE AS THE ELEMENT OF SYSTEM OF COLLECTIVE SAFETY
Olga Makaterskaya
Master student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Natalia Zaitseva
Scientific director, Cand. jurid. Sci., Associate Professor, Department of Legal Support of Market Economy, IGSU, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. Современная международная обстановка ознаменована постепенной дезинтеграцией однополярной модели мирового порядка. В следствие этого особый интерес вызывает обеспечение коллективной безопасности и обеспечение права на самооборону в современном международном праве. Цель настоящей статьи заключается в объективном анализе возможностей коллективной самообороны как элемента системы коллективной безопасности в вопросах обеспечения безопасности и устойчивого развития стран в условиях современной внешнеполитической реальности. В рамках настоящей статьи рассмотрены основания применения коллективных военных действия, а также затронуты вопросы правомерности права государств на коллективную самооборону.
Abstract. The Modern international situation is marked by gradual decomposition of unipolar model of the world order. In consequence of it special interest causes maintenance of collective safety and maintenance of the right to self-defense in modern international law. The purpose of present clause consists in the objective analysis of opportunities of collective self-defense as element of system of collective safety in questions of a safety and steady development of the countries in conditions of a modern foreign policy reality. Within the limits of present clause the bases of application of collective militarians of action are considered, and also questions of legitimacy of the right of the states on collective self-defense are mentioned.
Ключевые слова: коллективная безопасность, коллективная самооборона, легитимность, неотъемлемое право, Организация объединенных наций, Устав ООН.
Keywords: collective safety, collective self-defense, legitimacy, an inalienable law, the United Nations Organization, the Charter of the United Nations.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что каждое современное государство проявляет особую заботу вопросам укрепления своей собственной безопасности. Это связано, как правило, с одной из ключевых его целей, а именно сохранить свою целостность и суверенность среди других государств. Поэтому в настоящее время основное значение в данном процессе отведено коллективной безопасности. Прежде всего, следует дать определение коллективной безопасности, под которой понимается система коллективных действий со стороны государств, которые предпринимаются как на универсальной, так и на региональной основе в процессе восстановления и поддержания мира и безопасности на международной арене, а также предотвращения и устранения какой-либо угрозы миру, кроме того с целью подавления любых актов агрессии и иных нарушений международного права. При этом, эффективность функционирования системы коллективной безопасности тем более важна на сегодняшний день, поскольку вследствие довольно тесной взаимосвязи между государствами, а также развития вооружений и распространения оружия массового уничтожения любой локальный и даже внутренний конфликт, распространяясь, создает реальную угрозу всему международному миру.
Проблема обеспечения военно-политической стабильности и безопасного развития государств приобрела особенную актуальность на фоне критической общемировой ситуации в конце второй декады XXI столетия. Резкое обострение ситуации в мире вызвано в большей степени усилившимся противостоянием сильнейших игроков на мировой политической арене, в условиях разрушения последних гарантов международной безопасности, беспрецедентной гонкой вооружений и появлением новых видов угроз и рисков. В связи с этим в современных геополитических реалиях наблюдается усиленная дискуссия, направленная на решение вопроса целесообразности расширения международно-правовых параметров права государств на военную самооборону.
По данному вопросу неоднократно высказывались многие юристы и политические аналитики. Реализацией права на самооборону, является право производить действия в ответ на совершенное вооруженное нападение со стороны другого государства. Ответные действия, государства или группы государств, против которых был предпринят акт вооруженной агрессии, не могут быть расценены как проявление агрессии, так как данные действия были направлены на защиту целостности государства и поддержание мира, не имеет значения и то, что в процессе самообороны нередко имеет место применением вооруженной силы. Коллективные действия государств в рамках самообороны согласно Уставу Организации Объединенных Наций нашли свое отражение в п. 4 ст. 2 Устава ООН.
Акты агрессии, регламентированные в рамках Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 года, могут являться достаточным основанием для применения коллективных военных действий. В связи с этим, в вопросах реализации права на коллективную самооборону речь идет непосредственно о применении военной силы, точнее о вооруженных действиях государства или группы государств в ответ на нарушение спокойствия и угрозы миру. Ситуация всегда усложняется, когда речь заходит об «угрозе применения силы», определение данному действию в рамках международно-правовых документах дано довольно размыто, а поэтому может создать определенные проблемы применения коллективной самообороны на практике.
Анализируя международные отношения, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день Организация Объединенных Наций - наиболее значимая и авторитетная международная организация коллективной безопасности из существующих, которая объединила под своей эгидой подавляющее большинство государств мирового сообщества. Вышеупомянутая организация обладает легитимным правом на применение военной силы в ответ на вооруженную агрессию на законных основаниях. Для Организации Объединенных Наций вместе со всем мировым сообществом нормой ответной реакции на действия государства, которое нарушило мир и безопасность в мире, является проведение различных миротворческих операций под эгидой ООН. Предусматривается возможность принятия временных мер, принудительных мер невоенного и военного характера, возможность использования региональных организаций безопасности. Несмотря на то что Устав ООН не содержит норм, которые бы четко регламентировали все правовые нормы, связанные с проведением миротворческих операций, такие операции получили широкое распространение в мире после окончания «холодной» войны. Соответствующее разрешение для проведения миротворческой операции – мандат, выдаёт Совет Безопасности ООН. Нужно заметить, что данный мандат не равносилен санкции на принятие принудительных мер в соответствии с гл. VII Устава ООН. К тому же, вооруженные действия, направленная против конкретного государства, входящего одновременно и в какой-либо военно-политический альянс и в ООН, активирует право на применение коллективной самообороны, по обоим направлениям. Ситуация такова, что на сегодняшний день, практически не осталось государств, которые бы не имели членства в каких-либо региональных организациях и военно-политических блоках, помимо ООН.
Необходимо подчеркнуть, что, с правовой точки зрения, абсолютно любые организации коллективной самообороны, занимают подчиненное по отношению к ООН положение, так как им делегируются полномочия и исключительно на то время, которое понадобится Организации Объединенных Наций, чтобы дать ответную реакцию на нарушение спокойствия и угрозу мира в любом из регионов мира. Нужно упомянуть, что применение коллективной силы со стороны нескольких государств или международной организации, допустимо только в случае, если данные действия подпадают под определение «коллективной самообороны». В связи с этим, нелегитимными считаются любые действия, противоречащие принципам, упомянутым выше, невзирая на ст. 51 Устава ООН, в соответствии с Уставом ООН первоочередными считаются обязательства государств. Очевидно, что на сегодняшний день уже назрел вопрос точном определении границ дозволенного для всех субъектов, реализующих право на коллективную самооборону. Также стоит упомянуть, что Организация Объединенных Наций играет ведущую роль в сравнении с другими международными региональными организациями, которым ООН временно делегируют полномочия на время, которое необходимо, чтобы разработать стратегию действий в ответ на незаконное применение силы со стороны какого-либо государства в том либо ином регионе на мировой арене. Региональные системы коллективной самообороны действуют на основании гл. VIII Устава ООН, и включают в себя различные региональные соглашения с помощью которых обеспечивается соблюдения мира в отдельных регионах, и которые в свою очередь представляют собой часть универсальной системы коллективной безопасности. Поэтому в заключении необходимо отметить, что главным направлением деятельности системы коллективной безопасности является уменьшение применения силы в контексте современных международных отношений. На данный момент, ответная реакция государства или группы государств на вооруженным действия в рамках коллективной самообороны, является полностью легитимной с позиции действующего международного права, в действительности обсуждаемые действия обычно представляют собой ответный акт применения силы. Поэтому необходимо разработать точные формулировки и определения всем возможным действиям в контексте реализации права на коллективную самооборону, чтобы реализация данного права не подрывала собой основы системы коллективной безопасности.
Коллективная самооборона представляет собой не просто совместные действия группы государств, одновременно подвергающихся нападению из вне. В процессе реализации права на коллективную самооборону, данное право возникает для государства не из самого факта нападения на него, а собственно из факта нападения на другое государство, именно это принципиально отличает коллективную форму самообороны и индивидуальной.