Статья:

Соотношение гражданского общества и правового государства

Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Харитонова Е.М. Соотношение гражданского общества и правового государства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/8(19).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Соотношение гражданского общества и правового государства

Харитонова Евгения Михайловна
студент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

The ratio of civil society and the rule of law

 

Eugenia Kharitonova

student of North (Arctic) federal university

 

Аннотация. Статус правового государства как одной из ценностей демократии закреплен в Конституции РФ, но в то же время многие его элементы не находят своего проявления. В связи с этим в статье рассматривается соотношение гражданского общества и правового государства и возможность существования данных правовых институтов без связи друг с другом.

Abstract. The status of the rule of law as one of the values of democracy is enshrined in the Constitution of the Russian Federation, but at the same time, many of its elements do not find their manifestation. In this regard, the article considers the relationship between civil society and the rule of law and the possibility of the existence of these legal institutions without communication with each other.

 

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, демократия.

Keywords: civil society, rule of law, democracy.

 

Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, институтом, в котором проявляется вся полнота прав и свобод каждого гражданина.

Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень жизни населения, нормально функционируемый рыночный механизм, социальные гарантии. Правовое государство нельзя установить, например, нормативно-правовым актом, это постепенный процесс, одним из важнейших признаков которого является наличие в стране гражданского общества.

Обращаясь к дефиниции правового государства, следует сказать,  что это – политическая организация, в которой все ее члены, все уровни организации власти уважают право и находятся в равном положении относительно его. Среди правовых актов в правовом государстве главным является конституция. Определяя архитектуру правового государства, Перевалов В.Д. выделял следующие составляющие: примат права, правовая защищенность человека и гражданина, конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственный формы осуществления власти [2].

Идея правового государства не должна сводиться лишь к верховенству закона, т.к. в некоторых государствах закон может закреплять произвол и насилие. В правовом государстве верховенство закона основано на правовых принципах. Стоит упомянуть о том, что право как совокупность институциональных гарантий, является связующим звеном между государством и обществом. Закон же здесь является институтом защиты прав и свобод человека. Именно для их охраны люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой – охрана естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Государство может выполнять данную функцию лишь в том случае, когда власть в нем принадлежит народу.

Гражданское общество – это автономная и независимая от государства сфера общественных отношений, созданная для удовлетворения духовных и материальных потребностей и интересов социума. При этом оно предполагает наличие институтов общества, которые служат барьером для монополизации государственной власти и вырабатывают механизмы ограничения и контроля над деятельностью самого государства.

Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с ним. Правовое государством при этом можно считать результатом развития гражданского общества и его дальнейшего самосовершенствования. Ведь это то, государство, где обеспечивается свобода и благосостояние его граждан.

Гражданское общество можно назвать оборотной стороной правового государства, существование последнего без первого невозможно. Полянский Д.В. считает, что зависимость правового государства от институтов гражданского общества заключается, в том, что действие государственных органов иногда могут осуществляться в обход права. Поэтому в правовом государстве необходимо наличие организаций и обществ по защите прав человека. Без активного участия граждан и гражданских ассоциаций в эгалитарной деятельности невозможно социально-политических институтов общества с демократическим характером [1].

В концепции правового государства выделяются принципы взаимодействия гражданского общества с ним в законотворчестве, организации контроля за соблюдение законности и т.д. Последнее является одной из важнейших функций в строительстве правового государства. Общественный контроль гражданского общества позволяет создать оптимизированную контрольную деятельность, дополняя государственный контроль «снизу».

В экономической сфере самостоятельные элементы рынка составляют основу экономической стороны государства, правовое государство же в свою очередь создает справедливые для всех условия их функционирования. Тем самым можно сказать, что правовое государство и гражданское общество, в некоторой степени, совместно создают законодательную базу в данной сфере.

Что касается противоречий между государством и гражданским обществом, то стоит сказать, что основным препятствием к созданию последнего является доминирование государства над обществом. Подчинение его себе личности, а также верховенство по отношению к ней ведет к разрушению гражданского общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое государство в рамках своих полномочий осуществляет управление деятельности гражданского общества. В свою очередь гражданское общество через свои институты, науку и другие способы влияния на власть осуществляет коррекцию их деятельности, допустимые методы управления и круг соответствующих полномочий. Непосредственная связь между государством и обществом позволяет прийти обеим сторонам к общему мнению касательно различных сторон жизни общества, политики, проводимой в государстве, ее открытость.

Демографические, глобализационные процессы, происходящие сегодня в стране и в мире, требуют взаимодействия двух уровней социальных процессов: государственно-правового и общественного. Развитие данных отношений ведет к прогрессу общества, т.к. данные две стороны взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Следствием всего этого можно считать, что правовое государство может быть как продолжением гражданского общества, так и предпосылкой для его дальнейшего самосовершенствования [2].

 

Список литературы:
1. Полянский Д.В. Гражданское общество и правовое государство: основные аспекты политико-правового взаимодействия // Вектор науки ТГУ. - №3 (21). – 2012. С. 185.
2. Хоконов А.А. Правовое государство и гражданское общество: некоторые аспекты взаимодействия // Вестник военного университета. - №3 (19). – 2009. С. 87/