Статья:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РФ

Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Резанова Т.А. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(234). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(234).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РФ

Резанова Татьяна Алексеевна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Метушевская Татьяна Иосифовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В статье проводится анализ нормативных основ безопасности дорожного движения в России, исследуется система нормативных актов, закрепляющих основные положения в данной сфере, формулируются предложения по их совершенствованию.

 

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, нормативное регулирование.

 

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью в обществе и государстве, которое выступает их гарантом.

Безопасность на дорогах в нашей стране является одним из ключевых направлений в сфере государственной политики. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, а также протяженность дорожного покрытия. Поэтому в сфере обеспечения БДД огромную роль играет регулирование данного процесса законодательством. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность дорожного движения, включают в себя законы РФ, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, Указы Президента. Среди них следует выделить такие, как:

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения»;

- Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

- Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 508 (ред. от 02.02.2000) «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения»;

- Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».

На наш взгляд, главным направлением развития в данной сфере является решение задач по усовершенствованию качества дорожного полотна и правил дорожного движения, включая контроль за исполнением правил поведения всех участников дорожного движения с целью повышения их правовой ответственности за соблюдение существующих норм и правил.

В последние годы количество автомобилей на дорогах нашей страны увеличивается, но, к сожалению, качество дорожного покрытия не улучшается пропорционально росту транспортных средств, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Помимо этого, поведение самих водителей так же зачастую становится причиной смертельно опасного ДТП. Невнимательность, большой поток автомобилей, несоблюдение скоростного режима, игнорирование дорожной разметки и знаков – все эти факторы являются субъективными причинами возникновения опасных ситуаций на дорогах нашей страны, которые могут предотвратить только сами участники дорожного движения посредством соблюдения правил, а также внимательного отношения к процессу дорожного движения [2, с.128].

Государство в этой ситуации может повлиять путем введения новых мер запретительного характера, а также отслеживания ситуации на дорогах путем установки камер видеонаблюдения с возможностью фиксации того или иного нарушения. Так, например, все больше внедряется камер, отслеживающих не только соблюдение скоростного режима и дорожной разметки или знаков, но и камер, позволяющих зафиксировать факт использования мобильного телефона в процессе вождения без использования специальных вспомогательных технических средств, не препятствующих водителю следить за ситуацией на дороге, а также безопасно управлять транспортным средством.

На наш взгляд, стоит отдельно отметить такую категорию участников дорожного движения, как общественный транспорт. Во многих субъектах нашего государства данная сфера обслуживается частными предпринимателями и организациями, что влечет за собой ряд проблем. В первую очередь – это отсутствие должного контроля за обеспечением безопасности пассажиров со стороны государственных органов на практике. Отметим, что со стороны законодательства данная сфера регулируется посредством специального документа – «Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который действует на основании Приказа Минтранса России от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Правила). Согласно обозначенным Правилам, обязанность по обеспечению безопасности пассажирских перевозок возлагаются на субъект транспортной деятельности, то есть на организатора перевозок. В частности, именно субъект транспортной деятельности обязан обеспечивать: управление транспортным средством в отсутствие признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями водителем транспортного средства; безопасность транспортных средств, эксплуатируемых физическим лицом; безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях; соблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха, установленные правилами дорожного движения; проведение анализа и устранения причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Помимо данных Правил, существует документ «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г.  № 3363-р, разработанная в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; поручениями Президента Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № Пр-1449 и от 25 марта 2020 г. № Пр-573; Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. (далее - Стратегия). Стратегия также учитывает положения отраслевых документов стратегического планирования смежных отраслей и межфункциональных документов стратегического планирования. Этот документ является одним из важных нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу безопасности дорожного движения, поскольку в нем определены миссия и стратегические приоритеты развития транспортного комплекса всей нашей страны [1, с.120].

Помимо обозначенных нами выше документов, Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) устанавливается цель по реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения, а также усиление мер государственного надзора и контроля в этой области, что реализуется посредством введения в действие «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение).

Кроме Госавтоинспекции полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения возлагаются на полицию, что отражено в Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 3 3-ФЗ.

Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что все нормативно-правовые акты несут в себе основную единую цель – это сохранение жизни и здоровья граждан в сфере дорожного движения. Каждый участник дорожного движения – водитель, пешеход, пассажиры – обязаны быть внимательными и соблюдать все правила дорожного движения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечивать контроль за соблюдением правил дорожного движения и дисциплины со стороны всех его участников, а также совершенствовать законодательство в сфере безопасности дорожного движения и улучшать дорожную инфраструктуру, что должно отражаться в качественном, организованном дорожном движении по современному безопасному дорожному покрытию, а также обеспечивать оказание оперативной помощи пострадавшим в результате ДТП.

Наличие большого количества нормативно-правовых актов различной юридической силы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения обусловлен, на наш взгляд, тем, что общественные отношения, складывающиеся в данной сфере, являются многоплановыми и сложными. Поскольку полномочия разделены между федеральными, региональными и местными органами власти, то нормативно-правовые акты также разделены по уровням и регламентируются в соответствии с полномочиями каждого из них.

На основании вышесказанного мы делаем вывод о необходимости совершенствования нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения по следующим основным направлениям: создание целостной системы правового регулирования сферы БДД; унификация основных документов, регулирующих деятельность государственных органов, уполномоченных в сфере БДД; систематизация существующих действующих актов, с последующей ликвидацией их множественности.

 

Список литературы: 
1. Верзилин С.В. Основные направления единой государственной поли-тики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе // Регион: системы, экономика, управление. Воронежский государ-ственный университет. 2022. № 2 (45). С. 120-121.
2. Сунгатуллина К.А. Условия и факторы, влияющие на безопасность до-рожного движения на современном этапе // Вестник НЦБЖД. 2022. №2 (52). С. 127-134.