Сравнение организации дополнительного образования Российской Федерации и Республике Беларусь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Сравнение организации дополнительного образования Российской Федерации и Республике Беларусь
Аннотация. В данной статье будут рассмотрены и сравнены законы об образовании двух стран России и Республики Беларусь по поводу дополнительного образования взрослого населения, с целью выявление степени понимания законов гражданами, общих и противоречивых сторон
Ключевые слова: Дополнительное образование, Республика Беларусь, Российская Федерация, Взрослый человек.
Дополнительное образование взрослого населения имеет не очень долгую историю, но за то время пока существует стало неотъемлемой частью жизни социума, что в купе с ускорением научно-технического процесса и перехода на постиндустриальную экономику сделало вопрос совершенствование юридического регулирования как никогда актуальным, как и их понимания со сторону взрослого населения.
Поскольку Россия и Белоруссия являются членами многих организаций и имеют долгую совместную историю, именно сравнение этих двух государств, с целью выявления общих и противоречивых сторон приведет к дальнейшему совершенствованию нормативно-правовых актов двух стран.
Под дополнительное образования для взрослого населения РБ в её кодексе отводится целый раздел, который состоит из 3 глав и 15 статей, что даже при поверхностном сравнении с РФ, где всего 2 статьи, говорит о количественном преимуществе РБ. Однако в данных нормативно-правовых актов по-разному понимается суть дополнительного образования, так пункт 1 статьи 75 закона об образовании РФ говорит о том, что дополнительное образование направлено прежде всего на организацию свободного времени взрослого населения, другими словами на досуг, тогда как в Белоруссии под дополнительным образованием взрослых имеются ввиду, согласно статье 242. программы повышения квалификации, переподготовки, стажировки и т.д. В целом кодекс РБ строит данный раздел по базовому закону логики «от простого к сложному», начиная от общего описания структуры дополнительного образования к его формам, времени и заканчивая учреждениями, где можно получить данное образование, виды его аттестации и методические рекомендации.
Другими словами, простому гражданину РБ, для того чтобы получить дополнительное образование достаточно открыть советующий раздел Кодекса об образовании, и он получит исчерпывающую информацию по данному вопросу, тогда как в Законе об образовании РФ во-первых нет разграничений по дополнительному образованию молодого населения и взрослого, а во-вторых понимается совсем другое, а именно организация досуга граждан.
Однако, все-таки нужно признать, что Россия не сильно отстало в плане регулирование данной сферы жизнедеятельности человека, так в законе об образовании статье 76 «Дополнительное профессиональное образование» разъясняется, что дополнительное образование происходит с использование типовых профессиональных программ, которые в полной мере и определяют содержание, сроки, формы и т.д. дополнительного образования. Более того в отличии от РБ в РФ переподготовка служащих регулируется отдельным Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Который по основным параметрам, вместе со статьями из Закона об образовании повторяют содержание 14 раздела Кодекса Белорусии.
Однако такое широкий разброс источников информации, во-первых, порождает бюрократическую волокиту, когда разные нормативно-правовые акты ссылаются друг на друга или дублируют функции, во-вторых, из-за отсутствия единого закона о дополнительном образовании затрудняет понимание данной сферы простому гражданину.
Резюмирую, можно сказать, что принятие единого федерального закона, в том виде в котором он существует в Белоруссии, а именно, как составная часть единого образовательного кодекса облегчит и устранит те проблемы, что уже давно имеются в российском образовательном праве.