Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(294)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гриневич В.П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 27(294). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/294/152308 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Гриневич Вадим Петрович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

В настоящее время продолжается работа по разработке нового КоАП РФ [2], т.к. многочисленные изменения, вносимые в действующий КоАП РФ [1] приводят к нестабильности правового регулирования. Верховному Суду РФ и компетентным органам приходится постоянно вести разъяснительную работу по поводу применения тех или иных правовых норм.

И прежде всего, основное внимание должно быть уделено административным наказаниям, поскольку посредством их реализуются цели административной ответственности.

Согласно новому проекту КоАП РФ, если совершенное лицом административное правонарушение не содержит отягчающих обстоятельств и административное правонарушение не носит характер тяжкого административного правонарушения, в качестве меры административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение назначается предупреждение, даже если оно прямо не предусмотрено санкцией статьи Особенной части в качестве административного наказания.

При этом остается законодательная проблема классификации административных правонарушений на грубые и негрубые. Более того, хотя такая классификация доктринально ясна, к сожалению, она не является частью законодательной структуры, а разграничение грубых и негрубых административных правонарушений относится к компетенции правоприменителей (органов или должностных лиц административной юрисдикции).

К категории грубых административных правонарушений можно отнести: вид административного правонарушения (общественно-опасные административные правонарушения), отягчающие обстоятельства, угроза безопасности личности, общества и государства, повторность совершаемых административных правонарушениях.

Полагаем, что указанная классификация, законодательно закрепленная для разграничения грубых и негрубых административных правонарушений, позволит избежать оценочного значения указанной классификации правоприменителем, неправильного применения норм материального права и злоупотребления оценочной классификацией со стороны правоприменителя.

Действующий КоАП РФ предусматривает верхний и нижний пределы административных наказаний в виде штрафов и скидку на авансовый платеж по штрафам только за незначительные административные правонарушения в сфере безопасности административных правонарушений. В проекте нового КоАП РФ законодатель предлагает оставить верхний и нижний пределы штрафов только на уровне законодательства субъектов РФ. Использовать авансовую скидку по штрафам можно будет для лиц, совершивших любое административное правонарушение (исключение - грубые административные правонарушения). На наш взгляд, данные изменения направлены на снижение административной нагрузки в виде уплаты административных штрафов и стимулирование правонарушителей к своевременной уплате административных штрафов.

Согласно действующему административному законодательству, конфискация предусмотрена только в отношении орудий или предметов совершения административного правонарушения, не изъятых из гражданского оборота. В новом проекте КоАП РФ предусматривается конфискация не только орудия или предмета совершения административного правонарушения, но и другого имущества, которое не является таковым. Конфискация другого имущества сможет осуществляться лишь при наличии таких критериев: когда имущество находится в собственности лица, которое совершило административное правонарушение (в постоянном или временном владении); когда собственник не предпринял меры чтобы устранить причины и условия совершения административного правонарушения.

Мы считаем, что необходимо закрепить следующее содержание конфискации: «конфискация - принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность орудия или предмета совершения административного правонарушения, либо иных вещей, которые послужили причиной или условием для совершения административного правонарушения, как ограниченных в гражданском обороте, так и не ограниченных в нем».

Срок обязательных работ в нынешнем КоАП РФ закреплен 200 часов и список категорий лиц, к которым данное наказание не может быть применено ограничен. В новом проекте КоАП РФ срок обязательных работ составляет 60 часов и дополнительно уточнен список лиц, к которым это наказание не должно применяться.

Анализируя текст проекта нового КоАП РФ серьезные изменения претерпевают следующие виды административных наказаний: административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности (будет исключен из системы административных наказаний), лишение специального права.

Такие изменения связаны прежде всего с необходимостью совершенствования административных норм, чтобы устранить законодательные противоречия регулирования этих норм, преодолеть неэффективность применения административных наказаний.

В новом проекте КоАП РФ закрепляется возможность не назначения и замены административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства на административное наказание другого вида.

Из системы административных наказаний предусматривается исключение такого административного наказания как приостановление деятельности. Вместо него будет применяться административный (временный) запрет деятельности. Но с тем, чтобы не было смешение институтов, временный запрет деятельности будет исключен из перечня процессуальных мер обеспечения.

Административный запрет на совершение определенных действий будет выражаться в определенных видах, например, административный запрет на эксплуатацию транспортных средств. Применение этой меры административного наказания будет только полномочием суда, в отличие от порядка применения меры обеспечения в виде временного запрета деятельности контрольным или надзорным органом.

В новом проекте КоАП РФ такой вид административного наказания как лишение специального права остается применим лишь в отношении физических лиц. Мы считаем, что все же надо распространить его и на юридических лиц: в связи с грубым нарушением условий и порядка использования специального права, предоставленного разрешительным документом, лишение специального права в качестве меры административной ответственности применимо как в отношении физического лица, так и в отношении юридического лица.

Стоит отметить изменение срока давности привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст. 4.5 действующего КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, а в проекте нового КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности указан 1 год. Мы считаем, что это позволит обеспечить полноту, объективность и правильность рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении.

Положительным считаем дополнение перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Например, обстоятельством в виде совершения административного правонарушения лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до 14 лет.

Введение специальных мер административной ответственности к несовершеннолетним по аналогии с мерами воспитательного воздействия к несовершеннолетним в уголовном праве, например, ограничение досуга или же установление особых требований к несовершеннолетнему, является очень важным.

Изменение изложения норм административного права об административном наказании позволит стабилизировать правовое регулирование данной системы, а также прописать (регламентировать) дополнительный перечень административно-правовых отношений, имеющих значение для применения административного наказания. В новом проекте КоАП РФ остается также 10 видов административных наказаний.

Можно сделать вывод, что введение в действие нового КоАП РФ повышает гарантии соблюдения прав и законных интересов, стабилизирует правовое регулирование отношений в сфере применения административных наказаний и административной ответственности, расширяет возможности обеспечения превентивных функций и в полной мере гуманизирует административное законодательство. Однако задержки с принятием нового КоАП РФ приводят к изменению подходов, заложенных в первоначальном тексте, изменению социальной (политической) реальности, вносят неопределенность и неясность в возможность принятия и вступления в силу нового КоАП РФ.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.06.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020): https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 29.05.2020.