Статья:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Конференция: CCLXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Морозов Т.Т. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(282). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(282).pdf (дата обращения: 06.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Морозов Тимофей Тимофеевич
студент, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

Аннотация. В статье рассматривается антитеррористическая деятельность в Российской Федерации как комплексная система мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение террористических актов. Анализируются основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, включая Федеральные законы №35-ФЗ, №144-ФЗ и №79-ФЗ. Отмечается отсутствие четкого определения «антитеррористическая деятельность» в законодательстве и приводятся различные трактовки этого понятия, предложенные О.В. Репинской и А.В. Снеговым. Подчеркивается важность превентивных мер, международного сотрудничества, подготовки кадров и просветительской работы.

 

Ключевые слова: антитеррористическая деятельность, противодействие терроризму, законодательство, Российская Федерация, превентивные меры, безопасность, радикальные формирования, террористический акт, государственная стратегия.

 

В современных реалиях государственная система Российской Федерации, аналогично множеству иных держав, подвергается серьезным вызовам, исходящим от радикальных формирований. Антитеррористическая деятельность выступает ключевым инструментом сохранения стабильности социума и защиты населения. Предупреждение террористических актов, совместно с механизмами моментального отклика на подобные инциденты, представляют фундаментальную значимость в области коллективной защищенности.

Законодательная база Российской Федерации содержит комплексную систему правовых механизмов, направленных на регламентацию антитеррористической деятельности. Основополагающим документом выступает Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ[4], который формирует концептуальный фундамент противодействия угрозам терроризма, фиксируя ключевые дефиниции, методологию превентивных мер и юридические последствия за совершение террористических актов.

Существенную роль играет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ[3], устанавливающий методологический инструментарий силовых структур при осуществлении специальных мероприятий по выявлению потенциальных угроз безопасности общества. Данный нормативный акт детализирует процедурные аспекты работы компетентных органов в сфере обнаружения и пресечения противоправных действий.

Значимым элементом правового поля является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ[2]. Указанный документ формулирует базовые стандарты профессиональной деятельности сотрудников государственного аппарата, включая представителей правоохранительной системы, задействованных в антитеррористической деятельности.

Дополнительную нормативную базу составляют подзаконные акты, детализирующие процессуальные особенности реализации специальных операций; алгоритмы аккумулирования сведений; протоколы обработки полученных материалов; специфику применения технических средств при осуществлении мероприятий по противодействию терроризму. Совокупность перечисленных юридических инструментов формирует целостную систему нормативного регулирования, определяющую компетенции уполномоченных структур, границы их полномочий, механизмы надзора за законностью проводимых мероприятий в рамках обеспечения национальной безопасности.

Юридическая база не содержит четкой формулировки антитеррористической деятельности. Примечательно, что основополагающий нормативный акт № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[4], закрепляющий базовые постулаты и механизмы предотвращения терроризма, не включает данный термин в свой понятийный аппарат. Третья статья указанного документа раскрывает иные ключевые дефиниции: сущность терроризма; специфику террористических актов; методологию противодействия данным явлениям; особенности специальных мероприятий; характеристики защищенности стратегических объектов.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) [1], упоминает рассматриваемое понятие дважды: в подпункте «д» четвертого пункта и девятнадцатом разделе. Последний содержит существенное пояснение: реализация антитеррористической деятельности происходит через комплексный подход, включающий взаимодополняющие механизмы воздействия на представителей радикальных формирований. Данные меры координируются между различными ведомствами, образуя единую защитную систему противодействия деструктивным элементам.

Исследование представленных документов позволяет сделать вывод, что антитеррористическая деятельность зачастую воспринимается равнозначной формулировке «противодействие терроризму», которая официально закреплена в Федеральном законе № 35-ФЗ[4]. Научное сообщество предлагает многообразные трактовки данного феномена: некоторые специалисты усматривают существенные отличия между этими понятиями, другие же считают их тождественными.

О.В. Репинская[7, с.103], рассматривая антитеррористическую деятельность с политологической точки зрения, определяет её как комплекс мер, реализуемых уполномоченными органами в рамках закона для пресечения и предотвращения действий, угрожающих жизни людей и дестабилизирующих общество через панику и давление на власть, что наносит ущерб национальным интересам в экономической и политической сферах. Эта формулировка охватывает категории терроризма, террористических актов и методов борьбы с ними, расширяя границы концепта. А.В. Снеговой [9, с.12]же трактует антитеррористическую деятельность как совместную работу международных, государственных, муниципальных и общественных организаций по выявлению, предотвращению и устранению причин угроз, а также минимизации их последствий.

Рассмотренные дефиниции близки к понятию «противодействие террористической деятельности» из ФЗ № 35[4], которое подразумевает работу госорганов, граждан и организаций по предотвращению терактов, выявлению и пресечению угроз, а также ликвидации последствий. Антитеррористическая деятельность государства основывается на превентивной стратегии, включающей раннее обнаружение угроз, контроль за опасными веществами и мониторинг экстремистских групп, а также на совершенствовании правовой базы: модернизации законодательства, ужесточении наказаний и расширении полномочий силовых ведомств.

Значительную роль играет интеграция в глобальное пространство безопасности через активное взаимодействие с иностранными партнерами в специализированных организациях; своевременный обмен стратегическими сведениями об имеющихся рисках; координацию усилий при реализации специальных мероприятий по обезвреживанию криминальных элементов.

Основополагающим элементом системы выступает формирование высококвалифицированного кадрового состава через реализацию комплексных образовательных программ для представителей правоохранительного блока; специалистов разведывательных структур; экспертов в области психологии и смежных направлений, обеспечивающих эффективное противостояние современным вызовам.

Существенным компонентом является налаживание конструктивного диалога с населением через распространение актуальной информации о способах распознавания потенциальных угроз; организацию просветительских мероприятий; создание доступных каналов оперативной передачи значимых сведений об аномальных ситуациях или подозрительных гражданах компетентным органам.

Ключевой приоритет антитеррористической деятельности государства заключается в формировании надежной системы защиты населения и сохранении фундаментальных принципов правового устройства страны от радикальных посягательств.

Характерные особенности государственной стратегии в данной сфере отражаются в нескольких ключевых направлениях работы. Основополагающим фактором выступает наличие высококвалифицированных специалистов силовых структур, обладающих необходимыми компетенциями для молниеносного реагирования на возникающие вызовы и блокирования потенциальных террористических актов.

Принципиальное значение имеет внедрение инновационных инструментов и передовых методик разведывательного характера, которые позволяют своевременно обнаруживать и обезвреживать экстремистские формирования. Существенную роль играет постоянное совершенствование правового поля через создание действенных юридических механизмов противостояния угрозам, включая строгий надзор за соблюдением установленных норм.

Фундаментальным элементом выступает непрерывная поисковая деятельность компетентных органов, нацеленная на идентификацию и задержание лиц, вызывающих подозрение, а также предупреждение готовящихся атак. Важным аспектом является активное вовлечение в глобальную систему противодействия через налаживание международных связей, своевременный обмен стратегическими данными, проведение скоординированных специальных операций.

Ключевым компонентом стратегии признается просветительская работа среди граждан, включающая распространение актуальных сведений о способах предотвращения опасных ситуаций; организацию эффективных каналов коммуникации для передачи значимой информации об аномальных явлениях; реализацию превентивных образовательных программ, способствующих росту информированности общества о существующих рисках[5, с.87].

В России актуален комплекс вызовов в сфере антитеррора, требующих эффективных решений. Приоритетной задачей является противодействие экстремистским формированиям, что обуславливает необходимость совершенствования защитных механизмов, расширения международного сотрудничества, обмена данными и модернизации спецподразделений. Социально-экономические факторы, такие как материальная необеспеченность, безработица и разобщенность, способствуют радикализации и повышают риск терактов. Снижение этих рисков требует реализации государственных инициатив, направленных на поддержку предпринимательства, образования и социальной сферы.

Значительным препятствием выступают разногласия между странами в вопросах координации усилий по борьбе с терроризмом, что снижает результативность противостояния международным преступным сообществам. Преодоление существующих барьеров возможно путем активизации дипломатических контактов; налаживания каналов обмена оперативными сведениями; организации совместных программ подготовки правоохранительных кадров; синхронизации действий при проведении антитеррористических операций.

Эффективное преодоление обозначенных проблем предполагает использование многоаспектной стратегии, объединяющей усиление охранных мероприятий; проведение социально-экономических преобразований; развитие просветительских программ; укрепление международной кооперации.Следует подчеркнуть, что антитеррористическая деятельность представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на предупреждение, выявление и нейтрализацию террористических актов, обеспечение защищенности населения и стратегических объектов от потенциальных посягательств.

 

Список литературы:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации :федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
3. Об оперативно-розыскной деятельности :федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
4. О противодействии терроризму :федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.
5. Кожуховский, В. А. Антитеррористическая деятельность вневедомственной охраны Росгвардии / В. А. Кожуховский // Аспирант. – 2022. – № 2 – С. 86-89.
6. Петкевич, Т. В. Административно-правовые основы антитеррористической деятельности полиции / Т. В. Петкевич // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. – 2015. – С. 201-206.
7. Репинская О.В. К вопросу о формировании единообразных подходов в мировой практике противодействия терроризму // Евразийский союз ученых. 2015. № 11-2 (20). С. 103-105.
8. Сафаров Х.С. К вопросу о соотношении законодательных определений понятий «антитеррористическая деятельность», 73 «противодействие терроризму», «контртеррористическая деятельность» и «борьбы с терроризмом» // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20). С. 89-94.
9. Снеговой А.В. Организационно-правовые аспекты взаимодействия министерств внутренних дел государств-участников СНГ в антитеррористической деятельности: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 30 с.