РЕШЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
РЕШЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Достаточно важной проблемой в Российской империи стало развитие женского начального и среднего образования. В начале XIX века основой женского образование было обучение девочек манерам и этикету, а не различным наукам, так как их готовили быть матерями, хозяйками и хранительницами домашнего очага. Они должны были уметь читать, писать, считать, а также владеть всеми видами рукоделия. В начале XIX века в Российской империи произошло две реформы в отношение женского образования, они фактически были контрреформами предыдущих Екатерининских реформ.
Проблематика: Становление и развитие женского начального и среднего образования в Российской империи в XIX веке.
Целью данной работы является рассмотрение становления и развития женского начального и среднего образования в Российской империи в XIX веке.
Актуальность. Данная тема актуальна в современном обществе, так как женское образование - начальное и среднее в Российской империи дает начало истории того, как женщины получали права развиваться и раскрывать свой потенциал, достигать своих целей и высот самостоятельно, что происходит и по сей день. В XIX веке женский образовательный вопрос был достаточно важен в сложном социальном и политико-правовом положение женщин в государстве, так как многие представительницы общества требовали от власти возможности не только получения начального образования, но и высшего.
Обзор источников: Мемуаристка - самый важный источник женской жизни всего XIX века. Известная дама Санкт- Петербурга А.Я. Панаева [11; c.17-134] в своих воспоминаниях приводит массу примеров относительно тех или иных людей и ситуаций в эпоху Николая I и Александра II. Мемуаристка Е.Н. Водовозова[8;c.401-484] описывает быт и нравы российского общества до 1861 года с точки зрения образованной женщины, свою учебу в Смольном институте.
Так же значимым источником картины изучения истории женского вопроса являются материалы периодической печати: "Современник", "Отечественные записки", "Русская старина", "Дело", "Вестник благотворительности", "Трудовая помощь", а также специализированные женские издания - "Женский вестник", "Женское дело", "Женское образование".
Историографический обзор: Историю становления и развития женского образования рассматривал Н.П. Малиновский [7; c.23-28]. Так же стоит упомянуть работу «Правилами внутреннего распорядка», выработанными Н.А. Вышнеградским в 1859 году [6; c.112–124]. В Правилах по-новому был поставлен вопрос о дисциплине и взаимоотношениях между преподавателями и учащимися. Институтской муштре, наказаниям, унижающим человеческое достоинство ребенка, была противопоставлена дисциплина, основанная на интересах ребенка, указывает автор. Эта работа является первым источником в историографии в конце XIX - начале XX вв. была поставлена проблема женского образования, произведен сбор, первичная обработка и систематизация доступных материалов. К началу XX века отечественная историография обогатилась целым рядом трудов, которые были посвящены исследованию положения женщин в обществе и становлению женского движения.
Все женские школы – начальные и средние, не были такими многочисленными, по сравнению с мужскими учебными заведениями, программа женских школ была ограничена нравами российского общества. Только в середине XIX века в стране была создана цельная система женского образования, в 1852 году всё женское образование было разделено на 4 разряда, в них были различные учебные планы:
1 разряд высший – это институты благородных девиц (Смольный, Мариинский институты и т.д.), в них обучались исключительно дочери потомственных дворян.
2 разряд средний – для дочерей менее знатных или обнищавших дворян, купцов. К ним относился Екатерининский институт.
3 разряд низкий – Сиротские дома
4 разряд низший – Так же сиротские институты для представительниц любого сословия, городские училища. [14; с.36-45]
Основными предметами женских учебных заведений были: Закон Божий, русская словесность, французская и немецкая словесность, организованные по тому же принципу, арифметика, география российская и всеобщая, история российская и всеобщая, а также некоторые сведения по физике и ряду других естественнонаучных дисциплин. [15; c.104-109]
В 1843 году открываются епархиальные училища, которые являлись средним образованием для дочерей духовных лиц. На следующий год некоторые местные власти начинают проявлять инициативу по открытию особых женских школ, где могли учиться не менее 25 девочек, соответствующего возраста. [12; с.85-92]
В 1860 году было создано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения". По данному положению женские учебные заведения делились на 2 типа, в которых могли учится независимо от сословной принадлежности ученицы, к первому типу относилось шестилетнее обучение, а ко второму - трехлетнее обучение. Значительных отличий от мужских учебных заведений практически не было по набору предметов и учебных часов. Главным отличием было то, что выпускники мужских учебных заведений поступали в последствии в университеты, а высшего женского образование в нашей стране в тот период еще не было. Тем женщинам, которые хотели получить высшее образование приходилось выезжать за границу и там в Цюрихском университете его получать, но выехать за границу они могли только по разрешению отца или мужа. [4; c.231-235]
Через десять лет вышло еще одно положение регулирующие женское просвещение, документ назывался «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения». Появились еще два вида образовательных учреждений: гимназии и прогимназии. В них так же основным отличием были сроки обучения, в гимназии учились семь лет и по окончании учебного заведения выпускницы могли получить аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы. В прогимназиях учились четыре года, и после обучения могли поступить в гимназию.[13]
Таблица 1.
Количество женских гимназий и прогимназий в Московском учебном округе
|
1873 |
1883 |
1893 |
1903 |
1916 |
Гимназии |
7 |
19 |
25 |
55 |
183 |
Прогимназии |
38 |
38 |
35 |
40 |
37 |
Источник: Незнакомова Е.Ю. Женское Образование в России в XIX – XX вв.// Ярославский Педагогический Вестник. – 2004г. - № 1 – С. 112-113
Таблица 2.
Количество женских гимназий и прогимназий в Московском учебном округе
Годы |
Женские гимназии |
Женские |
Общее число |
|||
Число |
Число |
Число |
Число |
школ |
учащихся |
|
1858 |
3 |
– |
2 |
– |
5 |
– |
1861 |
20 |
– |
52 |
– |
72 |
– |
1864 |
37 |
3636 |
75 |
4630 |
112 |
8266 |
1874 |
75 |
18498 |
135 |
14652 |
210 |
33150 |
1884 |
109 |
41107 |
201 |
24557 |
310 |
65664 |
1894 |
118 |
35366 |
168 |
22506 |
286 |
57872 |
1904 |
246 |
103735 |
153 |
34289 |
399 |
142024 |
1914 |
503 |
211910 |
174 |
24128 |
677 |
236038 |
Источник: Днепров, Э.Д. Усачева Р. Ф. Женское образование в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности - "Педагогика" / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева. - Москва: Дрофа, 2009. – 254с.
Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что женщины хоть и могли получить образование, но это было достаточно сложно в консервативном российском обществе. Основные изменения в российском женском образование совпали с «эпохой великих реформ», неотрывной частью которых стали радикальные реформы в образовании. Именно в данный период происходит реформирования женской школы. При Александре II было открыто большинство Женских Высших Курсов. Но после прихода к власти Александра III, почти все реформы женского образования были прикрыты, впоследствии были закрыты почти все женские высшие учебные заведения. После первой русской революции 1905 года начался рост учебных женских учреждений, но проблема женского образования так и не была решена до Октябрьской революции.