Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ В КОНФЛИКТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Козина Д.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ В КОНФЛИКТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 25(204). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/204/116248 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ В КОНФЛИКТЕ

Козина Дарья Андреевна
студент, Тюменский Индустриальный Университета, РФ, г. Тюмень

 

THE USE OF MANIPULATION IN CONFLICT

 

Daria Kozina

Student of the Tyumen Industrial University, Russia, Tyumen

 

Аннотация. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. С помощью общения реализуются их социальные отношения.  Именно во время общения человек может умышленно или не умышленно влиять на других людей, побуждая их к тем или иным действиям и мыслям. Распространённым типом воздействия являются манипуляции, которые зачастую и приводят к конфликтным действиям. В данной статье рассмотрены некоторые виды манипуляций, а также их использование в конфликте.

Abstract. Communication is a specific form of human interaction with other people, with the help of communication are realized their social relations.  It is during communication that a person can intentionally or unintentionally influence other people, prompting them to certain actions and thoughts. A common type of influence is manipulation, which often leads to conflict. This article discusses some types of manipulation and their use in conflict.

 

Ключевые слова: Манипуляция, конфликт, коммуникативное взаимодействие, воздействие, манипулятивные техники в переговорном процессе.

Keywords:  Manipulation, conflict, communicative interaction, influence.

 

Манипулирование людьми – это влияние, при котором принятие кем - либо мнения, товара или услуги может привести к их ущербу. Тех, кто испытывает чувство неполноценности, неуверенности в себе или страха, легче обмануть, а значит и легко манипулировать. Манипулирование людьми преследует цели и служит для того, чтобы влиять на других людей в отношении их поведения. Если вы стремитесь или достигаете положительного результата, это общение для убеждения. Люди, которыми манипулируют, действуют не на основе собственных идей или убеждений, а на основе чужих взглядов. Направленное управление путем целенаправленного воздействия извне в основном вызывает негативные эмоции при распознавании, поскольку манипулируемый более или менее становится простым исполнителем манипулирующего и должен реагировать только в соответствии с его представлениями. В общении также можно осуществлять речевое манипулирование, например, с помощью техники вопросов.

Термин «манипуляция» происходит от латинского и означает «ручка» или «уловка» и в основном используется в психологии, социологии и политике [1, c. 43].

У манипуляций множество определений, но ее суть хорошо отражает следующее: стремление изменить восприятие или поведение людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики [3, c. 18].

 Каждый всегда манипулирует любым другим, с кем имеет дело. Даже в простой модели общения у передатчика есть намерение, которое он хочет достичь или осуществить.

Таким образом,  манипуляция – это метод подчинения людей своей воле. Цель воздействия заключается в том, чтобы ослабить психологическое сопротивление манипулируемого. Манипуляция является скрытым действием, которое изменяет мнения, побуждения и цели объекта манипуляции для получения какой – либо выгоды субъектом манипуляции.

Мы живем в обществе, наполненном разными людьми. Одни открыты и искренны, не скрывают своих намерений и потому стремятся к такому же открытому общению. Другие скрытны, предпочитают скрывать свои мотивы, цели, предпочтения и действуют незаметно для других. Данный тип таких людей: человек – манипулятор. Д. Карнеги в своей работе отмечает, что манипулятор – человек разносторонний, дружелюбный, позитивный и умеет находить позитивное в своем собеседнике, имеет хорошие коммуникативные навыки [2, c. 24].

Шостром в своей книге «Анти – Карнеги или Человек – манипулятор» автор указал 8 типов манипуляторов:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает – делает все , чтобы управлять своими жертвами.

2. Тряпка. Жертва Диктатора и его противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.

3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой - перепроверить других.

4. Прилипала. Полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою значимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исповдоль заставляет других делать за него его работу.

5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессию, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода.

6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой.

7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодований, с трудом прощает.

8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищают, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельно [4, c. 8].

Проанализировав данную классификацию, можно сделать вывод о том, какими манипулятивными техниками пользуются данные типы. Этими манипуляциями являются обман, провокация, манипуляция авторитетом, обесценивание и выражение обиды.

Рассмотрим данные манипулятивные техники.

Обман - самая распространенная манипуляция. Она используется абсолютно везде, но в разных формах, например, манипулятор может недоговорить что – то или внести изменения в информацию.

Провокация может провялятся как в словах, так и действиях. Это может быть вопрос, который требует немедленной реакции, специальное затрагивание табуированных тем и т.д.

Манипуляций авторитетом тоже встречается довольно часто. Суть данной манипуляции в том, что оппонент вместо разумных аргументов приводит мнение каких – либо авторитетных людей, чтобы заставить вас делать и думать определенным образом.

Обесценивание проявляется в словах и действиях, которые как – либо преуменьшают, принижают важные для вас факторы, например, эмоции, достижения, ценности и т.д.

Выражение обиды используется, чтобы показать другим, что они ведут себя неправильно. Манипулятор ждет, что они поступят так, как нужно ему.

Мы рассмотрели 5 техник, которыми пользуются манипуляторы. И теперь на примере конфликта в студенческой группе рассмотрим использование некоторых манипулятивных техник, перечисленных выше.

Неотделимой частью студенческой жизни являются различные конфликты, которые могут привести к негативным последствиям.

На протяжении недели с 23.06.2022 по 29.06.2022 было проведено наблюдение за группой ОУКб – 19 – 1 для выявления конфликтных ситуаций.

За этот промежуток времени произошел всего один конфликт – между личностью и группой.

На перерыве между парами 3 студентки – подруги группы ОУКб – 19 – 1, далее студентка Т, студентка П и студентка Л сидели на диване и ждали начала следующей пары. Вдруг студентка Т начала шутить над студенткой Л, при этом снимая видео. К этому всему присоединилась студентка П. Студентка Л сначала смеялась над шутками и сама же шутила, но вскоре начала делать замечания своим подругам. Она просила перестать шутить и снимать видео, попросила студентку Т никуда не загружать видео. Студентка Т пообещала не выкладывать их,  но на просьбу престать шутить студентки не обращали внимание, продолжая это делать.  После этого студентка Л ушла, но вернулась к началу пары, при этом больше не разговаривая со своими подругами. Как оказалось позже, студентка Т все же выложила эти видео в интернет.

Наблюдая за данным конфликтом, было замечено, что все три студентки использовали как минимум одну манипулятивную технику. Использовались такие виды манипуляций, как «обман», «провокация» и «выражение обиды». Проявление данных манипуляций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Использование манипуляций

 

«Обман»

«Провокация»

«Выражение обиды»

Студентка Т

Несоответствие жестов, бегающие глаза, высокий тон голоса.

Обсуждение неприятных тем, шутки на темы неприятные человеку, толчки, ведение видеосъемки.

Студентка П

Обсуждение неприятных человеку тем, шутки на эти темы, толчки.

Студентка Л

Демонстративный уход, игра в «молчанку»,

«– Если вы продолжите я больше не буду с вами дружить»,

«– Перестаньте, а то я обижусь».

 

В данном конфликте Студентка Т использовала манипуляции «обман» и «провокация». Она дала обещание не выкладывать видео, но при этом все же сделала это. При давании данного обещания студентка избегала прямого контакта глаз, жесты не соответствовали словам. Также ее выдавал тон голоса, который был неестественно высок для студентки. Манипулятивная техника  «провокация» была проявлена в намеренном поднятии табуированных в данной группе тем, в виде шуток на эти темы, а также в таких действиях как толчки и шлепки.

Студентка П также использовала манипуляцию «провокация». Данная техника  проявлялась в специальном затрагивании запрещенных в группе тем, толчках и шлепках.

Студентка Л пользовалась манипуляцией «выражение обиды». Сначала студентка использовала словесные выражения по типу: « Если вы продолжите я больше не буду с вами дружить», « Перестаньте, а то я обижусь» и т.д. Затем эта манипуляция была проявлена в демонстративном уходе и после в игнорировании своих подруг.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что без манипуляций наша жизнь невозможна. Использование манипуляций в какой – то степени облегчает жизнь, однако часто приводит к негативным результатам, причем как для объекта манипуляций, так и для самого манипулятора. Если приобрести навыки анализа и выявления моделей манипулятивого воздействия, то станет намного легче эффективно противостоять такому воздейтсвию и защищать свои интересы в ходе конфликта. Эти навыки позволяют эффективнее использовать манипулятивные техники ро отношению к самому оппоненту.

 

Список литературы: 
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко.  – 3-е. – М.: Речь, 2016. – 344 с. – Текст: непосредственный.
2. Карнеги Д. Б. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Б. Карнеги. – М.: Прогресс, 2015. – 104 с. – Текст: непосредственный.
3. Сазыкин А. А. Инструкция для манипулятора: все секреты влияния на людей / А. А. Сазыкин. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2020. – 170 с. – Текст: непосредственный.
4. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: перевод с английского / Эверетт Шостром, [предисл. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского]. – Минск; Москва: ТПЦ Полифакт, 1992. – 127 с. – Текст: непосредственный.